- •Глава 7 классификация растительности
- •7.1. Введение в проблему классификации растительности
- •7.2. Обзор основных направлений классификации растительности
- •7.2.1. Экологические классификации
- •7.2.2. Физиономические классификации
- •7.2.3. Генетические классификации
- •7.2.4. Динамические классификации
- •7.2.5. Флористическая классификация
- •7.2.6. Доминантно-детерминантные эколого-морфологические классификации
Глава 7 классификация растительности
7.1. Введение в проблему классификации растительности
В геоботанике проблема классификации возникает потому, что она имеет дело с сильно варьирующим объектом изучения, так как каждый фитоценоз уникален, он чем-то отличается от других фитоценозов. В результате возникает огромное разнообразие фитоценозов, которое в глобальном масштабе приблизительно оценивается числом 108 - 1010 элементарных типов фитоценозов (Миркин, Розенберг, 1978).
Классификация растительности имеет большое теоретическое и практическое значение. Во-первых, она позволяет объединить все разнообразие фитоценозов в ограниченное число типов и таким, образом,, ориентироваться в этом разнообразии. На основе классификации можно давать характеристику растительности любой территории, составлять геоботаническую карту, планировать изучение растительного покрова и т.д. Во-вторых, классификация растительности является одним из методов научного познания растительных сообществ, так как в процессе классификации выявляется новая информация о них, устанавливаются связи сообществ друг с другом и со средой. В- третьих, , классификация имеет чисто прикладное значение, так как каждый тип растительных сообществ нуждается в особом режиме рационального использования и охраны, а без хорошей классификации невозможно успешно решать данную задачу.
Вместе с тем проблема классификации еще далека от удовлетворительного разрешения. Это обнаружилось особенно в последние десятилетия, когда интерес к ней обострился и резко обозначилась вся сложность данной проблемы. Классификации растительности посвящена обширная литература, довольно полный обзор которой содержится в известных сводках Р. Уиттекера (Whittaker, 1962) и В.Д. Александровой (1969).
По современным представлениям (Александрова, 1969; Василевич, 1971; Мейн, Шрейдер, 1976), под классификацией вообще понимают разделение множества изучаемых объектов по каким-то признакам на подмножества, или взаимоисключающие классы. При таком узком понимании классификации, кроме нее, различают также систематику, которая занимается объединением классов в более крупные таксоны, и таксономию - учение о таксономических категориях разных рангов. В геоботанике классификация понимается широко и включает все три названные задачи.
Существует два логико-методологических способа классификации любых объектов, в том числе и растительных сообществ: дедуктивный к индуктивный. При дедуктивном подходе разбиение на классы начинается с выделения высших таксономических единиц, которые затем последовательно делят на более мелкие. При индуктивном подходе, напротив классификация начинается с выделения низших таксономических единиц, которые затем последовательно объединяются во все более крупные таксоны; Оба способа классификации могут применяться и применяются в геоботанике. Но так как каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, то в идеале нужно стремиться к их синтезу (Мазинг, 1969; Descoings,1976). Выделяемые геоботаниками единицы классификации растительности, или синтаксоны, как
типологические категории, являются абстрактными единицами как совокупности относящихся к ним сходных фитоценозов конкретны и имеют свои ареалы.
Любая классификация растительных сообществ предполагает решение следующих трех задач: 1) определение объема классификации и установление способа отбора множества объектов; 2) выбор признаков, по которым должна выполняться классификация, т.е. выбор критериев классификации, определение техники обработки полевых материалов. Каждая из этих задач представляет в геоботанике самостоятельную проблему. Вместе с тем все они связаны со спецификой объекта классификации и потому переплетаются друг с другом, создавая единую сложную проблему классификации растительности.
Растительные сообщества, или фитоценозы представляют собой специфичные и неудобные объекты классификации, так как характеризуются значительной сложностью, динамичностью невысоким уровнем целостности и дискретности. То, что сложность фитоценозов и динамичность их признаков затрудняет классификацию, очевидно и не требует особых доказательств. Ниже будет показано, как могут быть преодолены эти трудности. А вот значение малой дискретности и целостности фитоценозов при их классификации требует пояснения.
Дело в том, что надежно классифицировать можно лишь дискретные, т.е. более или менее обособленные, отграниченные дрyг от друга объекты. Вместе с тем, дискретность фитоценозов, как было показано выше, низка в связи с непрерывностью растительного покрова, и это сильно осложняет проблему их классификации. Наличие топографического континуума затрудняет выделение фитоценозов в природе, установление границ между ними и получение репрезентативных полевых материалов. Однако при классификации растительности гораздо большее значение имеет другой аспект непрерывности растительного покрова, получивший название таксономического континуума. Суть таксономического континуума заключается в том, что если мы попытаемся сгруппировать по тому или иному критерию описания фитоценозов репрезентативной выборки, т.е. выборки, охватывающей все разнообразие растительных сообществ данного района, то получим не хорошо очерченные классы фитоценозов, а непрерывный ряд отличающихся друг от друга фитоценозов.
Наличие таксономического континуума позволило крайним сторонникам индивидуалистической концепции отрицать возможность создания строго научной классификации растительности. По их мнению, возможна лишь ординация фитоценозов, т.е. упорядочение их в градиентные ряды, которые можно строить либо по изменению какого-то экологического фактора, либо по изменению тех или иных признаков фитоценозов. Первые ряды называют экоклинами, а вторые - ценоклинами. По-видимому, такая крайняя точка зрения неверна. Фитоценозы можно не только располагать в градиентные ряды, но и подвергать классификации. Ординация не исключает классификацию, а дополняет ее. Такую точку зрения разделяет большинство геоботаников, признающих концепцию непрерывности растительного покрова. Таким образом, научная классификация растительных сообществ возможна. Однако признание таксономического континуума обязывает нас иначе понимать процесс классификации растительности, нежели он понимался раньше. Классификация растительности представляет собой не простую сортировку вполне дискретных, обособленных друг от друга, фитоценозов и объединение их в синтаксоны, а разбиение непрерывного ряда варьирования растительных сообществ на отдельные отрезки, каждый из которых соответствует определенному синтаксону. Отсюда следует, что как бы мы не старались в своей работе, но границы между синтаксонами всегда будут в той или иной степени условными и всегда будут зависеть от критериев и техники классификации.
Выбор критериев классификации - это также достаточно сложная теоретическая задача (Александрова, 1969; Василевич,1971). Фитоценоз представляет собой сложный объект, который характеризуется большим числом признаков. Использовать их при классификации невозможно. Поэтому всегда приходится ограничиваться небольшой выборкой критериев классификации, которая не может дать исчерпывающей характеристики фитоценозов. В этом кроется несовершенство любой классификации растительности. Единственный выход из данного затруднения состоит использовании в качестве критериев классификации существенных, т.е. наиболее важных, признаков. Однако применительно к фитоценозу выбор существенных признаков сильно осложняет следующими моментами: а) во-первых, далеко не всегда удается решить вопрос о существенности или несущественности того иного признака, б) во-вторых, у таких сложных объектов, фитоценоз, сущность проявляется в большом числе признаков, учесть все их при классификации тоже невозможно; поэтому встает задача выбора наиболее информативных и наиболее существенней признаков; в) в-третьих, далеко не все существенные признаки фитоценоза легко доступны для изучения и удобны как критерии классификации.
В качестве критериев классификации можно использовать несущественные, второстепенные, признаки фитоценозов. Важно лишь, чтобы они коррелировали с существенными признаками. К таким критериям классификации относятся, например, верные виды, индикаторные группы видов, группы сопряженных видов и т.д. К сожалению, задача выбора несущественных признаков фитоценозов, хорошо скоррелированных с существенными признаками, пока еще не решена в должной мере.
Таким образом, выбор критериев классификации растительных сообществ представляет собой сложную задачу, которая до сих пор решается чисто интуитивно, способом проб и ошибок, не зависимо от того, какие методы классификаций применяются. В качестве критериев классификации растительности разными геоботаническими школами используется большое число признаков: флористический состав фитоценозов, видовой состав их доминантов, характер жизненных форм эдификаторов, флорогенез эдификаторов, структурные признаки и динамические свойства фитоценозов, основные факторы среды и т.д. Поэтому в геоботанике всегда имело место значительное разнообразие подходов и систем классификации растительности.