- •Литература послевоенного десятилетия (1946-1956 годы).
- •Литература первых лет «оттепели»
- •Литература 1960х годов. Общая характеристика.
- •60Ки исповедовали идеи демократии. Она была для них высшим способом государственного устройства. Не отрицали и демократической демократии. Горбачёв тоже был 60м.
- •3 Самых громких имени: Евтушенко, Вознесенский, Рождественский.
- •Проза 1960-х годов
- •Деревенская проза 1960-х годов. Основные тенденции развития.
- •Кризисные явления в деревенской прозе второй половины 1960-70-х годов.
- •1960-Е годы – рост городов за счёт деревенских жителей. Стремительная маргинализация населения – новое социальное явление.
- •«Городская» тема в прозе 1960-70-х годов.
- •Тема войны в литературе 1960-х годов и её эволюция
- •Развитие военной темы в прозе 1970-х годов
- •1967 Год, 1971 год, 1974 год – три даты, три редакции. Первый вариант в журнале «Наш современник». Повесть состоит из введения и 4-х частей.
- •Тема лагеря в литературе первой «оттепели».
- •Формирование литературной ситуации эпохи застоя.
- •Проблематика и идеи литературы эпохи «застоя»
- •1953 Год – падает стена непонимания между Вохминцевым и партией.
- •Отечественная история в изображении литературы периода застоя (1970-начало 1980-х годов).
- •1973 Год – повесть «Нетерпение»; 1978 год – роман «Старик» – сталкиваются два времени: гражданская война и время написания.
- •2 Потока истории: 1) история революции, борьба за нравственные принципы; 2) борьба за дачу.
- •Драматургия 1960-70-х годов
- •1972 Год – пьеса Игнатия Дворецкого «Человек со стороны» – сначала поставлена на сцене, потом только напечатана.
- •Проза «сорокалетних».
1972 Год – пьеса Игнатия Дворецкого «Человек со стороны» – сначала поставлена на сцене, потом только напечатана.
Главный герой – инженер Чешков на огромном заводе. Он новый начальник цеха. Выясняется, что он сам вызвался возглавить этот участок. Это было неприятно. Он ни с кем не стремится подружиться.
Отказывает работнице, когда она на два-три дня отпрашивается посадить картошку в деревне, его обвиняют. Он отвечает, что надо заменить непрофессионалов. Вы не умеете управлять.
Главная мысль советской литературы в этой пьесе – партия всё может? Чешкову вдруг отдают приказание – выполнить горящий план. Он отказался. Его судят члены партии.
В 70-е годы остро ощущается потребность новых решений. Начинает готовиться новое мышление, начинают формулироваться новые подходы к жизни человека.
Равнение на результат, а не на способ его реализации объявлен Чешковым преступной работой.
Пьеса имела необычайный успех, говорила о потребности общества переоценки прежних советских поступков. Советская литература с 30-х годов воспитывала исполнителя, готового на любые личностные затраты. Литература 70-х годов в этом засомневалась.
Александр Гельман «Сталевары». В 1972 году написал пьесу «Премия» – тоже была сразу поставлена, потом опубликована в 1976 году – получил премию.
Вышла на экраны под названием «Протокол одного заседания» – Олег Ефремов сделал эту пьесу визиткой нового МХАТа.
Рабочим первой бригады Потапова выписал премию. От имени бригады он отказывается получать премию. Они с бригадой посчитали, что премия рассчитывается по низшему разряду. А они перерабатывают => заработок должен быть выше. Работа должна быть организована лучшим образом. Вынужденные простои, так как что-то не подвезли, чего-то не было.
По реальным затратам, по их работе, бригада должна была заработать в два раза больше. Пьеса ошеломила и читателей, и зрителей.
Ефремов почувствовал глубокую неудовлетворённость всей организацией нашей жизни. Реальный исполнитель перерос уровень руководства.
Производственная пьеса требовала ответов на очень важные вопросы: «Как жить? Перепутали мы совершенно, где своё, где народное, где забота о людях, а где хаос?» (из пьесы Дворецкого).
Люди устали жить поделёнными на официальную литературу и реальную жизнь, на словах одно, а на деле – другое.
В литературе, как и в жизни, назрели серьёзные драматические противоречия.
В драматургии эпохи застоя две взаимозаключающие традиции развития:
1. Сомнения в человеке (Вампилов). Если человек очень долго живёт во лжи – он сохраняет в себе способность искреннего чувства? (Зилов с женой проигрывают заново сцену признания). Сами реальные чувства где? Человек заблудился, литература не отвечает на вопросы => открытый финал.
2. В литературу должен был вернуться энергичный герой, человек с активной жизненной позицией (инженер Чешков). Такое решение – несколько схоластическое.
Проза «сорокалетних».
1. Нравственно-этический идеал прозы «сорокалетних».
2. Стилистические и жанровые поиски авторов.
Учились в литинституте, первые их выступления в Москве => их назвали «Московская школа». Но сами они из разных мест. Всем приблизительно 40 лет. Это поколение людей, родившихся после войны – конец 40-х годов. Время их гражданского мужания 70-е годы.
Проза «сорокалетних» из этого периода – последнее крупное явление. С середины 70-х стали появляться произведения авторов, которые не попадали под привычные тематические рубрики.
Настойчивый выбор героя одного и того же социального плана, привычный сюжетный уровень => их первые произведения были восприняты недоброжелательно.
Критик Игорь Дедков в журнале «Литературное обозрение» в начале 80-х годов написал статью «Когда рассеялся лирический туман». Подвёл первые впечатления от произведений целого ряда авторов. Унылая картина. Дедков предъявлял претензии новому поколению, упрекнул в монотонности сюжетных ходов, в приземлённости материала, в неотчётливости позиции героев. С точки зрения Дедкова, новое поколение сдало позиции.
Его раздражает герой, который не принадлежит к героям, строго говоря. Персонаж, погружённый в сферу быта (служебные, семейные, домашние отношения). Обычно изображён любовный треугольник, лишённый привлекательности, тоскливый. Самые главные претензии – размытые нравственно-этические критерии героев. Авторская позиция не очень определённо выражена. «Мелкотемье» – так в советской литературе называлась литература о быте.
«Сорокалетние» пришли в литературу, когда ценности послевоенного времени были уже литературой хорошо освоены. Время застоя.
В литературе господствовало два потока:
1) литература официальная
2) литература диссидентов
Внутренняя разрушительная работа в обществе, ощущение постоянной двойственности. Безвременье, тоска.
Руслан Киреев, Владимир Маканин, Анатолий Афанасьев, Вячеслав Курчаткин. Они вошли в литературу, напутствуемые кем-то из уже сложившихся художников (Курчаткин Астафьевым, Афанасьев Трифоновым).
Руслан Киреев. Роман «Победитель». Герой этого романа – герой прозы «сорокалетних». Судьба братьев Рябовых – младшего Станислава и старшего Андрея.
Андрей – взгляды «шестидесятников», художник, сложная семейная жизнь (развёлся с женой, но в комнате висит фото дочери). Он весь в исканиях, поисках самого себя. Сложные отношения с родителями. Мать – директор кондитерской фабрики, отец – директор на радио. Братья выросли очень разными. Станислав – «белый воронёнок», подтянут, строг, опрятен, сдержан, ироничен, он – экономист, удачливо строит карьеру. В 27 лет – кандидат наук, работает в научно-исследовательской лаборатории. Его очень любит научный руководитель. Ясно, что Станислав скоро унаследует лабораторию. Женат на красивой женщине враче. Мечтают о своей квартире, живут с родителями.
Между братьями – постоянные покалывания.
Станислав уверен, что все любят Андрея. Ощущает себя под обвиняющими взглядами Андрея. Андрей правда считает, что у Станислава всё слишком правильно.
Станислав всё время сомневается, как его действия будут выглядеть со стороны.
Роман начинается с того, что Станислав поехал на экскурсию. Купил две путёвки, чтобы ехать с женой. Но она не смогла поехать, Станислав её в чём-то подозревает. Продаёт путёвку случайной девушке, библиотекарю. Игривое поведение с его стороны. Но постоянно за собой следит. Мысль, а поедет ли он в Жаброво к этой девушке?
Свобода человека в том, чтобы отвечать своим чувствам.
Станислав проходит целый ряд искушений.1) проигрывает в голове ситуации, но знает, что в Жаброво никогда не поедет 2) у Станислава обнаруживается давний знакомый, который сделал карьеру. От него зависит получение квартиры. Жена ставит условие – рождение ребёнка только в новой квартире. Станислав едет на встречу с приятелем. В итоге не говорит, что ему надо. Говорит, что просто хочет увидеться. Приятель в шоке, готов помочь, но Станислав отказывается 3) научная руководительница больна. На работе считают, что её надо отправить на пенсию. Рябова приглашает к себе руководитель НИИ, предлагает задержать на два-три дня отчёт, тогда будет выставлена вина Штакоян. Станислав не отвечает ни да, ни нет. Он отправляется к Штакоян. Она ему когда-то подарила мохеровый шарф. Чтобы её порадовать он надевает его, хотя ему не нравится, не подходит. Штакоян это замечает. Рябов сдаёт отчёт вовремя, не за что уводить Штакоян.
Критика и читатель – неприятие Станислава (рациональный, взвёшенный, нет размаха).
Заканчивается роман: праздник. Местная богема. 30-летие Андрея, родители и жена не приглашены. Андрей приглашает свою няньку. Андрей произносит очень важный тост, посвящённый младшему брату – победителю, который выиграл во всём. Станислав пытается иронически хмыкнуть, растерян.
Роман этим и заканчивается. Тост обозначил главную задачу, проблему: поколение «шестидесятников», их бунт, порыв чувств, внутреннюю свободу – оказывается в числе проигравших.
Андрей не реализует себя как сын, отец, муж. Все отношения он разорвал якобы во имя творческой свободы. Но его картина – реклама аэрофлота не соотносится с внутренними задачами, которые должен решать художник => не реализовывает себя и как профессионал.
«Шестидесятники» – стремление быть свободным, не соотносили его с тем, что их окружало. Оказались повержены бытом.
Станислав – их полный антипод, не ставил никаких задач, гордых и значительных. Делал карьеру, не изменял жене – презираем «шестидесятниками». Никогда не срывается на матери, хотя часто испытывает раздражение. Станислав постоянно в чём-то себя ограничивает. Но он, с точки зрения Киреева, оказывается человеком, который живёт так, чтобы другим было хорошо. Герой, в котором нет ничего героического. Показывает героя, который реализует себя каждый день, в быту нелегко: преодолев искушение сделать проще, удобнее для себя. И не может этого сделать, так как значит, что хуже для кого-то другого.
Название романа: в споре братьев он отдаёт предпочтение младшему поколению, так как «шестидесятники» оказались несостоятельны, их творческая миссия оказалась невыполненной.
Герой «сорокалетних» – человек, осознающий, что реализовывать себя нужно в делах бытовых.
Смена литературного поколения обычно характеризуется взрывом эмоций и отрицанием всего, что было создано до них.
«Сорокалетние» нарушают эту традицию. Они хорошо знают ценности предшествующего поколения и разделяют их. Киреев повесть «Дорогие мои старики», Курчаткин «Весенний свет».
Их позиция – принимать чужие точки зрения, оставляя за ними право быть таковыми. Эта внешняя услужливость обескуражила литературных критиков.
Для поколения «сорокалетних» характерна широта взглядов.
Готовится релятивизм как важное качество литературы переходного этапа, конца ХХ века, «сорокалетние» – первые вестники этого.
«Сорокалетние» исходят из того, что жизнь многомерна и многоаспектна, быт – это часть экзистенциального процесса.
«Шестидесятники» – подчёркнутые гуманитарии, «сорокалетние» владеют всей палитрой современного знания, очень образованы, знают разные способы трактовки действительности – и за каждым из них оставляют право на существование. Ни в чём ином, как в быту, человек реализовать себя не может.
«Сорокалетние» отказываются от социального пафоса (Станислав ироничен ко всем лозунгам матери, заявлениям брата, отца) => чрезвычайно важна для «сорокалетних» собственная точка зрения героя. После господства литературы 1960-х годов пришло новое поколение, которое утверждало, что следование нормам также трудно, важно и необходимо, как и созидание нового.
«Сорокалетние» стремятся к норме человеческих отношений (не поиск героического, яркого, исключительного). Есть уважение к знаниям предшественников, уверенность, что до конца этим знаниям следовать невозможно. Знают, что сделать так, как надо, необыкновенно сложно.
По-другому оценивают конфликт человека и мира. Раньше мы оценивали мир как неготовый к принятию человека, надо преодолевать этот мир, человек должен что-то скрывать в себе и в мире.
«Сорокалетние» – должен, но это невероятно трудно, недостижимо. Непреодолимая трагичность бытия.
У Курчаткина рассказ «Из записок экстремиста» жизнь – движение в твёрдом и прозрачном веществе, где для каждого прорыт свой ход. Каждый идёт своей дорогой, видит другого, но не слышит. Все вместе, но по одному. Каждый заключен в себя как в капсулу.
Обречённость на одиночество, которое не может преодолеть даже любовь, участие в жизни другого человека, так как другой – такой же, как ты, тоже стремится к чему-то своему.
Вся наша жизнь стремится к тому, чтобы стать хаотичной, так как много желаний, хотений, борений.
Мнение каждого хочу уважать, но мнение всех учесть нельзя. Нравственные принципы – доказательство того, что человек погружен в быт, как в ежечасную самореализацию.
«Сорокалетние» никогда не верили в результативность социальных схем.
Владимир Маканин сразу заявил о себе как об авторе остродраматичном.
Первая повесть была опубликована в «Новом мире» при жизни Твардовского. В 1965 году – роман «Прямая линия». Важная мысль: главный герой – физик, занимается важными теоретическими проблемами, рассчитывает пуск космического корабля. При запуске происходит сбой, погиб один человек, отец двоих детей. Главный герой летит к месту катастрофы, уверен, что он виноват. Вспоминает своё военное детство, ужас, который он пережил, мать, которая не могла его защитить, бессилие, жалость к ней.
Если твоя жизнь начинается так, с войны, то никогда тебе не будет сопутствовать удача, никогда другим от тебя не будет счастья.
Этой мысли никогда не было в литературе. Дети войны навсегда выброшены из жизни.
Повесть «Безотцовщина» об искалеченных с детства душах, об ответственности, которая лежит на людях, так искажающих человеческую душу. Необратимая ситуация.
Нравственные беды и вина никогда не могут быть исправлены.
«Сорокалетние» – дети хаоса, знают, что в мире космос – гармония, может быть, не существует.
Герои Маканина на границе двух миров. Одновременно мир реальный и потусторонний.
Повесть «Лаз» – герой движется по лазу, а он всё больше сужается, всё труднее связь между этими мирами. Нижнее пространство побеждает.
Роман «Андеграунд» – иной мир, инобытие. Над головами людей сомкнулись годы культуры, началась новая полоса, новое измерение. Поколение «сорокалетних» осознаёт себя как людей эпохи безвременья.
Восприняло от предшествующей литературы главную идею – свободы. Попытавшись применить её на практике, поняли, что реализовать её невозможно. Идее свободы противопоставляют идею «самотёчности жизни». В жизни-самотёке – сотни свобод, сотни желаний.
Приходят к выводу, что человек во внешнем мире найти себя не может. Человек, опирающийся лишь на показания внешнего мира, теряет самого себя (Митя Родионцев).
Для героя Маканина чрезвычайно важна необходимость вернуться к самому себе. Мир внешний подвергается сомнению, оказывается пустотой, ряженьем, фантомом, который диктует какие-то требования.
Мы идём по дороге самоопустошения. Единственный путь – к самому себе.
Герой «сорокалетних» должен осознать, что ушла старая культура («Андеграунд»), ушёл старый быт («Повесть о старом посёлке»), появляются новые кружки, объединения, свиты.
Герой сознательно замыкает себя в кружок, клан.
«Сорокалетние» застают мир в эпоху пересотворения, подвергли сомнению безусловность мира материального.
