
- •Лесные почвы неморальной полосы (широколиственные леса, лесостепь) Распространение неморальных лесов
- •Особенности строения и генезиса почв на песчаных отложениях
- •Скорости формирования гумусового горизонта
- •Почвы южной лесостепи
- •Особенности развития почв южной лесостепи
- •Заключение
- •Лесные почвы неморально-бореальной полосы (южная тайга, хвойно-широколиственные леса) Распространение неморально-бореальных лесов
- •Особенности антропогенного освоения полосы неморально-бореальных лесов
- •Основные варианты сукцессии лесных экосистем в неморально-бореальной полосе
- •Почвы неморально-бореальной полосы и особенности их развития
- •Почвы со слабо дифференцированным профилем
- •Почвы с погребенным гумусовым горизонтом
- •Почвы с сильно дифференцированным профилем
- •Разнообразие почв старовозрастных лесов
- •Особенности развития почв бореально-неморальной полосы
- •Лесные почвы бореальной полосы (северная и средняя тайга) Распространение бореальных лесов
- •Особенности антропогенного освоения полосы бореальных лесов
- •Основные варианты сукцессии лесных экосистем в бореальной полосе
- •Особенности населения почв бореальных лесов
- •Почвы бореальной полосы и особенности их развития
- •Заключение
Почвы неморально-бореальной полосы и особенности их развития
В бореально-неморальной полосе на суглинистых равнинах преобладают почвы с текстурно-дифференцированным профилем: дерново-подзолистые, подзолистые. При этом степень дифференциации профиля увеличивается с севера на юг (Тонконогов, 1999).
На почвах тяжелого гранулометрического состава в условиях пологих склонов или плоских плакоров получило развитие заболачивание и сопутствующее осветление верхних горизонтов в результате поверхностного оглеения. В результате были сформированы обширные массивы торфяно-глеевых, глеево-подзолистых и т.п. почв.
На песчаных породах преобладают разные варианты альфегумусовых почв, прежде всего дерново-подзолы и подзолы. В условия моренно-зандрового рельефа широко распространены подзолы глееватые и глеевые, торфянистые почвы. На водно-ледниковых и аллювиальных равнинах основными почвами являются подзолы, дерново-подзолы и слабоподзолистые иллювиально-железистые почвы (боровые пески). Последние чаще всего приурочены к однородным пескам материковых дюн (Герасимова, 2007).
В центре Европейской России, в подзоне смешанных лесов, более обычны ряды типологически «смежных» почв. Севернее, в подзоне южной тайги, наблюдается большая контрастность почвенных сочетаний.
Рассмотрим, как соотносятся исследованные почвы неморально-бореальных лесов с группами почв, выделенными по характеру морфологически диагностируемых в профиле признаков антропогенных и биогенных педотурбаций для почв неморальной полосы
Почвы со слабо дифференцированным профилем
В неморально-бореальной полосе, как и в полосе неморальной, относительно небольшую долю профилей можно отнести к первой группе — почвам со слабо дифференцированным или недифференцированным профилем. Тем не менее, почти на всех модельных территориях мы встречали подобные почвы. Однако все эти почвы здесь содержат следы сильных экзогенных воздействий (распашек или пожаров. На юге Московской области это серые почвы, встреченные нами на участках полидоминантных широколиственных лесов. Как и в дубравах Козельских засек, основу насаждений здесь составляют культуры дуба (возрастом до 240 лет); во всех случаях созданию культур предшествовал непродолжительный период пашни. Соответственно, в почвах хорошо выражен старопахотный горизонт: темнобурый или бурый, хорошо гумусированный, гомогенный, с относительно ровной нижней границей (на глубине около 20 см). За время развития леса он был частично замешан с нижележащим ПГГ. ПГГ имеет более темную окраску, чем верхний гор. А, в нем заметно выше по-розность, лучше выражена копрогенная структура многопорядковых агрегатов. Нижняя граница ПГГ проходит на глубине 40-60 см. В профилях присутствуют следы вывалов, перемещавших материал ПГГ и ВТ, а также распашки, предшествовавшей формированию темногумусового ПГГ. Из этого следует, что данные участки были вовлечены в распашку много веков назад, затем несколько столетий происходило развитие почв под лесной растительностью. В конце XVII - начале XVIII века территория снова была расчищена из-под леса и распахана; после забрасывания пашни были созданы лесные культуры дуба.
В Центральном лесном заповеднике к почвам со слабо дифференцированным профилем относятся буроземы. Нами они описаны на участках липово-еловых лесов. Мощность гор. А составляет 30-50 см; в профилях присутствуют следы давних пожаров (угли, замешанные вывалами с материалом гор).
На юге республики Коми буроземы (рис. 92) были встречены на территории массива старовозрастных пихтово-еловых лесов. Внутри этого массива буроземы приурочены к участкам пихто-ельников и ельников неморально-бореальных и высокотравных; в их древостое присутствовали также осина, береза, липа. Мощность гор. А составляла 20-45 см; в профилях были хорошо различимы следы старых ветровальных педотурбаций, перемещавших материал горизонтов А, А(ВМ), ВМ. Во всех западинах старых ВПК встречены угли. Помимо буроземов, к почвам со слабо дифференцированным профилем здесь можно отнести перегнойные (илл. ПО). Повсеместно присутствуют следы выборочных рубок различной интенсивности.
На территории заповедника «Басеги» в пихто-ельниках были встречены буроземы грубогумусные и подбуры, сформированные на делювиальных каменисто-глинистых отложениях. Возраст елей (Picea obovata) достигал 300 лет; кедровых сосен, участвовавших в древостое, — 400 лет Мощность горизонтов ВМ и BFH составляет 30-50 см. В профилях присутствуют следы ветровальных педотурбаций, перемещавших материал иллювиальных горизонтов и нижележащего делювия; во многих случаях хорошо заметен результат горизонтальной сортировки крупнозема ветровалами.