Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
325694_28792_moshenko_a_v_lekcii_yunita_3_socia...doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
457.73 Кб
Скачать

4.2 Социально-психологическая характеристика организованных социальных групп, стихийных групп и массовых движений

4.2.1. Социальные классы

Термин “класс” имеет различное содержание для аме­риканских и европейских исследователей. Для европейцев это понятие в большей степени сопряжено с оп­ределением политической принадлежности. Для американцев – более привычны термины “средний класс”, “низший класс” и т.п. Это связано с тем, что в социологических теориях социальная структура описывается при помощи такого понятия, как “социоэкономический статус”, а не “социальный класс”. При всех различиях в подходах важно учесть, что сущность социально-психологического анализа состоит в том, чтобы выявить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведе­ния ее членов.

Социально-психологическое изучение классов может затрагивать следующие аспекты:

выявление психологических особеннос­тей различных классов, которые существовали в исто­рии и существуют в настоящее время;

характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи, создающей особый “колорит” эпо­хи;

анализ соотношения классовой психологии и психологии отдель­ных членов класса.

Структура психологии класса состоит из динамических и более устойчивых компонентов. Динамическая сфера классовой психологии представлена следующими элементами:

классовые потребности – нужда представителей определенного класса в различных материальных и духовных благах, к обладанию которыми они стремятся ввиду высокой значимости последних для обеспечения необходимых условий существования и развития класса;

интересы – доминирующее внимание представителей класса на определенных объектах, явлениях социальной действительности, связанных с удовлетворением классовых потребностей;

“социальные чувства” – определенные ха­рактеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

В некоторых классификациях компонентов классовой психо­логии вводятся и другие элементы: “набор социальных ролей” и осознание его, “социальная ориентация личности” (система ее ценност­ных ориентаций, норм поведения и осознания целей жизнедея­тельности).

Наиболее важным компонентом, относящимся к числу устойчивых компонентов психологии больших социальных групп, относится “психический склад”. Применительно к классам “психический склад” обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож­но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан­ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха­рактере. Социальный характер определяется тем, что типично для устоявшегося образа действий представи­телей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.

Термин “социальный характер” широко пред­ставлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него социальный характер – это связую­щее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различ­ными историческими типами самоотчуждения человека – с чело­веком эпохи раннего капитализма (“накопительский тип”), эпохи 20-х гг. XX в. (“рыночный тип”, связанный с обществом “то­тального отчуждения”) и т.п.

Кроме социального характера, психический склад раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Привычки и обычаи склады­ваются под влиянием определенных жизненных условий, но в даль­нейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы пове­дения. Что касается традиций, то часть их воплощена в предметах материальной куль­туры, и потому к изучению их применимы методики, известные в психологии под названием анализа продуктов деятельности.

Степень и мера проявления привычек и обычаев в качестве регулятора социального поведения, естественно, не одинакова для различных классов различных эпох. Так, установлено, что прочнее всего привычки и обычаи сохраняются даже в современных об­ществах, прежде всего в крестьянстве. Большой город с развет­вленной системой общения способствует, напротив, известному смешению обычаев, привычек и традиций разных социальных групп. Поэтому вычленение самого объекта исследования здесь затруднено.