
- •Психология моды
- •В поисках сущности моды
- •Психологические механизмы моды
- •Двойной механизм моды
- •Факторы модности
- •Мода как массовое подражание
- •Конформизм как фактор моды
- •Элементы распространения моды
- •Парадокс модника
- •Модник-антимодник (модник-индивидуалист)
- •Модник-суггестор (модник-массовик)
- •Влияние моды на психологию масс
- •Основные выводы
Психологические механизмы моды
Одна из первых попыток определения не моды вообще, а самого внутреннего механизма развития моды встречается уже у немецкого философа И. Канта в достаточно известном сочинении “О вкусе, отвечающем моде”. В этой работе великий мыслитель писал; “Закон этого подражания (стремления) — казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой”. Подчеркнем, что это просто подражание без всякой пользы. Кант полагал, что в моде нет никакой внутренней цели, и относил ее к “рубрике тщеславия”. Хотя несколько дальше он писал еще о том, что в той же степени мода относится и к “рубрике глупости”, так как “при этом имеется некоторое принуждение — поступать в рнбской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие”. И достаточно внятно завершал ход своих мыслей: “Всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни”1,
Двойной механизм моды
В основе моды лежит не постоянный, не единый, а переменчивый и множественный механизм. Этот механизм, состоящий из нескольких компонентов, обеспечивает особую динамику моды, быстро делает нечто модным, одновременно превращая что-то предшествующее в яино немодное. Так выглядит ситуация в реальной жизни. Однако, с аналитической точки зрения, психологически все происходит почти совершенно наоборот. Вначале появляется нечто, делающее в глазах людей немодным все предыдущее. И только уже затем :гго новое нечто становится модным, окончательно вытесняя теперь уже явно немодное. Появлению психологической категории “модности” по времени предшествует категории “немодности”.
Если принять такую последовательность, то дальше все становится достаточно понятным. В основе массовой моды, безусловно, лежит психологический механизм подражания. Однако это — только второй компонент сложного механизма. Это та самая “модность”, которая является фактором распространения чего-то нового. За ней стоит подражание чему-то уже существующему и признанному “модным” в результате действия первого компонента сложного механизма,
Первой же частью является создание чего-то нового, его демонстрация и активная пропаганда. За созданием, демонстрацией и пропагандой чего-то нового стоит попытка выделения себя личностью или группой ради обособления от себе подобных через обретен не какой-то действительно новой, уникальной черты. Первоначальный компонент механизма массовой моды на самом деле является антимассовым.
Действительно, если посмотреть на моду в одежде, то вначале появляются уникальные экспонаты (“высокая мода?-, “от кутюр^), которые завоевывают признание среди элиты. Элита всегда склонна к восприятию нового, поэтому его признание основано на опровержении старого. Парадокс заключается в том, что элита никогда не хочет быть “модной” в массовом смысле. Она во всем хочет оставаться уникальной. Поэтому она все время подхватывает что-то “элитное”, но затем, демонстрируя и пропагандируя, сама способствует его превращению в массовое. Затем действие этого двухступенчатого механизма воспроизводится заново: ставшее массовым отвергается ради чего-то нового, модного, также быстро становящегося массовым.
Одним из первых уловил такую диалектическую природу механизма моды Н. В. Рейнгардт. Исследуя моду не с эстетической, а с экономической и социальной точек зрения, он не мог хотя бы вскользь не коснуться и социально-психологических аспектов. Рейлгардт полагал, что мода обычно рождается под влиянием двух основных факторов. С одной стороны, это свойственный человеку “дух нововведения” (стремления к обновлению). С другой же стороны, это также вполне естественная человеческая наклонность к подражанию.
Попытка выделения из массы ведет к появлению нового. Однако согласимся, что не всякое новое быстро становится массовым и, тем самым, затем само уничтожает свою новизну. За легкостью массовнзации нового стоит человеческая психология, которая должна быть готова к массовизации. Массовым же, как известно, становится далеко не все новое.