Билет №20 (2) Тема любви в лирике а. Блока
Не было гармонии в том мире, в который пришел поэт. Хаотичным, безобразным было его звучание. Не чувствовал поэт гармонии и в своей душе. Но гармония было ему нужна и желанна, без нее нельзя было жить. Она должна была явиться и преобразовать мир.
И она явилась в начале творческого пути Блока как Любовь. Любовь, но не та, о которой шептались его приятели, не легкий флирт студентов и барышень, не любовная страсть. «Я хочу не объятий: потому что объятия – это только минутное потрясение. Дальше идут привычки. Я не хочу слов. Слова были и будут. Слова до бесконечности изменчивы, и конца им не предвидится. Я хочу сверхслов и сверхобъятий».
О такой любви цикл стихов «О Прекрасной Даме».
Блок – певец «туманной» любви, неземной, возвышенной. В стихах о Прекрасной Даме воспета реальная девушка (Л.Д. Менделеева), но она идеализируется в символ Вечной Женственности, Красоты, в ней нет недостатков, она святая. Она и реальна, и божественна. В какое положение по отношению к ней поставил себя он?
Он ей служит, как богине, поклоняется, боготворит; он – рыцарь, давший обет вечного служения своей возлюбленной, он совершает моление в честь её, он преисполнен жажды поэзии во имя её.
Она – воплощение всей мировой Красоты, Гармонии, Мечты, Вечной Женственности)
Он хочет приблизиться к ней, но не может, т.к. отягощен своим земным происхождением, проклинает земные вериги (оковы), отчаивается и вновь стремится к ней. В этом контексте заря, утро, солнце, звезды приобретают символический смысл. Это не столько конкретные явления природного мира, сколько выражение различного психологического состояния, которое устанавливается между ним и Ею. Так, заря, утро – символ Её появления; зима, ночь воплощают время его разлуки с Ней.
Краски тоже символичны:
белое, светлое – чистое, совершенное (обычно – рядом, на земле);
синее – звездное, высокое (часто – недостижимое);
черное, лиловое – тревожное, катастрофическое, гибельное;
красное, пурпурное – цвета полнокровной жизни, страсти;
желтое – цвет увядания, тления.
В служении Прекрасной Даме видит смысл жизни молодой Блок. Ему не пока дела до того, что происходит в реальной жизни. Да ему и жизнь-то не кажется мрачной, потому что он смотрит на мир влюбленными глазами.
«Незнакомка» (1906)
До появления Незнакомки поэт видит мир мещанским, пошлым (пьяные крики, визг, жёлтый диск луны).
с появлением Незнакомки изменилось что-то в душе поэта:
И вновь перед нами синее – звездное, «из космических далей», высокое. Духи и туманы, бездонно-синие очи, дальний берег – всё это образы, символизирующие приход Любви и Красоты.
Что сказал своим стихотворением Блок о судьбе Любви и Красоты в «страшном мире» (последние строки – как их понимать?)
Однозначного ответа дать невозможно – кто как понял:
Любовь прекрасна, но она не способна преобразить мир. Пьяное чудовище остается пьяным чудовищем.
Любви нет места в жизни. Она – только в душе поэта, в его воображении, да и то в момент опьянения.
Любовь может преобразить жизнь, даже пошлую…)
Что же произошло с Прекрасной Дамой?
(она спустилась на землю; если раньше считалось, что уход от пошлости возможен через уход в любовь, то теперь…).
В связи с этим меняется мироощущение поэта и его отношение к идеальной любви.
«В ресторане» (1912) - (сравнить с «Незнакомкой»). Действие происходит там же, в ресторане. Как изменились действующие лица этой встречи – Он и Она?
Если там они были противопоставлены «страшному миру», то здесь они – сами порождение этого мира, т.к. его противоречия проходят и через их души. Поэт и незнакомка стремительно переключаются из мира обыденной действительности в мир Красоты и Любви (предпоследние строки), чтобы через мгновение снова сорваться и оказаться в мире визгливой пошлости (последняя строфа).
Им нужно преодолеть препятствия на пути к Любви не только внешние: переполненный зал, её кавалер, исступленная музыка, пляска, бренчащее монисто и визг цыганки; но и собственную раздвоенность, внутренние противоречия, раздирающие сердце:
дерзость – и смущение,
надменность, презрение – и дрожание руки,
движение испуганной птицы – и взоры, бросаемые из глубины зеркала (!).
Эти противоречия – признак катастрофичности бытия.
На фоне каких красок происходит действие?
желтый, черный – это тоже символы:
они контрастны между собой = расколотость мира, дисгармония, трагическая несовместимость.
желтый – цвет болезни, угасания, подступающей гибели; черный – траур…
В этом стихотворении поэт заставляет нас более мучительно ощутить драму столкновения Любви и Красоты с пошлостью и бездуховностью «страшного мира».
В ст-и «На железной дороге» пронзительная любовь поэта к России, выражена через драму женской судьбы. Он утверждает, что «пустые мечты» - это жестокие и страшные враги Любви и жизни и с ними надо вести вечную борьбу.
Но можно ли считать «пустыми мечтами» стремление человека к счастью?
Это прекрасная грустная стихотворная новелла. Начинается она необычно, с драматического финала:
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке,
на косы брошенном,
Красивая и молодая.
Структура фразы делает первую строфу эмоциональной, волнующей. Зелень некошеных трав как олицетворение вечной жизни, праздничность одежды погибшей, ее молодость, красота - и смерть. Концовка строфы с особой выразительностью выявляет этот страшный парадокс жизни.
Драматическое содержание строфы определяет всю последующую тональность стихотворения. Вторая и третья строфы вводят в сокровенную жизнь героини:
Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом,
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих –
нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон...
Очень естественно начало второй строфы. Ведь все уже в прошлом. Ничего не сбудется… Вероятно, встреча поездов была самым значительным и радостным событием в жизни девушки.
Несколькими штрихами («походка чинная», «нежней румянец», «круче локон») поэт передает этот волнующий для нее миг. Она вся собрана, напряжена: в душе таится надежда, что кто-то обратит внимание на ее красоту, а там, быть может, знакомство, встреча с необыкновенным. Разве в этом девичьем порыве к чему-то большому и значительному поэт не выразил общечеловеческого стремления юности к счастью!
Но в вагонах и купе поездов люди живут такой же скучной и унылой жизнью. В железнодорожном состав все «разграничено четко»: богатство, самодовольство и беспечность - в синих и желтых, горе и малые радости - в зеленых:
Вагоны или привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Как емки слова «плакали» и «пели»!
От встреч с поездом - одна неутоленная боль: