бОРОДИНА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИДЕНТИЧНОСТЬ НА ПОЗДНИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Направление 512000.68 Психология
Москва – 2012
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете на кафедре психологии развития
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. В последнее время в психологии и психологических отраслях знаний с большей частотой находит свое подтверждение точка зрения, согласно которой гендерная идентичность является результатом сложного развития личности на протяжении всей жизни (Б.Г. Ананьев, S. Bеm, Т.В. Бендас, И.С. Клецина, И.С. Кон и др.). Во многом данная ситуация связана с очевидной актуальностью как чисто теоретических, так и практико-ориентированных исследований в рамках рассматриваемого нами направления.
Гендерная идентичность как фундаментальное базовое чувство принадлежности к определенному полу в связи с предписанными ему социальными функциями и статусом не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации. При этом сам субъект является активным участником этого процесса, вырабатывает соответствующие ей самосознание, уровень притязаний, самооценок и т.д. Помимо этого, динамика онтогенеза гендерной идентичности отражает процесс принятия новых гендерных ролевых позиций, соответствующих различным возрастам. (И. С. Кон, 2004; Л.Н. Ожигова, 2006; Е.М. Ижванова, О.А. Карабанова, 2006 и др.).
Следует отметить детальную разработанность феноменов и закономерностей гендерной идентификации на ранних этапах онтогенеза (у детей и подростков) как в отечественной, так и в зарубежной науке (Д.Л. Нечаевский, 2001; И.Ю. Шилов, 2000; Г. Крайг, 2000; О.В. Прозументик, 1999; Л.В. Попова, 1996; E.H Erikson., 1996).
Однако работ посвященных динамике и содержанию гендерной идентичности в пожилом возрасте явно недостаточно, что не позволяет целостно представить ее закономерности и функции на протяжении человеческой жизни.
В современной психологической науке старение рассматривается как продолжающееся развитие человека. Следует отметить, что помимо приспособительных механизмов оно включает в себя способы активного взаимодействия с миром, где наряду с инволюционными процессами имеют место процессы и факторы, противостоящие инволюции. (Б. Г. Ананьев, 1972; М.В. Ермолаева, 2002; О.Н. Молчанова, 1999; Н.Ю. Прахт, 2001; А.А. Реан, 2001; В.В. Фролькис, 1985; Э. Эриксон, 1996). Кроме того, одной из основ полноценного функционирования личности в старости является продолжающая динамично развиваться мотивационная система. На фоне устранения мотивационного напряжения («элемента соревновательности») центральным жизненным мотивом становится «смыслообразующий мотив», отражающий то, ради чего человек живет.
Важным, как нам кажется, является то, что людям пожилого возраста приходится приспосабливаться не только к изменяющейся социальной ситуации (прекращение трудовой деятельности, изменение социального статуса, избыток свободного времени, утрата ведущей роли в семье и т. д.), но и реагировать на изменения в самих себе (морфо-функциональные изменения, снижение когнитивных функций, ухудшающееся состояние здоровья и т. д.). Понятно, что в зависимости от того, как человек переживает выход на пенсию, и какое отношение формируется у него в процессе осознания этого факта, происходят соответствующие изменения в его мотивационно-потребностной сфере. Для того, чтобы успешно преодолеть возрастной кризис, в процессе переживания которого неизбежны инволюционные изменения, пожилым людям необходимо обладать достаточным репертуаром поведенческой гибкости, тесно связанной с индивидуальной спецификой структуры социально-психологической адаптации.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что, по нашему мнению, наиболее доступным и целесообразным является изучение в отношении адаптации именно социально благополучных представителей пожилого и старческого возраста. Для представителей же социально неблагополучных слоев населения целесообразнее проводить исследования причин и уровня их дезадаптации.
Под социально благополучными мы понимаем представителей пожилого и старческого возраста, проживающих в благоустроенных квартирах, удовлетворенных своим материальным положением, имеющих достаточно высокий уровень образования (высшее или средне-специальное), следящих за состоянием своего здоровья.
Также хотелось бы отметить, что гендерная идентичность, являясь базовой составляющей самосознания, представляет собой чувствительный индикатор адаптивных функций, что с достаточной степенью четкости прослеживается в исследованиях A.Heilbrun, 1981; S. A. Basow, 1980; W. H. Jones, M. E. Cernovetz и R. O. Heuson, 1978; C. Emslie, K. Hunt, и R. O` Brien, 2004. Однако, гендерная идентификация и трансформация маскулинных и фемининных качеств как совокупности личностных характеристик, соответствующих стереотипу женственности или мужественности, у пожилых людей в зарубежной психологии изучена крайне фрагментарно и неполно. При этом полученные данные отражают интересные и важные для этого периода изменения гендерного самосознания (K.Duglas, D. Arenberg, 1978; S. S. Feldman, Z. C. Biringen, S. C. Nash, 1981; L. Tamir, 1982; C. J. Erdwins, J. C.Mellinger, 1983; Davidson, K., 2004; Thompson E. H. и Patrik M. Woarty P. M. 2004).
Общеизвестно, что андрогинный тип гендерной идентичности представляет собой сложный комплекс установок, стереотипов, ролевых представлений и т.д. При этом андрогиния как баланс, гармоничное сочетание в личности и поведении маскулинных и фемининных черт, является, в первую очередь, значимой психологической характеристикой человека, определяет его способность варьировать поведение в зависимости от требований ситуации. Степень выраженности андрогинии имеет индивидуальный характер.
Необходимо отметить тот факт, что в настоящее время все же остаются открытыми вопросы, касающиеся того, о чем может говорить склонность гендерного аспекта самосознания пожилых людей к андрогинии, (J. S. Hude, D. E. Phillis, 1979; , M. Krajnik, K. Skuldt-Niederberher, 1991; J. D. Sinnott, 1977, 1982; Y. Shimonaka, K. Nakazato, C.Kawaai, S. Sato, 1997; Schaie, K. M. и Willis,S.L. 2002), неоднозначность данных и интерпретаций относительно андрогинных качеств у пожилых вызывает множество предположений, что также, пусть и косвенно, подтверждает очевидную актуальность нашего исследования.
В отечественной психологии накоплено еще недостаточно знаний о феномене гендерной идентичности в пожилом возрасте. Отсутствие таких исследований у людей пожилого и старческого возраста не позволяет составить представление о динамике и функциях этой составляющей самосознания в течение всей жизни.
Цель исследования: Изучение гендерной идентичности людей, находящихся в пожилом и старческом возрасте, и ее взаимосвязи с социально-психологической адаптацией к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Объект исследования: Гендерная идентичность в пожилом и старческом возрасте.
Предмет исследования: Андрогиния в структуре гендерной идентичности как фактор успешной социально-психологической адаптации в пожилом и старческом возрасте.
Гипотеза исследования: Успешность социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности у представителей пожилого и старческого возраста (живущих в социально благополучных условиях) зависит от ведущей роли андрогинии в структуре гендерной идентичности.
Задачи исследования:
1. провести анализ основных теоретических и экспериментальных данных по теме исследования;
2. установить индивидуальную степень выраженности фемининности, маскулинности, андрогинности в структуре гендерной идентичности у лиц пожилого и старческого возраста;
3. измерить уровень социально-психологической адаптации, качества жизни, и выраженности личностных черт в пожилом и старческом возрасте;
4. определить значимые различия и сходства между мужчинами и женщинами по полученным показателям шкал методик, используемых в исследовании с учетом возрастных особенностей, семейного положения и уровня образования испытуемых;
5. выявить наличие взаимосвязи между андрогинным типом гендерной идентичности и показателями социально-психологической адаптации, выделенными в ходе исследования.
Теоретическая основа исследования:
1. Эпигенетическая теория психосоциального развития личности Э. Эриксона, согласно которой условием формирования полноценной личности в пожилом и старческом возрасте является интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго.
Основываясь на этом положении, можно предположить, что на поздних этапах онтогенеза происходит интеграция маскулинных и фемининных черт в структуре гендерной идентичности, в результате чего формируется андрогинный тип гендерной идентичности, тесно связанный с успешной адаптацией.
2. Концепция андрогинии С. Бем. Утверждение о наибольшей приспособленности к жизни лиц андрогинного типа гендерной идентичности, сочетающего черты маскулинности и фемининности, что позволяет проявлять гибкость в поведении в зависимости от требований ситуации.
Основываясь на этом утверждении, можно предположить, что андрогинная гендерная идентичность в пожилом и старческом возрасте является фактором успешной адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Методологическая основа исследования:
Принципы системного подхода к изучению целостности личности Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и др.; основные подходы к проблеме самосознания И. С. Кона, В. В. Столина, Л. Д. Столяренко, И. К. Кузнецовой и др., позволяющие рассматривать половое/гендерное самосознание как один из аспектов целостного самосознания личности; многофакторный подход Koestner R., Aube J., Spence J. T., и др., позволяющий рассматривать включенность полотипических качеств в целостную личностную самоидентичность; результаты исследований по гендерной проблематике Н.В. Дворянчикова, Л.В. Поповой, В.Е. Кагана, А.С. Кочаряна, А. Heilbrun, S. A. Basow, W. H. Jones, M. E. Chernovetz, и R. O. Heuson и др.; основные представления Б. Г. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, А. А. Реана, О. Н. Молчановой, Э. Эриксона, В. В. Фролькиса и др. о старении как о продолжающемся развитии человека, когда наряду с инволюционными процессами имеют место процессы и факторы, противостоящие инволюции.
Методы исследования включали:
Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования; наблюдение, беседу, анализ медицинской документации, тестирование, качественный и количественный анализ результатов с применением методов математической статистики.
Достоверность полученных результатов и выводов диссертации обеспечивалась научно-методологической базой исследования, использованием комплекса методов, адекватных предмету, целям, задачам, репрезентативностью выборки, адекватными методами статистической обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
В результате эмпирического исследования гендерной идентичности у социально благополучных представителей пожилого и старческого возраста выявлено преобладание андрогинного типа гендерной идентичности в мужской и женской группах испытуемых.
Получены данные о состоянии структур гендерной идентичности на поздних этапах онтогенеза. Выявлено преобладание андрогинии во всех измеряемых конструктах: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мужские стереотипы», «Женские стереотипы» в женской и мужской группах испытуемых (на примере социально благополучной выборки).
При помощи количественных характеристик показана взаимосвязь между андрогинным типом гендерной идентичности и успешной социально-психологической адаптацией в пожилом и старческом возрасте. Выявлено, что взаимосвязь с социально-психологической адаптацией имеет только такой структурный компонент гендерной идентичности как «Я-реальное» (в отличие от «Я-идеального», «Мужских стереотипов» и «Женских стереотипов») (на примере социально благополучной выборки).
Выявлено, что среди социально благополучных пожилых мужчины по уровню выраженности андрогинии в структуре гендерной идентичности («Я-реальное») и параметрам, характеризующим успешную адаптацию, имеют более высокие показатели, чем женщины.
Теоретическая значимость работы состоит в уточнении представлений о структурных и содержательных компонентах гендерной идентичности в пожилом и старческом возрасте. Полученные в исследовании данные о преобладании андрогинии в структуре гендерной идентичности у лиц пожилого и старческого возраста во всех исследованных конструктах: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мужские стереотипы», «Женские стереотипы» - дополняют существующие в науке представления о развитии гендерной идентичности личности на протяжении всей жизни.
Уточненные в исследовании научные представления о наличии взаимосвязи андрогинного типа гендерной идентичности и адаптационных процессов личности в пожилом и старческом возрасте расширяют существующие в современной науке представления об особой стадии гендерной идентификации, сопутствующей наиболее удачной адаптации в пожилом и старческом возрасте.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:
1. Полученные данные могут быть использованы при разработке учебных программ для психологов и социальных работников, при подготовке и повышении их квалификации.
2. На основе выдвинутых и доказанных в исследовании положений может быть осуществлена консультативная и психокоррекционная помощь людям, находящимся в пожилом и старческом возрасте.
3. Кроме того, на основе полученных данных можно проводить новые научные исследования и расширять научные познания в такой малоизученной области психологической науки как геронтопсихология.