Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

36. Флоренский

.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
09.09.2019
Размер:
201.15 Кб
Скачать

36. «Конкретная метафизика» П.А. Флоренского

Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. Развивая концепцию всеединства, заложенную в русской мысли В. С. Соловьевым, он стремился к синтезу богословия, философии и науки. Философии "отвлеченных начал" Флоренский противопоставил "конкретную метафизику", разрабатывал своеобразные теодицею и антроподицею. Он - создатель оригинальной философии языка и символа.

"Живая истина" - одна из начальных категорий русской религиозной философии, которую ввел И. В. Киреевский. Отрицание отвлеченности и симпатии к конкретности - характерная черта многих русских философов. Здесь можно вспомнить "Критику отвлеченных начал" В. С. Соловьева, "конкретный идеализм" кн. С. Н. Трубецкого, "конкретный спиритуализм" Л. М. Лопатина, "конкретный идеал-реализм" Н. О. Лосского и т. п. В этом ряду следует поместить и "конкретную метафизику" Флоренского, которую он характеризовал так: "Свою жизненную задачу Ф[лоренский] понимает как проложение путей к будущему цельному мировоззрению. В этом смысле он может быть назван философом . Широкие перспективы у него всегда связаны с конкретными и вплотную поставленными обследованиями отдельных, иногда весьма специальных, вопросов. Вследствие этого развиваемое им мировоззрение строится контрапунктически, из некоторого числа тем миропонимания, тесно сплоченных особою диалектикою, но не поддается краткому систематическому изложению. Построение его - характера органического, а не логического, и отдельные формулировки не могут обособляться от конкретного материала". И далее: " .отрицая отвлеченную логичность мысли, Ф[лоренский] видит ценность мысли в ее конкретном явлении, как раскрытия личности".

"Конкретная метафизика" зачастую воплощалась в России в своеобразную, отличную от Лейбницевой, монадологию. Как известно, монады у Лейбница - замкнутые субстанции, в которые нельзя ни проникнуть, ни выйти из них, отношение между ними-это отношение "предустановленной гармонии", данного свыше соответствия состояния любой монады состоянию всех других монад и мира. Монадология Флоренского преодолевает самотождество Я, поскольку монада, по его мнению, может выйти из себя через "истощающую любовь". Это не логически конструируемая система метафизической терминологии, а способ символического описания переживаемого душой. Существенно новое, что внес в монадологию Флоренский, - насыщение ее интуициями теории множеств Г. Кантора. Сложная монада у Флоренского - это множество, т. е. новая единица-множество, состоящая из элементов-единиц. Иерархия монад охватывает все сущее от кванта энергии и атома до человека, Ангела и Бога, который суть Божественная Монада-Единица. Теория множеств есть готовый математический аппарат, способный адекватно описать всю эту иерархию. Для Флоренского сплав монадологии и теории множеств открыл перспективу синтеза йауки, философии и богословия. В ранние годы ему казалось, что наступают времена, о которых мечтали мыслители, начиная с Пифагора: философия превратится в строгую науку, наподобие математики.

У Флоренского познание есть взаимоотношение конкретных монад: души познающего и монады познаваемого, которой может быть все что угодно: вещь, живое существо, человек, произведение искусства, Бог. Акт познания онтологичен: это реальное выхождение познающего из себя и реальное вхождение познаваемого в познающее, что выражается в актах веры и любви. Любовь у Флоренского есть гносеологическая категория. Любовь здесь понимается не абстрактно, но конкретно как конкретная любовь двух монад. Прежде всего истинное познание есть свободный выбор монадой венчающей иерархию монад Живой Божественной Монады. Истина есть "Бесконечное, мыслимое как цело-купное Единство, как единый, в себе законченный Субъект". И лишь это Высшее, считал Флоренский, ведет низшее к Истине..

Аритмология является способом философствования Флоренского, пронизывает все его творчество. В узком смысле слова, аритмология - теория прерывных функций. В широком смысле - это идея прерывности, способная сформировать качественно новое миросозерцание, идущее на смену аналитическим миросозерцаниям разного рода, в основе которых лежит принцип непрерывности. Впервые термин "аритмология" в широком его понимании появился в трудах Николая Васильевича Бугаева (1837-1903) - профессора математики Московского университета, декана физико-математического факультета. Бугаев считал, что в XX в. грядет грандиозная смена миросозерцании: аналитические в своей основе миросозерцания, господствовавшие в идеологии нового времени вплоть до XIX в. включительно, будут заменяться аритмологическими миросозерцаниями. Характерными чертами аналитического миросозерцания являются: 1) непрерывность явлений во времени и пространстве; 2) постоянство и неизменность их законов; все законы природы выражаются непрерывными функциями от пространственно-временны́х координат; 3) возможность понять целое из его элементов; 4) возможность определенно обрисовать явление для всех прошлых и предсказать для всех будущих моментов времени.

Свое учение философского символизма П.А.Флоренский называет "конкретной метафизикой" (6). "Метафизика” означает для него то, что в данном учении рассматриваются вещи, стоящие за реальными физическими явлениями, т.е. духовные. "Конкретная" - означает, что духовное взято не отвлеченно, но выражено в конкретном явлении, в чувственном воплощении. Выраженность духовного через чувственное означает для учёного символичность.

Реальность у П.А.Флоренского состоит из символов, и ее познание есть познание символов. Познание символа, по П.А.Флоренскому, процесс не аналитический или логический, а особый, осуществляемый им с помощью так называемого метода "круглого мышления" (6, с.27). Об этом методе учёный образно говорит как о пути, когда, продвигаясь различными дорогами всё вперед, снова и снова возвращаешься к "отправным созерцаниям". Подобным образом организованное взаимодействие человека с символической реальностью видится нами причиной виртуального состояния, как раз и позволяющего ему эту реальность познавать.

Познание для П.А.Флоренского не изучение вовсе, а живое чувственное общение с познаваемым, "реальное вхождение познаваемого в познающего, - реальное единение познающего и познаваемого". Процесс "вхождения" и "единения" безусловно, по своей сути есть виртуальный, то есть возможный процесс, зависящий от внутреннего мира человека, от его готовности к взаимодействию с познаваемыми объектами как субъектами. Такое отношение человека и мира - условие реализации центральной идеи философии русского космизма: потенциальной равновеликости мира и человека, предназначение которого, вселиться в мир, во Вселенную.

Пути познания намечаются, по мнению П.А.Флоренского, не познающим, а познаваемым: "... пути намечаются из средоточия. Их может быть бесчисленное множество, это игра познаваемой реальности" (6, с.32). Для построения философской модели виртуального образования для нас важным является то, что метод познания определяется познаваемым объектом - средоточием, а не тем, кто познает - такой вывод противоречит сложившимся в современной школе представлениям о познании.

Разрабатывая проблемы конкретной метафизики и считая своей задачей "...проложениепутей к будущему цельному мировоззрению" (ст. "Флоренский П. Α.", в кн.: Энциклопедический словарь Гранат, т. 44, [1927], с. 144), Ф. занимался исследованиями в самых разных областях. Он высказал гипотезу о "двусторонности" физич. пространства (по образу мёбиусова листа), предвосхитил многие из идей кибернетики. В математич. оформлении филос. мировоззрения Ф. большую роль сыграли идеи Г. Кантора об актуальной бесконечности. Ф. выразил взгляд на космос как на арену борьбы двух принципов – энтропии, всеобщего уравнивания (хаос) и эктропии (логос), причем особые организующие силы логоса видел в культуре, определяемой им как органическая связанная система средств осуществления и раскрытия нек-рой безусловной ценности, к-рая предстает предметом веры. Взгляд на культуру как на средство раскрытия надврем. ценностей получил конкретизацию в ряде исследований по эстетике и иск-ву (см. "Обратная перспектива", "Уч. записки Тартуского ун-та", 1967, вып. 198).

Павел Александрович Флоренский. 1882-1937

Родился на Кавказе, на территории нынешнего Азербайджана. Гимназия в Тифлисе (Тбилисе), московский универ физ-мат. Плюс слушал лекции по другим дисциплинам, знал много языков. Одинаково успешно занимался, философией, богословием, физикой, математикой, химией итд. Дарования были очевидны сразу. 1904 – поступил в духовную академию, остался преподавать, получил сан священника, магистерская диссертация.

1914 – опубликовал книгу, которая сделала его известным «Столп и утверждение истины». О необходимости и возможности обретения веры. Сложный богословско-философский трактат. По форме – 12 писем к другу. Только вера способна привести человека к истине. Разум, вооруженный логикой, добраться до истины не в состоянии. Рассудок разжигает жажду истины, но утолить ее не в состоянии. Вера вне логики, она способна привести к главному.

Мы воспринимаем мир как совокупность отдельных вещей, вещное отношение к миру, так мы препарируем, разрушаем организм. Но мир – это целостный организм. Мир живой, с ним надо вступить в диалог. Личное, личностное отношение к миру.

Вторая книга «У водоразделов мысли», не дописана. Водораздел – место, от которого речки текут в разные стороны. Пытается рассказать о возможности нового взгляда на мир. Необычность взгляда в том, что новый взгляд гораздо проще, чем тот, к которому мы привыкли. Люди на протяжении столетий усложняли представления о мире.

Все, что есть в мире, устроено по принципу символа. Символа – предмет, который таинственным образом содержит в себе недоступный для органов чувств смысл (н-р, флаг – кусок материала, который что-то значит). «Символ – это бытие, которое не равно самому себе». Все устроено как символ, все имеет смысл. Все смыслы, которые возможны – осуществлены. Действительность двусторонняя, принцип симметрии.

Случился 17 год. Флоренский встретил его спокойно, был аполитичен – не состоял ни в чем. Но он лишился всех привычных занятий – отобрали приход, дом, закрыли журнал. Был лоялен к новой власти. Считал события закономерной расплатой за наши грехи. Стал читать лекции по физике и математике. Главный инженер московского завода. Научный консультант высшего народного хоз-ва. Итд. Читал теорию живописи.

Первый арест в 1928, ссылка. Его вернули из ссылки.

1933 – арест, отправлен в Восточную Сибирь, в концлагерь. Лаборатория по исследованию вечной мерзлоты. Его отправили в самое страшное место – Соловки. Долгое время было неизвестно, когда и где он умер. В конце 80х в архивах нашли документы, свидетельствующие о казни.

Любое слово – символ. Язык – система символов.

Пастернак:

В родстве со всем, что есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]