
- •Ведение.
- •Проблемы с выходом из ссср Непростой выход.
- •Карабахская война.
- •Контракт века.
- •Остатки советского наследия.
- •На пути развития. Экономика.
- •Население.
- •Вооружённые силы Азербайджана.
- •Внешняя политика.
- •Инфраструктурный прорыв.
- •Образование.
- •Азербайджан сегодня и завтра Сегодняшний Азербайджан.
- •С мыслью о завтрашнем дне.
Внешняя политика.
Постсоветский Азербайджан — пример государства с диверсифицированной внешней политикой. В этом смысле Баку после 1991 года научился извлекать уроки из собственной истории. В период первой республики азербайджанская элита сперва играла роль младшего брата Турции, а потом «нефтяной вышки» Великобритании. «Второй Азербайджан» действует гораздо более тонко, стараясь «не складывать яйца в одну корзину», считаясь «своим» и в США, и в России: с одной стороны, участвует в прозападном ГУАМе, а с другой — заявляет о стратегическом интересе к партнерству с РФ. Об этом Ильхам Алиев не постеснялся заявить и в ходе своего вашингтонского визита в 2006 году. В 2004—2005 гг. Баку нашел свои пути и к Тегерану. В последние годы по азербайджанскому пути во внешней политике (как это ни парадоксально) идет Армения, отказываясь от односторонней «привязки» к России. Некоторые попытки диверсификации внешнеполитической стратегии предпринимает и Казахстан, который все больше попадает в фокус интересов американского Госдепартамента. Однако Астане и Еревану далеко до Баку в умении держаться на геополитических качелях…
Таким образом, история межгосударственных отношений постсоветских РФ и Азербайджана началась 15 лет назад. В «кавказской политике» России азербайджанское направление занимает особое место. Баку находится между двух крайних полюсов кавказской «Большой игры». Если крайним антироссийским полюсом является Тбилиси, то наиболее последовательной пророссийской силой считается Ереван. Так вот, в отличие от Грузии, целенаправленно декларирующей свой стратегический курс на евроатлантическую интеграцию и избавление от российского «имперского наследия», Азербайджан стремится к конструктивным отношениям с Россией. В 1997 году между двумя нашими государствами был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности». В 2001 и 2004 годах были подписаны Московская и Бакинская декларации по налаживанию «высокого диалога» между двумя государствами. Товарооборот между нашими странами достиг к 2007 году 1, 5 млрд. долларов США.
России и Азербайджану удалось также найти взаимопонимание по вопросу Каспия. По словам заместителя министра иностранных дел Азербайджана Халафа Халафова, «благодаря российской стороне первым достижением в этом вопросе можно считать договоренность по статусу между Азербайджаном и Россией, к которой позже присоединился и Казахстан». В Азербайджане не открывают «музеев оккупации», зато там функционируют и сегодня 346 школ, где ведутся занятия на русском языке. 15 тыс. студентов также имеют такую возможность. В Баку не рассматривают российское военное присутствие (Габалинская РЛС, проект «Касфор») как проявление «десуверенизации». Многие представители официального Азербайджана, начиная с президента Ильхама Алиева, неоднократно давали высокие оценки миротворческому потенциалу России в процессе карабахского урегулирования. И тот факт, что тезис о возможном размещении российских миротворцев в зоне армяно-азербайджанского противостояния был в 2006 году дважды озвучен именно в Баку, о многом говорит. Представить себе позитивные высказывания в Тбилиси о российском миротворчестве невозможно.