Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник лекция 111.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
1.31 Mб
Скачать

Разнообразие почв старовозрастных лесов

Исследования малонарушенных лесов неморально-бореальной полосы Европей­ской России показали, что даже среди старовозрастных еловых или елово-пихтовых лесов с участием липы, расположенных на относительно труднодоступных участках, велико сукцессионное разнообразие экосистем.

* Эколого-ценотические группы (ЭЦГ): Рп — боровая, Вг — бореальная, Nm — неморальная, Nt — нитрофильная, Н — высокотравная (сборная)

На средних стадиях сукцессии во всех типах леса преобладают подзолистые по­чвы и подзолы В лесах на более поздних стадиях сукцессии 'разнообразие почв увеличивается. Но даже в ельниках высокотравных, по большинству признаков состава и структуры растительности соответствующих климаксным лесам, мы наблюдаем значительную долю почв с признаками существенных нарушений в прошлом. Как было сказано выше, наиболее близки к устойчивому состоянию профи­ли буроземов и перегнойных почв.

Буроземы были описаны в основном в ельниках и пихто-ельниках бореально-неморальных или высокотравных на различных позициях рельефа, в том числе на водоразделах. Следует отметить встречи буроземов в сосняках неморально-бореальных, иногда с присутствием порослевой липы. Они расположены среди обширного массива сосняков кустарничково-зеленомошных и лишайниково-зеленомошных, в почвенном покрове которых преобладают подзолы. Вероятно, буро­земы соответствуют участкам, по каким-либо причинам избежавшим многократного воздействия пожаров (в профилях буроземов наличествуют признаки давних пожаров в виде скоплений углей в материале старых западин ВПК).

Перегнойные почвы описаны, в основном, в ельниках и пихто-ельниках высокотравных (иногда с участием липы) на пологих склонах, примыкаю­щих к долинам речек или ручьев. В ельниках и пихто-ельниках высокотравных приручьевых (иногда с участием липы), произрастающих в долинах речек, обычны дер­новые аллювиальные почвы.

Особенности развития почв бореально-неморальной полосы

Во всех описанных нами почвах неморально-бореальной полосы встречены сле­ды распашек и/или пожаров. К условиям гемибореальных лесов в наибольшей сте­пени применимы рассмотренные выше закономерности элювиально-иллювиальной дифференциации профиля, развивающейся в результате действия этих факторов. Кро­ме того, существенной чертой генезиса почв неморально-бореальных лесов, в отли­чие от почв широколиственных лесов, является часто встречающаяся смена типа гумуособразования: от образования мюллевого или модер-мюллевого гумуса к форми­рованию модера или моора.

Как и в случае почв неморальной полосы, определению времени начала актив­ного экзогенного преобразования почв неморально-бореальной полосы может помочь анализ возраста погребенных гумусовых горизонтов. |4С возраст погребенного гумуса в разных почвах варьирует от 9500 до 3000 лет; возраст большинства горизонтов среднеголоценовый (Караваева и др., 1986).

Хорошая сохранность реликтовых гумусовых горизонтов в определенных усло­виях свидетельствует о том, что в преобразованных почвах со сниженной биогенной активностью процессы минерализации органического вещества, его биохимическое разложение и воспроизводство уже в средней части профиля настолько замедляются, что определенные фракции органического вещества сохраняются неопределенно дол­гое время (Хантулев, Гагарина, 1972).

Заключение

Вероятно, основной причиной широкого распространения деградированных текстурно-дифференцированных почв в бореально-неморальной полосе Европейской России стал затянувшийся на долгий срок переход от подсечно-огневой системы зем­леделия к трехполью, исключавший как искусственное, так и естественное восста­новление и поддержание почвенного плодородия (Офман и др., 1998; Бобровский, 2001, 2004).

Основным фактором деградации являлось пашенное земледелие при очень ма­лом удобрении почв. Нельзя с уверенностью сказать, послужили наиболее существен­ной причиной деградации антропогенные воздействия какого-либо отдельного пери­ода времени, либо деградация имела накопительный характер.

На большей части неморально-бореальной полосы наиболее широким распро­странение пашенного земледелия было в интервале XI-XIV веков. К этому же време­ни относятся свидетельства интенсивной пахотной эрозии почв на этой территории (Александровский, Кренке, 1993; Сычева, Грибов, 2003). Вероятно, именно этот этап освоения лесов неморально-бореальной полосы имел решающее значение для преоб­разования почвенного покрова.

Вместе с тем, почвенно-археологические данные (Александровский, Кренке, 1993; Низовцев, Онищенко, 2000; Александровский, Александровская, 2005) говорят о начале очагового распространения пашенного земледелия еще в начале железно­го века (середина I тыс. до н.э.). Наши результаты также показали давнее (для раз­ных участков не менее 1500-2000 лет) начало деградации современных текстурно-дифференцированных почв центра Европейской России.

Существенную роль в преобразовании почвенного покрова на территориях с песчаными, супесчаными и легкосуглинистыми почвами сыграли лесные пожары. Историю пожаров мы обсуждаем в следующей главе, а возможные причины и меха­низмы образования разнообразных почв в районах распространения пожаров рассмо­трим в главе 10. Здесь же отметим широкое распространение почв с недифференци­рованным или слабо дифференцированным профилем и развитым муллевым гумусо­вым горизонтом в рефугиумах. Такие рефугиумы представлены, в основном, старо­возрастными еловыми, пихтово-еловыми лесами, иногда со значительным участием липы, на севере и востоке неморально-бореальной полосы.

Во многих случаях участки с господством почв с недифференцированным про­филем характеризуются специфическими условиями увлажнения (перегнойные по­чвы), либо положением в рельефе (буроземы на склонах). Однако не вполне коррек­тно связывать формирование подобных почв исключительно с водным режимом ме­стообитаний или их положением в рельефе. Эти факторы в большой степени опреде­ляли сохранность почв с недифференцированным профилем, но не являются ведущи­ми факторами их развития. Результаты исследований почв в массивах малонарушенных лесов показывают, что такие почвы формируются и на плакорных участках.

Давнее сельскохозяйственное освоение и большая частота воздействий отлича­ют многие районы неморально-бореальной полосы от территорий, расположенных как к югу, так и к северу. Высокая интенсивность антропогенных воздействий была связана с малым числом периодов депопуляции населения в этом регионе и неболь­шой их продолжительностью. Результатом является большая степень преобразования в результате длительного воздействия земледелия и сопряженных факторов.

Несмотря на это, считать экосистемы неморально-бореальной полосы макси­мально нарушенными среди экосистем лесной зоны Европейской России не позво­ляют несколько обстоятельств, наиболее существенными из которых являются отно­сительная сохранность как бореальных, так и неморальных видов в составе флоры, в том числе видов деревьев, и связанный с этим сравнительно высокий восстанови­тельный потенциал многих лесных экосистем.