
- •17. Гражданская поэзия 1880-х годов
- •22. Творчество ф. М. Достоевского в религиозно-философском контексте
- •28. Духовно-этические поиски и творчество л. Н. Толстого
- •30. Роман-эпопея «Война и мир» л.Н. Толстого (творческая история, герои и проблемы романа)
- •32. Проблематика и идейная направленность романа «Воскресение» л.Н. Толстого
- •33. Проза н. С. Лескова в контексте русской литературы 2-й половины XIX
- •34. Произведения н.С. Лескова о героизме и талантливости русского человека («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник»)
- •35. Демократический характер творчества в.Г. Короленко
- •36. Особенности литературного процесса последней трети XIX в.
- •43. Своеобразие реалистического метода Гаршина
35. Демократический характер творчества в.Г. Короленко
В.Г. Короленко даже среди великих русских писателей выделялся своей особой человеческой порядочностью, кристальной нравственной чистотой. И советские идеологи были вынуждены признать, что он «олицетворял собой совесть и достоинство русской демократической литературы» (БСЭ, т. 13, с. 199). Известна роль Короленко в деле о «мултанском жертвоприношении», в «деле Бейлиса», когда он после многолетней борьбы добивался оправдания несправедливо осужденных людей. Во время одного из процессов умерла дочь Короленко, но он даже не поехал на похороны, так как не мог оставить людей без защиты. Ведь почему-то не марксисты, не большевики – «борцы за счастье народное», а писатель возмутился фальсифицированными процессами, реально помог людям! (Впрочем, через несколько десятков лет большевики сами стали устраивать фальсифицированные процессы и провели их не два-три, как «жестокий» царь, а много тысяч). Нечего и говорить, насколько демократический и гуманный характер носит литературное творчество Короленко, достаточно вспомнить «Слепого музыканта», «Историю моего современника». В молодости он был революционером, 3 года провел в ссылке в Якутии. Но и он не принял Октябрьской революции, 3 декабря 1917 года поместив в «Русских ведомостях» письмо А.В. Луначарскому: «Вы торжествуете победу, но эта победа гибельная для победившей с вами части русского народа, гибельная, быть может, и для всего русского народа в целом… Власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола». А позже, 22 июня 1919 года, в интервью корреспонденту Российского телеграфного агентства, говорил: «Основная ошибка советской власти – это попытка ввести социализм без свободы… Социализм придет вместе со свободой или не придет вовсе». Неужели великий писатель в одночасье потерял весь свой гуманизм и демократичность, отвергнув революцию, казалось бы, принесшую долгожданную свободу миллионам рабочих и крестьян? Большевикам надо было задуматься над письмом Короленко, но Ленин возмутился поведением совести русской литературы и написал Горькому, что неплохо посадить Короленко в тюрьму… Только сейчас, почти через сто лет, мы видим, как пророчески звучат слова писателя. «Гибель от собственного произвола» произошла, хотя и через 70 лет. Короленко оказался более прав, чем большевики, ослепленные своим фанатизмом.
Реалистическое творчество Короленко всем своим содержанием противостояло упадочной буржуазной литературе предреволюционной эпохи. Оно отразило народный протест против буржуазно крепостнических порядков царской России, против национального неравенства и угнетения. В 1907 году В. И. Ленин назвал Короленко "прогрессивным писателем". Демократический характер его творчества отмечало в 1913 году ленинская "Правда". Указав на то, что Короленко "стоит в стороне от рабочего движения", "Правда" в то же время писала: "Мы чтим в нём и чуткого, будущего художника, и писателя-гражданина, писателя-демократа". Высоко оценивая общественное и художественное значение творчества Короленко, ставя его как писателя в пример молодым литераторам, М. Горький писал: "Мне лично этот большой красивый писатель сказал о русском народе многое, что до него никто не мог сказать".
Ценя демократические тенденции творчества Достоевского, Короленко совершенно не принимал его трактовки народа как носителя идей православия и самодержавия. "Для Достоевского народ был "богоносец"",-- критически замечал Короленко98, имея в виду и общую концепцию автора "Братьев Карамазовых" и прямые слова Зосимы из этого романа (IX, 310). Подчеркивая свое разногласие с Достоевским, Короленко писал, касаясь его речи о Пушкине: "Впоследствии он говорил о том, что народ признает своим только такого поэта, который почтит то же, что чтит народ, то есть, конечно, самодержавие и официальную церковь"99. Короленко, убежденному, что историческое развитие ведет народные массы к сознательной гражданской деятельности, к борьбе за свои права, были дороги черты вольнолюбия в народном характере, а не патриархальные пережитки в сознании народа, ценившиеся Достоевским.
Резко отрицательное отношение Короленко вызывала, как он выражался, "метафизическая софистика византийской диалектики Достоевского", связанная с образом старца Зосимы из "Братьев Карамазовых". Религиозно-этический и гражданский идеал Достоевского, воплощенный в образе Зосимы, был совершенно не приемлем для Короленко. В письмах и дневниках писателя неоднократно встречаем иронические упоминания имени этого героя Достоевского100.