Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КП зачёт.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
647.68 Кб
Скачать

36 Вопрос:

Смешанная форма правления сочетает в себе элементы демократии, олигархии и монархии. И означает, что в государственном устройстве присутствуют элементы власти многихвласти нескольких и власти одного. Термин был введен в рассмотрение Полибиусом в Древней Греции и подхвачен Цицероном. Лишь в эпоху Возрождения он получил дальнейшее развитие, а широкое применение в эпоху Просвещения. Смешанная форма правления лежит в основе разделения властей.

Сплетение форм власти одного, нескольких и многих придает бо’льшую стабильность государтсвенному устройству. Однако, сочетание демократии, олигархии и монархии было использовано Полибиусом без учета деления форм правления на правильные и неправильные. Если рассматривать аристотелевское деление, тогда сплетение правильных форм правления – монархии, аристократии и политии – являются положительной формой смешанного правления. А неправильные формы правления – тирания, олигархия и демократия – вместе дают отрицательныю форму смешанного правления – форму антиправления или использования людей. Но антиправлению также присуща высокая стабильность смешанной формы правления и побороть антиправление многократно труднее, нежели отдельные неправильные формы правления.

Наличие в России демократии (во всей полноте ее сущности), сильной олигархии и многих, если не всех, признаков тирании (как отношения власти к человеку, а не как сосредоточия власти в руках одного человека) означает лишь полноту и высокую стабильность сложившегося антиправления.

37 Вопрос:

Исходя из весьма значительных полномочий, которыми в соответствии с Конституцией РФ наделяется Президент России, постсоветское российское государство может характеризоваться как президентская республика.

В государственном механизме современной России институт президентства, который был учреждён в 1991, фактически всегда играл и продолжает играть ведущую роль. В формально-юридическом плане Президент РФ со всеми его властными полномочиями не входит ни в одну из традиционных для теории разделения властей ветвей власти– ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.

Согласно Конституции Президент России является главой государства и в этом качестве выполняет особые функции как по отношению к другим государственным органам, так и по отношению к обществу и в целом к государству. Проявляясь одновременно в двух порою трудно различимых «ипостасях»– в качестве особого государственного органа и высшего должностного лица, Президент РФ выступает как гарант Конституции России, гарант прав и свобод человека и гражданина, а также как официальный представитель российского общества и государства. В соответствии с Конституцией он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её государственной целостности и независимости; определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти России. Осуществляя данные функции, Президент РФ с формально-юридической конституционной точки зрения не только «не примыкает» ни к одной из ветвей власти, но и не стоит над этими ветвями власти. Конституция РФ в связи с этим особо устанавливает, что в своей деятельности при определении основных направлений внутренней и внешней политики государства Президент руководствуется Конституцией и федеральными законами. В Основном законе страны особо подчёркивается, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» (ст. 80, п. 3; ст. 90, п. 3). Аналогичные по своему характеру положения содержатся также и в текущем законодательстве. Так, в Гражданском кодексе РФ особо указывается на то, что «в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон» (ст. 3, п. 5). Из сказанного следует, что если указы Президента как главы государства, согласно Конституции, уступают по своей юридической силе законам, т.е. актам, принимаемым высшим законодательным органом страны– парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.