- •1. Частичное и общее равновесие
- •Caeteris paribus, или "при прочих равных"
- •Все зависит от всего
- •Кривая производственных возможностей
- •Классификация точек на кпв
- •Закон возрастающих альтернативных издержек
- •Построение кривой производственных возможностей
- •5 Общее экономическое равновесие и благосостояние
Все зависит от всего
Как в шутку писал известный популяризатор физики Э. Роджерс, "опыты по магнетизму в городе, где есть трамвай, в воскресенье (когда движение менее интенсивное), могут дать совсем другие результаты". Хозяйство, так же как и физический мир, пронизано множеством разных невидимых нитей, связывающих разные переменные и ставящих в зависимость на первый взгляд вроде бы независимые вещи.
Например, резкое повышение стоимости магнитной пленки, используемой при производстве аудиокассет, приведет к подорожанию этих кассет и уменьшению объема спроса на них (рис. 1). Поскольку потребители частично переключатся на другие носители звука, то увеличится спрос на рынке компакт-дисков, которые являются заменителями аудиокассет. Одновременно уменьшится спрос на магнитофоны и увеличится спрос на проигрыватели компакт-дисков. Уменьшение спроса на аудиокассеты приведет к уменьшению спроса на труд рабочих, производящих эти кассеты. С другой стороны, увеличение прибыльности производства компакт-дисков повлечет за собой изменение спроса на труд рабочих и увеличение их заработной платы. Увеличение заработной платы вызовет приток рабочих из других отраслей, где соответственно уменьшится предложение труда и увеличится заработная плата. И так далее.
Рис.
1.
Взаимосвязь рынков.
Обратите внимание, что это цепочка взаимодействий, которые вызывает изменение цены ресурса, используемого при производстве одного блага. А что будет, если изменится цена ресурса, который используется при производстве очень многих благ? Например, подорожает электроэнергия, которую в современном хозяйстве потребляет практически любая фирма? Это вызовет повышение цен буквально всех благ и, следовательно, заметное сокращение реальных доходов потребителей, что приведет к сокращению спроса на всех рынках и, возможно, увеличению предложения труда. Поскольку фирмы попытаются переключиться на другие виды энергии (бензин, уголь, газ), цены энергоносителей также повысятся, и фирмы, их производящие, будут получать повышенную прибыль. В результате произойдут расширение производства энергоносителей и увеличение занятости в этих фирмах.
Таким образом, в хозяйстве все оказывается взаимосвязанным, и, чтобы определить последствия изменения отдельной цены, необходимо учесть массу всякого рода взаимодействий.
Объять необъятное?
"Ну и как же вы собираетесь объять необъятное?" - спросит недоверчивый читатель. "Если на выведение индивидуального спроса на благо или на ресурс у вас уходило по 2-3 лекции, то на описание общего равновесия может понадобиться 2-3 выпуска... Да и справитесь ли вы с этой задачей? Ведь объять необъятное невозможно".
Действительно, невозможно создать модель, которая описывала бы полностью какой-либо сложный объект (например, живой организм или хозяйство какой-либо страны) по причине слишком большого количества переменных и взаимосвязей между ними. Но экономисты такой задачи и не ставят. При анализе общего равновесия экономистов интересуют только основные свойства или условия этого равновесия.
В частности, экономисты могут исследовать принципиальную возможность общего равновесия. Вдруг функциональные зависимости, связывающие разные рынки, таковы, что общее равновесие в принципе невозможно (равновесие на одних рынках несовместимо с равновесиями на других)?
Или же пытаться определить единственность общего равновесия. Если общее равновесие возможно, то будет ли существовать только одно состояние общего равновесия или их может быть несколько (в частности, сколь угодно много)?
Или же ответить на вопрос о механизме достижения этого равновесия. Если на пути к общему равновесию выявятся какие-либо препятствия, то хозяйство будет находиться в неравновесии при излишках и дефицитах на отдельных рынках. Эта проблема имеет такое серьезное значение, что в XX в. из необходимости ее разработки выросла целая ветвь экономической науки - макроэкономика.
Или, наконец, поставить вопрос о справедливости того или иного общего равновесия в хозяйстве. Состояние общего равновесия характеризуется определенным распределением доходов между людьми, которое зависит от количества ресурсов в хозяйстве и их распределения между его членами. Соответственно в ситуации равновесия могут существовать богатые и бедные, счастливые и несчастные. Для сравнения разных общих равновесий хозяйства с точки зрения их благополучия тоже выросла целая теория, которая называется теорией благосостояния.
2. Предположим, есть два потребителя X и Y, которые владеют товарами А и В и могут обмениваться (торговать) ими друг с другом. Потребители имеют в сумме 10 ед. товара А и 6 ед. товара В. Исходное распределение товаров между ними представлено в табл. 17.1, и такое распределение товаров может быть экономически неэффективным. Трансакционные (операционные) издержки обмена равны нулю, т.е. обмен товарами не требует затрат на поиск информации, ведение торговых переговоров, защиту прав собственности и т.п. Чтобы определить, выгоден ли обмен между X и Y, необходимо знать их предпочтения в А и В. При заданном исходном распределении товаров предположим, что для Х предельная норма замещения товара А товаром В (MRSABХ) – 3А:1В. Это означает, что потребитель Х готов пожертвовать тремя единицами товара А, чтобы получить еще одну единицу товара В, при неизменной суммарной полезности, которую он получит от нового набора товаров А и В. То есть суммарная полезность для потребителя Х потребительского набора, состоящего из 7А и 1В, равна суммарной полезности набора, включающего 4А и 2В.
Вспомним, что предельная норма замещения товара А товаром В – это количество товара А, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить еще одну единицу товара В, оставаясь на той же кривой безразличия (т.е. получая от потребления двух благ ту же суммарную полезность). Предположим также, что для Y предельная норма замещения (MRSABY) – 2В:1А. Поскольку для X и Y предельные нормы замещения не равны, существуют возможности взаимовыгодных сделок. Например, для обоих выгоден обмен 1А на 1В. При такой пропорции обмена потребитель Х должен отдать только единицу А за единицу В, хотя готов пожертвовать тремя единицами А, а потребитель Y – единицу В за единицу А, хотя готов расстаться с двумя единицами В. Фактический же исход сделки определяется в процессе торгов. Распределение товаров эффективно тогда, когда предельные нормы замещения между любыми парами товаров для всех потребителей равны. Проанализируем данную проблему, используя диаграмму, известную как «ящик Эджуорта». Френсис Исидро Эджуорт (1845–1926) – английский экономист, который является одним из первых, кто применил данный аналитический инструмент. По горизонтальной оси откладывается количество товара А, по вертикальной оси – товара В (рис. 17.2). Соответственно, длина ящика равна общему количеству товара А, находящемуся в распоряжении потребителей X и Y (в нашем примере – 10), высота ящика – общему количеству товара В (6 ед.). Каждая точка внутри ящика Эджуорта дает представление одновременно о рыночным корзинам обоих потребителей. При этом потребительские наборы индивида Х отсчитываются от начала координат 0Х (от нижнего левого угла), а потребительские наборы индивида Y – от начала координат 0Y (верхнего правого угла). Полезность Х возрастает вправо вверх, полезность Y – влево вниз. Является ли состояние N, которое соответствует исходному распределению потребительских благ между X и Y (см. табл. 17.1), эффективным распределением? Это зависит от формы кривых безразличия потребителей X и Y (от предельных норм замещения товаров А и В для потребителей X и Y) и от выбранного критерия оценки эффективности распределения.
Рис. 17.2. Обмен на диаграмме Эджуорта. В соответствии с критерием эффективности обмена по Парето, при эффективном распределении товаров дальнейшее их перераспределение не сможет улучшить положение хотя бы одного потребителя без ухудшения положения какого-то другого потребителя. Поскольку потребители X и Y в результате сделки (см. табл. 17.1 и рис. 17.2) и перехода из точки N в точку F повысят свою суммарную полезность, этот переход является улучшением. Область улучшений у X и Y на рисунке показана заштрихованной площадью, ограниченной кривыми безразличия двух потребителей, проходящими через точку N. Заштрихованный участок диаграммы между данными кривыми безразличия соответствует всем возможным вариантам распределения продуктов А и В, которые обеспечивают потребителям более предпочтительное состояние, нежели в точке N. Другими словами, он описывает все возможные взаимовыгодные сделки. Любой обмен, начавшийся из N и перемещающий распределение товаров за пределы заштрихованного участка, ухудшит положение одного из потребителей, и потому он не произойдет. Но новое состояние F также неэффективно, поскольку кривые UX2 и UY2 пересекаются в этой точке. Это означает, что MRSАВ у X и Y остаются неодинаковыми, и распределение товаров продолжает быть неэффективным. Как видим, если обмен при неэффективном начальном распределении улучшает состояние обоих потребителей, то новое распределение не обязательно эффективно. Точка С, в которой MRSАВ для обоих потребителей равны (кривые безразличия в этой точке касаются друг друга) и где состояние Y улучшается, а Х – остается неизменным, является улучшением в сравнении с точкой F и одновременно соответствует максимально эффективному распределению товаров между потребителями. Но точка С не является единственно возможным результатом обмена. Вероятен также переход из точки F в точку М. Если найти множество возможных эффективных вариантов распределения двух благ между потребителями, определив точки взаимного касания их кривых безразличия, и соединить их, получим кривую контрактов 0Х0Y. Кривая контрактов характеризует множество возможных вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями. Движение по кривой означает движение из одной точки максимальной эффективности в другую. Но поскольку такой переход ухудшает положение одного потребителя, улучшая положение другого, эти распределения несравнимы. Движение к кривой означает движение от неэффективного распределения к эффективному. На линии контрактов выполняются условия: MRSABX = MRSABY = PA/PB, (17.3) MUAX/MUBX=MUAY/MUBY= PA/PB (17.4)
Рис. 17.3. Кривая потребительских возможностей. Кривая контрактов может быть представлена и как кривая потребительских возможностей (рис. 17.3). Обратите внимание на положение относительно одна другой точек N, L, D, F, C, M, OX, OY на рис. 17.2 и рис. 17.3. Итак, мы имеем множество распределений, эффективных по Парето, но по-прежнему неясно, где же закончат обмен его участники. По существу, можно лишь предположить, что обе стороны будут двигаться к некоему распределению, при котором благосостояние обоих потребителей повысится. Рассмотрим, как устанавливается конкурентное равновесие потребителей и какую роль в данном процессе играет механизм конкурентного ценообразования (рис. 17.4). Положим, наборы товаров А и В, которыми располагают потребители X и Y, на графике соответствуют точке N. Поскольку начальный запас N доступен для обоих потребителей, бюджетная линия (1) для X и Y пройдет через точку N. Данной бюджетной линии будут касаться кривые безразличия UX и UY в точках M и L. Как видим, потребитель Х хочет иметь товары А и В в количествах ах* и bх*, а имеет ах и bх, а потребитель Y обладает товарами А и В в количествах аy и by, а желает иметь ау* и by*. Соответственно, Х обладает излишним количеством товара А – предложение А составит ах – ах*, Y предъявит спрос на товар А в количестве ау* – аy. Как видим, на рынке товара А предложение товара превышает спрос, в результате чего цена товара А снизится. С другой стороны, Y обладает излишним количеством товара В – предложение В составит by – by*, X предъявит спрос на товар B в количестве bx* – bx. Сравним эти количества и убедимся, что на рынке товара B спрос на товар превышает его предложение, в результате чего цена товара В увеличится. Соотношение РА/РВ однозначно уменьшится и соответственно изменится наклон бюджетной линии (она станет более пологой). Новая бюджетная линия (2) должна обязательно вновь пройти через точку N, поскольку потребители уже обладают наборами товаров, соответствующими этой точке. Конкурентное равновесие потребителей будет соответствовать точке F, в которой кривые безразличия UX1 и UY1 касаются друг друга и которая находится на бюджетной линии.
Рис. 17.4. Установление конкурентного равновесия потребителей. В равновесии каждый индивид выбирает наиболее предпочитаемый набор с учетом своих бюджетных ограничений и, что важно, спрос и предложение на обоих рынках равны. И достижение этого равновесия обеспечивается механизмом конкурентных цен. Если изменятся предпочтения потребителей или их доходы, цены на товары, ценовой механизм обеспечит поиск нового состояния равновесия. Сформулируем первое условие эффективности (оптимального распределения продукции): предельные нормы замещения для каждой пары потребительских товаров для всех индивидов, потребляющих эти товары, должны быть равными. Тем самым обеспечивается эффективность обмена. Это означает, что два продукта должны быть распределены между двумя индивидами таким образом, чтобы невозможно было, используя альтернативные распределения, улучшить положение одного, не ухудшив положение другого. Важнейшее следствие этого условия: поскольку в рыночной экономике с совершенной конкуренцией предельная норма замещения для любой пары благ равна для всех потребителей, именно такая экономика обеспечивает максимально эффективное распределение товаров. Хотя достижение максимальной эффективности может сопровождаться и социально оптимальным распределением доходов, нет оснований считать, что конкурентная экономика способна самостоятельно достичь социально наилучшей Парето-эффективной точки из возможного множества состояний максимальной эффективности. Конкурентные рынки нередко приводят к очень неравномерному распределению доходов. Поэтому, по мнению многих экономистов и политиков, государство должно обеспечить перераспределение доходов и благ для достижения социальной справедливости, даже если это снизит эффективность. С позиций этического подхода максимальная эффективность не является самоцелью социально-экономического развития. Насколько справедливым является то или иное распределение благ, зависит прежде всего от трактовки самого понятия «справедливость». Не существует общего критерия справедливости. Согласно эгалитарному (уравнительному) подходу, справедливое распределение доходов и благ означает, что все члены общества получают равные доходы и равные количества благ. Утилитарный подход к справедливости предполагает максимизацию суммарной полезности всех членов общества, даже если индивидуальная полезность отдельных индивидов снизится. Классическая утилитарная функция общественного благосостояния (W), или бентамианская функция общественного благосостояния, имеет вид суммы индивидуальных функций полезности (ui)
3. Понятие эффективности производства Эффективность производства - это сложная экономическая категория, в ней отражается действие многих экономических законов и показывается одна из важнейших сторон общественного производства - его результативность. Формы проявления эффективности можно сгруппировать следующим образом: - по функциональным подсистемам, то есть оценка эффективности базируется на каком-либо показателе (технологическая, экономическая, социальная и прочие подсистемы); - по уровню структуры народного хозяйства, здесь речь идёт об масштабе оцениваемого объекта, например, можно оценивать эффективность производства в целой отрасли, а можно оценивать эффективность производства на маленьком подразделении предприятия; - по отражению затрат, например, подвергаются оценке эффективность затрат труда или производственная эффективность; - по форме идентификации, эффективность может быть как абсолютной, так и относительной (по сравнению с чем-либо). Повышение эффективности производства обуславливается совокупностью постоянно действующих факторов и рядом особенностей современного этапа экономического развития общества. С одной стороны, повышение экономической эффективности необходимо в связи с ограниченностью приращения некоторых видов ресурсов, изменениями в стоимости факторов производства, возрастанием потребностей рынка в отечественной продукции, усилением требований к качеству продукции. С другой стороны, на современном этапе развития общества расширяются возможности повышения экономической эффективности общества.
Э
кономическая
эффективность производства означает
результативность производства, то есть
достижения максимальных результатов
при минимальных затратах и минимальных
ресурсах.
При рассмотрении вопроса
экономической эффективности производства
необходимо иметь в виду, что понятия
"эффект" и "эффективность"
неоднозначны.
В наиболее общем виде
в форме эффекта любого производства
выступает его функция - это конечный
результат, который получает своё
воплощение непосредственно в объёме
произведённых материальных ценностей.
Однако, как бы не был важен эффект, сам
по себе он не достаточно характеризует
деятельность предприятия, так как не
показывает ценой каких затрат он был
получен. То есть один и тот же эффект
может получен разными способами и при
разном уровне задействованных ресурсов.
И наоборот, одинаковые затраты могут
дать разный эффект. Поэтому возникает
необходимость сравнения эффекта и
затрат, необходимых для его достижения.
Эффективность производства имеет
не только чисто экономический, но и
социальный аспект. С точки зрения
социально-экономической эффективности
на первый план выдвигается вопрос о
том, как и при каких данных наиболее
полно удовлетворить потребность всех
работников предприятия и, соответственно,
всех членов общества.
Социальная
эффективность падает тогда, когда
изменения в производстве улучшают
положение одних за счёт ухудшения
положения других.
