Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пожар 1737.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.09.2019
Размер:
55.95 Кб
Скачать

Глава IV. Масштабы бедствия

Московский пожар 1737 года начался 29 мая в 11 часу. Источник пожара точно установлен не был: в Донесении императрице говорится о двух возможных местах возгорания39 . Первым называется приход церкви Антипия Чудотворца на Знаменке, за Боровицким мостом, также существует версия, что первым загорелся дом Александра Милославского. Затем из-за сильного ветра пламя перекинулось на другие дома и дворы. Очень быстро огонь достиг Кремля, где загорелись потешный двор, потешные конюшни и императорский дворец, а так же, как сообщает источник, «соборы, монастыри и подворья, и все коллегии, и канцелярии, и цейхгаузы (военные склады)»40. Вскоре загорелся Китай-город, где выгорели ряды, гостиные дворы, дома и монастыри. Через Знаменку, Арбатскую, Тверскую улицы и Петровку пламя достигло Белого города. В Белом городе горели здания по Рождественке, Сретенке и Яузской улицам, все горело по Мясницкой и Покровке, как в Белом городе, так и в Земляном. Сгорели Новая и Старая Басманные улицы, выгорела Немецкая слобода и слободской дом е.и.в., а также Лефортовская слобода и госпиталь.

В Донесении императрице перечисляются важные государственные места и коллегии, пострадавшие от пожара. Это обе Камер-коллегии, Конфискация (казна не пострадала), Соляная и Штатс-контора, Медицинская канцелярия. Пострадали Мастерская и Оружейная палата. Сгорели часы с циферблатом на Спасской и Троицкой башнях41. Из-за московского пожара сильно пострадал Арсенал (Цейхгауз), выгорели все деревянные перекрытия.

Об убытках в Новой Камер-коллегии известно многое благодаря допросам служащих этой коллегии. Канцелярист А. Антипов сообщает, что на коллегии сгорела кровля, внутри различная утварь и мебель. Также охвачены пожаром были и места, находящиеся в подчинении Камер-коллегии: таможня, икорные и рыбные лавки внутри старого гостиного двора, даже каменные строения повредились и развалились. Ущерб, нанесенный коллегии, Антонов оценил в 10471 рублей42.

От пожара пострадали также и многие кремлевские соборы. На Архангельском и Благовещенском соборах согрела деревянная кровля и кресты. Огонь нанес большой ущерб Чудову монастырю43.

Именно в этом пожаре пострадал знаменитый Царь-колокол. Деревянная постройка над ямой, в которой стоял колокол, загорелась, и в яму стали падать горящие брёвна. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов (11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. В 1792 году и в 1819 году делались неудачные попытки поднять колокол. Лишь 17 августа 1836 года Царь-колокол был поднят из литейной ямы. Также из-за пожара пострадал Успенский колокол, самый большой из 34 колоколов, находящихся на колокольне «Иван Великий». И- за того, что обгорели связи и подпоры, удерживавшие его, он упал на свод и раскололся на 4 части44.

Всего 29 мая 1737 года в Москве сгорело 12330 зданий, из них:

  • церквей, сгоревших полностью – 39;

  • церквей, обгоревших снаружи – 63;

  • монастырей – 11;

  • дворцов – 4;

  • богаделен – 17;

  • обывательских домов- 2527;

  • каменных и деревянных покоев – 9145;

  • фартин (казенных питейных заведений) – 32;

  • бань торговых – 6;

  • лавок, кроме Китая – 486.

В огне погибло 94 человека45. Из коллегий, канцелярий, контор и приказов понесено убытку на 414 825 рублей; по заявлениям частных лиц убытку понесено ими на 1 267 384 руб., но многие сказок не подали»46.

Каждый пожар в Москве вызывал недовольство и возмущение населения по отношению к местным властям. Чтобы отвести от себя обвинения, правительство заявило, что причиной пожара были поджоги и что в Москве казнены не только сами поджигатели, но и их сообщники47.