
- •1. Введение в изучение цифровой культуры
- •2. Подходы к исследованию и предпосылки формирования цифровой культуры
- •2.1. Технологический детерминизм
- •2.2. Культурный детерминизм
- •2.3. Критический подход и постструктурализм
- •3. Проблемы генезиса цифровой культуры: историко-культурный анализ
- •3.1. Медиалогика культуры
- •3.2. Новые медиагибриды цифровой культуры
- •3.3. Предпосылки формирования цифровой культуры
- •3.3.1. Рыночный капитализм – первый компьютер?
- •3.3.2. Развитие науки в середине хх века
- •3.3.3. Холодная война
- •3.3.4. Компьютеры и контркультура
- •3.3.5. Влияние модернизма
- •4. Современная цифровая культура
- •4.1. Видеоигры
- •4.2. Персональный компьютер
- •4.3. Интернет
- •4.4. Искусственный интеллект
- •4.5. Искусство и технологии: логика гибридизации
- •5.1. Что такое цифровое искусство?
- •5.2. Рождение цифрового искусства: исторические этапы техно-художественной гибридизации
- •. Категории анализа цифровой культуры
- •6.2. Виртуальная реальность (иммерсионные среды)
- •6.3. Прозрачность (транспарентность)
- •7. Социально-политические и этические аспекты цифровой культуры
- •Заключительные замечания
- •Вопросы к зачёту по курсу
3.3. Предпосылки формирования цифровой культуры
Мы видели, что у средств коммуникации (медиа) есть своя специфическая логика развития. Однако то, какие формы обретает конкретный медиум, зависит от исторических условий и конкретных культурных факторов. Далее в качестве таких определяющих факторов формирования цифровой культуры мы рассмотрим развитие индустриального капитализма, научного знания, влияние холодной войны, контркультурных движений и современного искусства (художественного модернизма).
3.3.1. Рыночный капитализм – первый компьютер?
Как заметил французский историк и социолог Ф. Бродель, рынок – это самый первый компьютер, созданный человеком. Основные принципы, которые лежат в основе компьютерной техники, мы находим в основании индустриального капитализма XIX века. Абстрактность, универсальное кодирование (стоимость), программирование (производственных процессов), универсальный обмен и саморегуляция – это фундамент капиталистической системы. Абстрактность отрывает от земли, дематериализует обмен. Абстрактность начинается с разделения труда и доходит до общих оснований ценообразования и финансовых механизмов.
Абстрактность, универсальное кодирование и обмен воплотились в бумажных деньгах. Машинное производство – также прямой родственник этих принципов с добавлением управленческой функции программирования производственных процессов, где разделение труда кодируется в машинных функциях. Мы видим это на историческом примере – математизации принципов машинного производства Чарльзом Бэбиджем, изобретателем аналитической машины (1871) для рациональный автоматической обработки информации для обеспечения массового производства и разделения труда. Один из первых примеров автоматизации производства на основе перфокарт – шелковый ткацкий станок Жозефа Мари Жакарда (1810). Аналогичным образом первое универсальное офисное устройство – печатная машинка – является образцом стандартизации и механизация языка. Офисная техника – важный слой технологизации капитализма. Кассы, калькуляторы, печатные машинки – необходимые инструменты оперирования новыми абстрактными формами управления. Неслучайно одним из самых первых производителей компьютеров стала компания IBM, которая начинала с производства офисной техники, а графический пользовательский интерфейс (GUI, окна, мышь, курсор, иконки) был разработан в компании Ксерокс – лидере на рынке офисной техники.
Изобретение телеграфа (1820–30), связанное с развитием железнодорожного транспорта, совершило «революцию контроля» в больших промышленных системах (коммуникации на железных дорогах). Это повлекло переориентацию рынков с местных на региональные и международные – революция контроля стала революцией в торговле.
3.3.2. Развитие науки в середине хх века
Мы уже обсуждали, что европейский рационализм как важнейший культурообразующий элемент западных обществ играет принципиальную роль в развитии науки и технологий. Именно новейшие достижения в науке первой половины ХХ века стали тем рациональным основанием, на котором создавалась цифровая культура. Прежде всего, мы говорим о научных представлениях о коммуникациях, контроле и абстрактно-формальных системах в кибернетике, теории информации, молекулярной биологии, общей теории систем, теории искусственного интеллекта и структурализме. Именно эти научные направления сформировали общий контекст, создали язык и подготовили восприятие/понимание «информатизации».
Теория информации связана с именем Клода Шеннон. Его исследование «Математическая теория коммуникации» (1949) считают одной из самых значительных работ ХХ века. В ней описана классическая модель коммуникации для телефонной связи – «источник – кодировщик – раскодировщик – приемник» (Шеннон тогда работал в американской телефонной компании АТ-Т). Сама идея информации и передачи информации родилась именно в этом контексте. Шеннона интересовали технические/инженерные вопросы передачи сообщений и борьбы с помехами в телефонной связи (отсюда его термин «информация как закодированное сообщение», который он стремился сохранить в рамках инженерных подходов).
Интересно, что Шеннон обнаружил много общего в теории информации с молекулярной биологией. Её основоположник, ирландский ученый Эрвин Шреденгер, пытался найти ответ на вопрос: что позволяет живым существам сопротивляться энтропии и сохранять индивидуальные формы жизни? Ответом стало открытие хромосом, содержащих закодированную информацию, необходимую для поддержания жизни. Именно эти идеи – фундамент современной генетики – вдохновляли Шеннона.
Родоначальником кибернетики является американец Норберт Винер. Кибернетику он рассматривает как общую теорию контроля и коммуникации в мире людей и животных. Главные принципы кибернетики, саморегуляция и обратная связь, имеют универсальный характер. Интересно, что научные идеи Винера тесно связаны с его участием в военных разработках. Он пытался посчитать вероятности различных траекторий движения самолета для прицельных систем противовоздушной обороны. Он понял, что информация связана с неопределённостью, которая также включена в последовательность создания сообщения (кодирование).
С 1942 по 1954 год в Принстонском университете проходили знаменитые междисциплинарные конференции по кибернетике с участием математиков, физиологов, инженеров, антропологов, психологов (позднее уже в Европе присоединились экономисты и социологи). Практически в то же время активно развивается теория и методология искусственного интеллекта. В 1948 году в работе «Умная машинерия» британский математик Алан Тьюринг формулирует фундаментальные принципы возможности создания искусственного интеллекта. В 1956 году на первой объединённой Конференции по искусственному интеллекту мы встречаем уже известных нам Шеннона, Винера, других специалистов по кибернетике и теории информации. Уже тогда предсказывали возможности компьютера сочинять музыку, выигрывать в шахматы, решать математические задачи и др. (подробнее об искусственном интеллекте мы поговорим немного позже).
Ещё одно влиятельное научное направление того периода – общая теория систем, разработанная Людвигом фон Берталанфи. Он построил методологию анализа открытых динамических систем и их взаимодействия со средой. С момента создания в 1954 году Общества Общих Исследований Систем влияние системного подхода на различные направления научных исследований и технологических разработок постоянно возрастало.
Характерно, что в одном из самых влиятельных направлений гуманитарного знания 1940–50-х – структурализме – мы обнаруживаем близкие по сути идеи. В основе структурализма – структурная лингвистика Соссюра. Рассмотрение языка как формальной структуры означает, что разные явления могут быть формализованы и представлены в абстрактных отношениях. Базовые и простейшие из них – бинарные оппозиции, знак и значение. Это аналоги генетического кода в биологии и сигнала в кибернетике.
Таким образом, идеи информации, коммуникации и универсального кодирования оформились в рамках влиятельных научных направлений.