
Металлургия и металлообработка
Развитие и совершенствование орудий производства, разработка новых конструкций огнестрельного оружия и, в особенности, артиллерийского вооружения, развитие ремесла и торговли — все это значительно увеличивало потребность в металле, вызывало необходимость увеличения не только количества выработки металла, но и повышения его качества. Феодальный период характеризуется дальнейшим совершенствованием обработки железа и освоением в период мануфактуры непрерывного доменного процесса вьиплавки чугуна из руды.
Технический уровень металлургии в начальный период феодализма был очень низким. Вьгплавка железа велась в сыродутных горнах или в небольших шахтных .печах. Процесс выплавки отличался громадной трудоемкостью и был мало производителен: до 70% металла оставалось в шлаках, суточная производительность горна не превышала 50 кг железа. Выемка железа в виде криц, из печи приводила к необходимости разбирать часть кладки печи и затем снова восстанавливать; процесс 'получения железа был периодическим. На пути технического совершенствования металлургии вставал целый ряд существенных трудностей.
Для удовлетворения возросшей потребности в металле необходимо было поднять производительность железоделательных печей. Опыт показывал, что для увеличения производительности печей нужно увеличивать их высоту, а это, в свою очередь, выдвигало необходимость интенсификации дутья. Задача была решена путем перехода от ручных мехов к мехам с приводом от водяных колес.
Рис. 3.19. Схема домницы
Важность непрерывной подачи воздуха в печь была установлена в процессе многовекового опыта железоделательного производства. Слово «домна» происходит от древнерусского слова «дмение»—дутье. Отсюда же название железоделательных печей в древней Руси — «домница» (рис. 3.19).
Применение водяного колеса для привода воздуходувных мехов привело к увеличению высоты печей до нескольких метров и позволило поднять суточную .производительность печи до 1 г, уменьшив при этом вдвое отходы металла в шлаке.
Интенсификация дутья вызвала повышение температуры в печи до 1 400—1 500° С, что приводило к образованию карбида железа, плавившегося при 1 400° С и способствовавшего образованию жидкого чугуна. В XVII, когда воздуходувные мехи, приводимые от водяных колес, увеличили подачу воздуха в печи в 15 раз по сравнению с ручной, а давление подаваемого воздуха в печах, достигших высоты 8 м, увеличилось в 3—4 раза, весь металл стал выдаваться печами в виде жидкого чугуна. Так постепенно возник непрерывный рабочий процесс выплавки чугуна в доменных печах.
Для того чтобы непрерывный доменный процесс стал преобладающим при выплавке железа из руды, нужно было научиться применять чугун, освоить и использовать его высокие литейные качества. Только к концу XVIII в., когда были освоены как приемы литья чугуна, так и передел его в железо, чугун стал основным продуктом металлургического процесса. Передел чугуна в железо осуществлялся методом выжигания из него углерода путем длительного и многократного расплавления и перемешивания.
Во второй половине XVIII в, в Англии было виедрено в практику новое топливо для черной металлургии — каменноугольный кокс, вместо ранее применявшегося древесного угля. Необходимость изыскания нового вида топлива для металлургии была вызвана значительным сокращением английского железоделательного производства, наступившего вследствие обезлесения районов выплавки железа. Внедрению кокса способствовало также
Рис. 3.20. «Молотовый амбар» (Тульские заводы. XVII в.).
Водяные колеса приводят в действие воздуходувные мехи и кузнечный молот; для усиления удара молота используются упругие свойства специального гибкого бруса (расположен над молотом).
и то, что при увеличении высоты домен древесный уголь крошился под тяжестью руды и создавал пробку для воздуха, подаваемого в печь. В конце XVIII в. кокс применялся в Англии и для передела чугуна в железо в специальных печах, получивших название пудлинговых.
При обработке железа и стали одним из основных технологических процессов являлась ковка. Применение гидравлической энергии позволило увеличить размах и массу .молота (рис. 3.20) и, следовательно, осуществлять более крупные поковки. Холодная обработка металлов была почти исключительно ручной, осуществляемой при помощи ручных инструментов: зубил, напильников, сверл и т. п.; только пушечные стволы растачивались с приводом от водяных колес. Таким образом, холодная обработка металлов носила преимущественно ремесленный характер и при менялась при изготовлении некрупных предметов: замков, часовых механизмов, вооружения, металлических деталей сбруи, ручных орудий (топоры, пилы, лопаты) и других инструментов и изделий. Так, на Руси уже в XII в. обработка металлов получает значительную дифференциацию. Выделяются специалисты: оружейники, гвоздочники, замочники и многие другие: замки, носившие название «русских», были известны и за рубежами нашей страны.
Рис. 3.21. Схема токарного станка с горизонтальной и вертикальной подачами резца и с вращением обрабатываемого предмета действием силы тяжести.- 1 — обрабатываемая деталь, вращающаяся при опускании груза 2; 3—ходовой винт, приводимый во вращение грузом 4; 5 — подножка для нажима резца на обрабатываемую деталь, перемещающаяся при помощи грузов 6 и 7: 8 — шнур для подъема грузов; 9 — скоба для опускания подножки и подъема грузов 6 и 7.
Получило развитие проволочно-волочильное производство, причем волочение в отдельных случаях осуществлялось с приводом от водяных колес. Начинает применяться прокатка свинца между вальцами при получении свинцовых листов для изготовления кровель и труб, свинцовых прутков определенного профиля для изготовления оконных переплетов и других мелких изделий. Прокатка железа, требовавшая. более сложных станков, способных выдерживать громадные давления, и более мощных двигателей, была осуществлена позднее.
Инструмент для обработки металла все более специализируется; создаются различные металлообрабатывающие станки — токарный, сверлильный, но все они были весьма примитивны и маломощны (рис. 3.21).
Русское литейное дело, особенно меднолитейное, достигло в этот период блестящего развития. Русские литейщики отливали Уникальные колокола и пушки громадных размеров. Так, в 1654 г. был отлит в Москве царь-колокол весом 130 т, а вес другого царь-колокола, отлитого в 1735 г. отцом и сыном Материными, достигал около 200 г. Замечательный /мастер литейного дела XVI в. Андрей Чохов прославился отливкой громадных пушек. Его царь-пушка (1596 г.) весит 40 г. Чохов являлся основателем русской школы литейного искусства, из которой вышло около 250 мастеров-пушкарей, работавших в Московской и в других пушкарских слободах. Русское медное литье, так же как и русское железо, славилось во всем мире и служило предметом вывоза за границу. Известно, что по заказу английского правительства в Москве были отлиты колокола, установленные на колокольне Вестминстерского аббатства в Лондоне.
Русским железом широко пользовались в Англии в XVI и особенно в XVII в., когда из-за обезлесения и недостачи древесного угля выплавка чугуна в Англии силыно пала и создалась угроза кризиса всего производства. Исключительно важное значение для английской промышленности имел ввоз в Англию русского железа в период -промышленного переворота.