Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
,,Формообразование в архитектуре и раковины,, (...docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
13.09.2019
Размер:
202.42 Mб
Скачать

Глава 2: «яркие представители современного нам мира моллюсков»

На данном изображении представлена одна из самых необычных по своей форме и архитектонике раковин. Это «Удивительная Татчерия», названная так в честь английского конхолога ( специалиста по раковинам ) и страстного коллекционера по фамилии Татчер.

Трудно не согласиться с тем, что раковина больше напоминает не творение природы и дом моллюска, а, скажем, какую – нибудь техническую деталь с нанесённой на неё резьбой. Такие восхитительные превращения возможны благодаря той среде, тому грунту, на котором моллюск обитает и под который, следовательно, и приспосабливается.

В данном случае резьбовидные края оборотов спирали помогают моллюску буквально бурить илистое дно, чтобы погрузиться в него в ожидании добычи.

Вообще нужно отметить, что раковины являются неким средним звеном между минеральным царством с его самоцветами и царством благоухающих и ярких цветов. Раковины одновременно совмещают в себе красоту и изящество нежного цветка, а также твёрдость и изысканные расцветки различных минералов и драгоценных камней.

Раковина, показанная на этой фотографии, вообще уникальна в своём роде и больше напоминает искусно изготовленную брошь, чем домик улитки. Название этого произведения природы «Ангария Виктора Дана» и названа эта раковина в честь исследователя, впервые описавшего данный вид моллюсков. Чаще всего названия даются именно по этому принципу.

Обратите внимание на уникальную архитектонику этой диковинки, практически вся поверхность раковины представляет собой спирально расположенные ряды загнутых вовнутрь раковины маленьких шипов. Эти шипы и отростки, в свою очередь, помогают моллюску удерживать равновесие при передвижении и сливаться с окружающей его средой кораллов и водорослей, когда это необходимо для того, чтобы уйти от хищника. Кроме того, немного найдётся смельчаков среди хищных рыб и других моллюсков, готовых проглотить такую шипастую добычу.

Это изображение заставляет нас обратиться именно к эстетической стороне таких произведений природы, как раковины моллюсков. Здесь представлены две раковины одного вида, носящие название «Тритон Радери», они находятся в некотором художественном взаимодействии между собой

( малая раковина вложена в устье большей ), так вот именно с такого, творческого взгляда на эти предметы и началась история развития многих эстетических направлений и даже архитектурных стилей в истории человечества.

Тут же нужно сказать и о том, как именно раковины этого вида повлияли на такой архитектурный стиль, как «Модерн». Многие художники и архитекторы черпали своё вдохновение в этих линиях и изгибах. Примером может служить «Особняк Рябушинского» работы архитектора Фёдора Шехтеля, интерьеры которого оформлены во многом по морским мотивам. Эту тему мы подробнее рассмотрим далее.

Раковины, использовавшиеся в качестве предметов обихода, денег и обрядовых украшений, археологи находят даже на местах стоянок первобытного человека. Для нас, в данном случае, важен взгляд на раковину, как на предмет культа. В индуизме, например, раковина «Чанк» до сих пор считается святыней (священным предметом), а в древней Японии символика спирали раковины выражала бесконечность времени. В африканских странах во многих племенах раковинами украшаются ритуальные маски и многое другое. Просвещённые же европейцы предпочитали раковины собирать и создавать свои маленькие кунсткамеры, такова была мода XVIII – XIX веков.

А вот и «Стромбус Листери»… Особую известность в дворянской и эстетской, салонной среде Европы эта раковина приобрела после занимательного случая...   Дело в том, что даже в середине XIX века, большинство известных сейчас моллюсков и, соответственно, их раковин не было известно научному миру вообще, так как не существовало специальной аппаратуры для работы на разных глубинах морей и океанов, а также сбор раковин моллюсков путешественниками не носил научного и систематического характера, поэтому раковины, найденные, порой, всего в единственном экземпляре, после попадания в Старый Свет становились невероятными диковинками.   Коллекционерами того времени в Европе были только очень состоятельные люди, кроме того не следует забывать, что эти природные шедевры, особенно до появления теории Дарвина, вообще считались практически произведениями искусства и необъяснимыми чудесами наравне, скажем, с фарфором времён ранних китайских династий и японской лаковой миниатюрой.   Так вот, на всю Просвещённую Европу тогда была известна лишь одна такая раковина, которая уже к середине столетия успела перебывать у нескольких хозяев: знатных вельмож и дворян... И вот, эту раковину снова решено перепродать, она выступает одним из лотов на престижном английском аукционе, где, собственно, в конечном счёте и приобретает нового хозяина, заплатившего баснословную сумму в 50 тысяч фунтов стерлингов, которая и сейчас-то является довольно большими деньгами, а в то время на эти деньги можно было содержать целое поместье со всеми крестьянами и скотом на протяжении нескольких десятков лет.

Однако дальнейшая судьба этой "легенды" конхологического мира весьма печальна - во время одной из многочисленных транспортировок на новое место хранения каким-то очередным владельцем раковина была раздавлена на тысячи мельчайших обломков...   Вот так и прошла слава этой "легенды"... А через некоторое время уже был обнаружен и ареал обитания данного моллюска, так что тот экземпляр, даже сохранившись в целости, автоматически обесценился и превратился бы из предмета выгодного вложения денег в простую раковину моллюска...   Но всё равно, одно чудо всё-таки ещё осталось: человек пока так и не смог в лабораторных условиях повторить то, что моллюски делают уже сотни миллионов лет в простой пресной или солёной воде - нами так и не придуман способ изготовления или выращивания столь же прочных конструкций, как раковины морских моллюсков, без участия процесса обжига, добавления дополнительных ингредиентов и так далее. Именно поэтому такие произведения искусства, как чаши, кубки, вазы, камеи и прочие предметы из раковин особо ценились во все времена за свою неповторимость и уникальность.

Лучезарная «Гвилдфордия Йока» - один из мировых символов конхологии и конхиофии, а также Московского Дарвиновского музея. В Японии считается и почитается, как солярный, солнечный знак или просто лучистый символ нашей звезды.