
- •Характеристика различных типов развития зародышевого мешка Polygonum-тип
- •Oenothera-тип
- •Allium-тип
- •Podostemum-тип
- •Balsamita-тип
- •Drusa-тип
- •Fritillaria-тип
- •Plumbagella-тип
- •Adoxa-тип
- •Tulipa tetraphylla-тип
- •. Он обнаружен также у Ulmis pumila (Walker, 1950). Рис. 70.
- •Eriostemones-тип
- •Plumbago-тип
- •Эволюция типов развития зародышевого мешка
ТИПЫ РАЗВИТИЯ ЗАРОДЫШЕВОГО МЕШКА
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЗАРОДЫШЕВЫХ МЕШКОВ1
Зародышевый мешок цветковых растений представляет собой женский гамето- фит. Характерными особенностями зародышевого мешка являются сильное сокращение его развития по числу фаз и сильное упрощение строения зрелого зародышевого мешка по сравнению с развитием и строением женского гаметофита голосеменных. У большинства цветковых, как и у подавляющего большинства голосеменных, происходит последовательное деление мегаспороцита при мейотиче- ских делениях: при I (делении) мейоза образуется первая перегородка, разделяющая мегаспороцит на 2 клетки (стадия диады), а при II (делении) мейоза образуются вторые перегородки в клетках диады и из мегаспороцита образуются 4 клетки — тетрада мегаспор. Таким образом, мегаспорогенез, свойственный большинству цветковых, характеризуется заложением перегородок при обоих мейоти- ческих делениях и образованием обособленных спор. Последняя особенность указывает на его примитивность у семенных растений. Каждая из 4 мегаспор тетрады может развиться в зародышевый мешок, который по своему происхождению будет моноспорическим. Обычно развивается нижняя халазальная мегаспора, а остальные 3 оказываются лишними и отмирают.
Предпосылками развития зародышевых мешков, образуемых несколькими мегаспорами, является подавление заложения перегородок при II (делении) мейоза или при обоих мейотических делениях. В первом случае сначала образуется диада, а после II (деления) мейоза обе клетки оказываются двуядерными ценоцита- ми, т. е. содержащими по 2 мегаспориальных ядра. Каждый такой ценоцит соответствует паре необособившихся мегаспор и поэтому развивающийся из него зародышевый мешок биспорическим по своему происхождению. Во втором случае, диады исчезают, весь мегаспороцит становится 4-споровым ценоцитом, а развивающийся из него зародышевый мешок будет тетраспорическим.
После завершения мегаспорогенеза начинается новый этап развития, который, с исторической точки зрения, является собственно развитием гаметофита. Однако, этот этап четко отграничен лишь у моноспорических зародышевых мешков: здесь завершение мейоза и образование тетрады мегаспор ясно свидетельствует и о завершении мегаспорогенеза. Далее начинается развитие одной мегаспоры, которая развивается как ценоцит, т. е. митотические деления ее ядер не сопровождаются формированием клеточных перегородок. У биспорических зародышевых мешков ценоцитная стадия завершается раньше — после I мейоза клетки диады уже оказываются ценоцитами и, соответственно, отмирает лишь одна клетка диады. Наконец, у тетраспорических зародышевых мешков начало ценоцитной стадии совмещено с началом мейоза и никаких отмирающих элементов нет. Таким образом, число ядер, с которыми зародышевый мешок вступает во второй этап своего развития, равно числу образовавших его мегаспор, т. е. 1, 2 или 4. В этом и заключаются возможности сокращения числа фаз развития зародышевого мешка, которые обусловлены переходом от моно- к би- и тетраспории. Последующие деления ядер являются митозами, которые, как правило, протекают синхронно, и, благодаря этому, развитие в целом четко разделяется на фазы делений и фазы интеркинезов. Так как число мейотических делений всегда равно 2 (развитие зародышевого мешка при апомик- сисе здесь не рассматривается), то общее число фаз развития зародышевого мешка определяется числом синхронных митозов, имеющих место в зародышевом мешке после мегаспорогенеза. Изменение числа митозов явилось результатом эволюции развития зародышевых мешков у цветковых. Общей особенностью конструкции зрелых зародышевых мешков является наличие центральной клетки и периферических, обычно «концевых» клеточных групп. Разные конструкции зародышевого мешка обусловлены различиями в числе, расположении и составе этих групп. Если имеется только одна группа, она всегда находится у микропилярного полюса зародышевого мешка и является яйцевым аппаратом. Две группы, т. е. яйцевой аппарат и антиподы, располагаются у микропилярного и халазального полюсов. Когда имеется 4 группы и больше, то появляются латеральные, т. е. боковые группы.
Развитие полярных групп в зародышевом мешке завершается клеткообразова- нием, которое происходит здесь обычным путем, т. е. путем образования фрагмоп- ластов и клеточных пластинок, дающих начало перегородкам. В конце телофазы последнего митоза, кроме уже образовавшихся первичных фрагмопластов, образуются еще вторичные - между всеми соседними ядрами. Во всех фрагмопластах появляются клеточные пластинки, которые, смыкаясь, образуют перегородки, отделяющие клетки полярной группы как друг от друга, так и от образующейся в этот момент центральной клетки. Так как перегородки возникают между всеми ядрами, то каждая клетка будет иметь по одному ядру, а одно из ядер данной группы окажется ядром центральной клетки, т. е. будет полярным ядром. Таким образом, при образовании полярной группы, число клеток в ней оказывается на единицу меньше числа ядер, образовавшихся у данного полюса при последнем митозе. Вследствие удаленности полюсов друг от друга и наличия центральной вакуоли, центральная клетка поделиться не может. По завершении клеткообразования клетки полярных групп могут более или менее разрастаться и вклиниваться в центральную клетку. Антиподы могут приобретать вид клеточной группы, прилегающей снизу к центральной. Происходит дифференциация и специализация клеток в пределах группы. Последняя дифференциация имеет особо важное значение в яйцевом аппарате. Однако у некоторых цветковых известны недифференцированные яйцевые аппараты.
Зародышевый мешок — типы развития. Понятие типа развития зародышевого мешка определяется 3 следующими признаками: 1) числом мегаспор, образующих зародышевый мешок, 2) числом митозов, происходящих после мейотических делений, 3) поведением ядер, определяющим особенности конструкции (организации зародышевого мешка). Под поведением ядер подразумевается, прежде всего, их дефинитивное распределение (4+0, 1 +3, 2+2 и т. д.)1, а также явления вторичного перераспределения и слияния халазальных ядер, изменяющие конечный результат дефинитивного распределения. Депрессию халазального конца зародышевого мешка нерационально считать признаком типа развития, т. к. она обычно изменчива в своем онтогенетическом проявлении. Она обусловливает возникновение редуцированных форм в пределах различных типов. Общее число ядер в зрелом зародышевом мешке также не следует считать признаком типа, поскольку оно варьирует в зависимости от интенсивности проявления депрессии.
Названия разных типов зародышевых мешков повторяют наименования тех таксонов (главным образом, родов), у которых эти типы были первоначально обнаружены или наиболее точно описаны. Общепринятые принципы номенклатуры типов зародышевых мешков отсутствуют. Однако, учитывая перечисленные при знаки типа развития зародышевого мешка, можно различить 13 типов у эмбриологически исследованных цветковых растений, размножающихся нормально половым путем. Каждый из перечисленных типов представляет собой достаточно стабильный онтогенез зародышевого мешка, свойственный данному таксону. В качестве онтогенетических отклонений у данного вида могут появляться типы зародышевых мешков, являющиеся нормой у других родственных видов, и наблюдающиеся также только в виде отклонений. Многие из последних весьма интересны как с онтогенетической, так и с филогенетической точек зрения.
Описанное множество разных типов развития зародышевых мешков, очевидно, является результатом эволюции в пределах цветковых. Если принять, что зародышевый мешок цветковых произошел от женского гаметофита голосеменных того типа, который нам известен у Cycadales, Ginkgoales и Coniferales, то примитивными признаками типа развития зародышевого мешка будут моноспоричность и наибольшее число митозов. Сочетание этих признаков имеется только у Polygonum-типа, следовательно, его следует считать примитивным типом. Тетрады мегаспор упомянутых таксонов голосеменных обычно столь сходны с тетрадами мегаспор цветковых, что их невозможно различить. Новой в онтогенезе и характерной только для цветковых является конечная фаза его развития, т. е. зрелый зародышевый мешок. Среди довольно значительного разнообразия конструкций этих конечных фаз примитивной у цветковых будет та, которой завершается развитие примитивного, т. е. Polygonum-типа зародышевого мешка.
Характеристика различных типов развития зародышевого мешка Polygonum-тип
Зародышевый мешок Polygonum-типа развития — моноспорический, трехмитозный, биполярный. Первые данные о строении зародышевого мешка этого типа получены Hofmeister (1847). Однако полная картина его развития на примере Polygonum divaricatum была описана в работе Strasburger (1877). Данный тип зародышевого мешка является наиболее распространенным типом среди покрытосеменных (более 80% видов), чем, вероятно, и объясняется то, что Palm (1915) первоначально дал ему название «нормальный». Позднее Maheshwari (1948) переименовал его в Polygonum-тип в соответствии с названием рода, у которого он впервые был обнаружен.
В классическом варианте развития зародышевый мешок Polygonum-типа, как правило, формируется из халазальной клетки тетрады микроспор. Однако в некоторых семействах (Chenopodiaceae, Cucuibitaceae, Flacourtiaceae и другие) известны случаи его развития из эпихалазальной, микропилярной или субмикропи- лярной клеток тетрады. В процессе развития мегаспоры в зародышевый мешок, ее объем и размер ядра значительно увеличиваются, количество органелл в цитоплазме резко возрастает. В ее халазальной области происходит растворение каллозной оболочки, которая, как правило, полностью окружает мегаспороцит и его дочерние клетки в период мейоза (Rodkiewicz, 1970, 1978; Russell, 1979 и др.).
После первого митотического деления ядра мегаспоры образовавшиеся ядра расходятся к противоположным полюсам двуядерного ценоцита, между ними появляется крупная вакуоль. В результате следующих двух митотических делений образуется 8-ядерный зародышевый мешок с четырьмя ядрами у каждого полюса, после чего в нем происходит процесс цитокинеза. В микропилярной части дифференцируется яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух синергид, в халазальной части — три антиподы; центральная клетка содержит два полярных ядра,
отошедшие от микропилярного и халазального полюсов (в силу чего они называются микропилярным и халазальным ядрами соответственно).
Сформированный зародышевый мешок биполярный, семиклеточный, 8-ядерный.
В процессе созревания зародышевого мешка его клетки приобретают признаки свойственной им специализации. Яйцевой аппарат обычно хорошо дифференцирован. Яйцеклетка крупнее синергид, ее ядро расположено в апикальной части, большая вакуоль — в базальной. Клетки синергид, как правило, имеют небольшие ядра, расположенные в базальном конце клеток, и небольшие вакуоли — в апикальном. Характерным признаком синергид у большинства представителей с Polygonum-типом зародышевого мешка является наличие нитчатого аппарата в их базальной части. Однако известны виды, в синергидах которых нитчатый аппарат отсутствует (например, виды семейства Nelumbonaceae, Ceratophyllaceae). В центральной клетке происходит сближение полярных ядер: они могут сливаться, образуя вторичное ядро центральной клетки до оплодотворения (например, в сем. Magnoliaceae, Myristicaceae, Iridaceae), либо в процессе оплодотворения (например, в сем. Chloranthaceae, Calycanthaceae, Роасеаё).
Число клеток в зрелом зародышевом мешке может варьировать. В типичном случае он семиклеточный, восьми-семиядерный. Изменение числа клеток может происходить на ценоцитной стадии развития зародышевого мешка вследствие выпадения одного или более делений в ходе его развития, а также слияния ядер ха- лазальной группы (например, у представителей семейств Orchidaceae, Тгарасеае). Результатом таких отклонений является уменьшение числа клеток сформированного зародышевого мешка до четырех, пяти, шести клеток. Изменения в числе клеток могут носить и вторичный характер, то есть осуществляться в процессе созревания зародышевого мешка. Так, вследствие разрушения сформированных антипод происходит уменьшение числа клеток зрелого зародышевого мешка (например, в семействах Alismataceae, Menyanthaceae). И наоборот, дополнительные деления клеток (ядер) антипод как до, так и после процесса оплодотворения, приводят к вторичному увеличению числа клеток (и ядер) в зародышевом мешке (Роасеае, Тyphaceae и многих других).
Взяв за основу число митотических делений ядер, а также их поведение в ходе развития зародышевого мешка, у представителей семейства Orchidaceae Abe (1972а, b) предложил выделить четыре вариации (типа по Abe) развития.
Форма зародышевого мешка, его размеры, а также строение яйцевого аппарата и антипод, при Polygonum-типе развития сильно варьируют и носят таксоноспецифичный характер.
Сравнительный анализ структуры зародышевых мешков Polygonum-типа в процессе их развития у разных видов растений на светооптическом и электронномикроскопическом уровнях не выявил каких-либо его специфических черт по сравнению с другими типами (Jensen, 1973; Kapil, Bhatnager, 1981; Rodkiewicz, Bednara, 1986; Willemse, Went, 1984; Fougere-Rifot, 1987b; Плющ, 1992).
Вопрос об эволюционных взаимоотношениях зародышевого мешка Polygonum- типа с другими типами зародышевых мешков цветковых является дискуссионным. Многие исследователи (Coulter, 1908; Palm, 1915; Chiarugi, 1927; Schnarf, 1919, 1936; Maheshwari, 1937; Романов, 1944, 1971a; Герасимова-Навашина, 1954a, 6, 1971; Поддубная-Арнольди, 1964, 1976; Кордюм, 1978; Терехин, 1984, 1991; Плющ, 1992 и др.) считают его исходным по отношению к другим типам зародышевых мешков. Основными аргументами в поддержку этой точки зрения авторы считают широкое распространение данного типа среди покрытосеменных растений и, следовательно, его филогенетическую древность, а также образование в результате мейоза обособленных спор в противоположность ценоспорам при би- и тетраспорическом типах развития, которое рассматривается ими как исторически первичное. Ряд авторов (Campbell, 1901 ; Schurchoff, 1919; Fagerlind, 1944а; Смирнов, 1982) не считают первичным моноспорический зародышевый мешок Polygonum-типа, исходя из того, что данный тип зародышевого мешка не имеет гомологов среди гамето- фитов голосеменных растений, тогда как тетраспорический зародышевый мешок сближается с гаметофитом голосеменных растений, в частности Gnetum, гораздо легче. Согласно еще одной точке зрения (Модилевский, 19286, 1953), все типы зародышевых мешков покрытосеменных являются своеобразными и равноценными вариантами общего предкового типа; восьмиядерный зародышевый мешок — не примитивный, а наиболее распространенный и совершенный вариант среди других. Рис. 52.
Герасимова-Навашина, 1954а,б, 1957, 1971; Кордюм, 1978; Модилевский, 19286, 1953; Плющ, 1992; Поддубная-Арнольди, 1964, 1976; Романов, 1944; 1971а; Смирнов, 1982; Терехин, 1984, 1991; Abe, 1972а, b; Campbell, 1901; Chiarugi, 1927; Coulter, 1908; Fagerlind, 1944a; Fougere-Rifot, 1987b; Hofmeister, 1847; Jensen, 1973; Kapil, Bhatnagar, 1981; Maheshwari, 1937,1948; Palm, 1915; Rodkiewicz, 1970, 1978; Rodkiewicz, Bednara, 1986; Russell, 1979; Schnarf, 1929,1936; Schurchoff, 1919; Strasburger, 1877; Willemse, van Went, 1984.