
- •Лесные почвы неморальной полосы (широколиственные леса, лесостепь) Распространение неморальных лесов
- •Особенности строения и генезиса почв на песчаных отложениях
- •Скорости формирования гумусового горизонта
- •Почвы южной лесостепи
- •Особенности развития почв южной лесостепи
- •Заключение
- •Лесные почвы неморально-бореальной полосы (южная тайга, хвойно-широколиственные леса) Распространение неморально-бореальных лесов
- •Особенности антропогенного освоения полосы неморально-бореальных лесов
- •Основные варианты сукцессии лесных экосистем в неморально-бореальной полосе
- •Почвы неморально-бореальной полосы и особенности их развития
- •Почвы со слабо дифференцированным профилем
- •Почвы с погребенным гумусовым горизонтом
- •Почвы с сильно дифференцированным профилем
- •Разнообразие почв старовозрастных лесов
- •Особенности развития почв бореально-неморальной полосы
- •Лесные почвы бореальной полосы (северная и средняя тайга) Распространение бореальных лесов
- •Особенности антропогенного освоения полосы бореальных лесов
- •Основные варианты сукцессии лесных экосистем в бореальной полосе
- •Особенности населения почв бореальных лесов
- •Почвы бореальной полосы и особенности их развития
- •Заключение
Почвы с погребенным гумусовым горизонтом
По
литературным данным (Хантулев, Гагарина,
1972; Караваева и др., 1986; Александровский,
Александровская, 2005), почвы с
дифференцированным профилем, в которых
выделяется погребенный гумусовый
горизонт, на территории неморально-бореальной
полосы распространены достаточно
широко. В восточной части Вологодской
области ПГГ был встречен более чем в
50% случаев, а в Кировской области —
практически повсеместно (Подзолистые
почвы, 1980; Караваева и др., 1986). Глубина
его расположения варьирует от 10 см (EL,
редко AEL)
до 40-60 см, редко до 70 см (чаще В1, реже ELB,
очень редко В2).
В почвах бореально-неморальных лесов мы встречали ПГГ намного реже, чем в почвах неморальной полосы (группа 2, рис. 11 Б). Обычно погребенный гумус представлял собой не протяженный горизонт, а морфоны различной формы, на вертикальной стенке профиля выглядевшие как полосы, пятна. В большинстве случаев эти морфоны были ассоциированы с западинами старых вывалов: темный (гумусированный, иногда с включениями углей) материал, перемещенный на дно западины (горизонтальные и субгоризонтальные линзы, прослойки, серии комков), либо в «карманы» западины (изогнутые линзы, субвертикально ориентированные прослойки, крупные комки в переднем «кармане» западины) Образование таких структур может быть результатом:
перемешивания материала древнего гумусового горизонта, обладавшего большой мощностью. Верхняя часть гумусового горизонта была преобразована, а затем ПГГ потерял непрерывность в результате замешивания с материалом выше- и (реже) нижележащих горизонтов;
перемещения в западину ВПК (погребения) фрагментов гумусового горизонта, сформированного на текстурном горизонте. Мощность гумусового горизонта и давность его погребения могут быть различными. В этом случае в профиле отсутствуют следы древнего мощного гумусового горизонта, и на основе анализа строения конкретного почвенного профиля мы не можем сделать вывод о наличии или отсутствии такого горизонта в прошлом.
Среди исследованных нами территории неморально-бореальной полосы, наиболее часто ВГГ встречали в почвах юга республики Коми. Примеры ПГГ в двух профилях дерново-подзолистых почв и в профиле подзолистой почвы показаны на рисунках.
Почвы с сильно дифференцированным профилем
Для подавляющего большинства почв неморально-бореальной полосы характерна сильная дифференциация профиля; их можно отнести к группам 3 или 4 в зависимости от выраженности следов ветровальных педотурбаций прошлых воздействий было очень велико. Принципиальным является чередование различных вариантов угодий, существовавших на одном и том же участке: строевой лес, неудобряемая пашня, удобряемая пашня, лесной перелог и др. При этом пашни служили основным «поставщиком» дезагрегированного осветленного материала. Его нынешнее размещение в профилях является не только результатом лессиважа, но также отсыпки по корневым ходам деревьев и перемещения в результате вывалов. В целом, южная часть бореально-неморальной полосы (подзона смешанных лесов) является областью распространения почв с наибольшей текстурной дифференциацией профиля.
Практически во всех почвах неморально-бореальной полосы нами встречены угли — свидетельство прошлых пожаров или выжиганий. В стропахотных почвах неморально-бореальной полосы, как и неморальной, единичные угольки и их скопления часто встречаются в нижней части бывшего пахотного горизонта и в подпахотном горизонте; в осветленном материале этих горизонтов, заполнившем корневые ходы деревьев. Обычны встречи скоплений углей в западинах старых ВПК.
В случае старопахотных почв на суглинках и глинах встречи углей индицируют скорее прошлые выжигания, чем пожары. Однако в подзоне южной тайги, особенно в ее восточной части, угли часто встречаются в почвах, в которых нет признаков прошлой распашки. В этом случае с большей уверенностью можно говорить о воздействии в прошлом пожаров, а не выжиганий.
Часто внутри ареала почв с развитым сильно дифференцированным профилем встречаются почвы с маломощным профилем. Образование таких почв является результатом интенсивной эрозии. Такие почвы были обычны в горах (заповедник «Басеги»); среди исследованных нами равнинных почв признаки прошлой эрозии в максимальной степени были выражены в почвах на юге республики Коми. Значительная часть профилей здесь имела «усеченное» строение — маломощный горизонт А или EL залегал непосредственно на материнской породе (горизонт ВТ в профиле отсутствовал).
Особенности строения почв на песчаных отложениях
Основные отличия песчаных почв неморально-бореальной полосы от таковых неморальной полосы — отсутствие почв с мощным гумусовым горизонтом, сравнительно редкая встречаемость почв с погребенным гумусом. Так же, как и в неморальной полосе, мы не встречали здесь профилей песчаных почв, в которых не было бы следов пожаров и/или распашки. Обычно в профиле присутствуют признаки неоднократности этих воздействий.
Встречи углей во всех профилях песчаных почв или в их большей части, как в виде прослоек, так и в минеральной толще отмечают многие исследователи.
По нашим наблюдениям, мозаичность почвенного покрова выше в районах распространения пашенного земледелия. Формирование такой мозаичности может быть связано с мелкоконтурностью угодий, отличавшихся по характеру использования (пашня, сенокос, дровяной или строевой лес). Большую роль играло также варьирование степени удобрения пашен.