Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Работа по русскому миру. Ляхова В..docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
59.96 Кб
Скачать

Женщины.

О внешности женщины уже было сказано в первой главе, поэтому мы можем представить себе ее облик.

Положение женщин было еще невыносимее, чем положение мужчин. Обитатели трущоб практически не сохранили в своем обществе традиционную нуклеарную семью. Отношения были беспорядочными, практиковалось сожительство со многими партнерами. Детям и девушкам не оставалось ничего, кроме как продавать себя в многочисленных притонах. «Десятилетние пьяные проститутки были не редкость»21. Соответственно, и отношение к женщинам и девушкам было жестокое. Их избивали, калечили, иногда убивали – из-за ревности или просто спьяну. Ни один трактир не обходился без женщин. Часто были слышны пьяные крики «марух» и их «котов», сам Гиляровский был свидетелем того, как из трактиров выбегали женщины, избитые, окровавленные, и за ними гнались пьяные мужчинами с криками «Убью!». Конечно, все эти зрелища приводили в ужас Гиляровского, но для обитателей нор и трущоб это было обычным делом. И сами женщины уже не видели другого выхода, не надеялись на другую жизнь. Поэтому девочки, родившиеся в Хитровке, так и оставались там до своей смерти, если не от побоев, то от болезней.

Товарищ В.А. Гиляровского Глеб Иванович Успенский, однажды посетив знаменитый трактир «Каторга» и увидев там пьяных, грязных, избитых женщин, сказал: «И это перл творения – женщина!»22. Несомненно, эти слова заставляют задуматься, и в то же время осознать, каким было положение женщины и отношение к ней.

Дети.

«Дети в Хитровке были в цене: их сдавали с грудного возраста в аренду, чуть не с аукциона, нищим»23.

Много историй описания жизни детей приводится в книгах, посвященных московской бедноте.

«Условия же социализации незаконнорожденных детей были таковы, что они составляли 2/3 нищенствующей детворы и малолетних преступников, т.е. складывалась такая ситуация, когда нищета самовоспроизводила нищету»24.

Как уже было сказано, грудные дети являлись ценным «имуществом», благодаря которому, можно было получить больше милостыни. Для того чтобы вызвать участие у прохожих, детей заворачивали в грязные тряпки, в рот им засовывали кусок ткани с нажеванным хлебом (вместо соски), и несли на холодную улицу. Очевидно, что сидящая на земле нищенка и стонущий у нее на руках ребенок вызывали сочувствие у прохожих. Нередко ребенок у нищенки умирал уже с утра, но чтобы не потерять зря день, она ходила с мертвым ребенком до самой ночи и просила подаяния. Неоднократно новорожденных детей воровали, особенно ценились малыши с дефектами. Были случаи, когда своих собственных детей калечили. Маленькому калеке всегда подадут больше.

Чем старше становился ребенок, тем больше с него требовали взрослые.

К детям постарше относились жёстче. Если маленький попрошайка не приносил взрослым денег на «пропой души», его избивали. Часто, чтобы вызвать жалость, дети снимали обувь, и босиком, зимой, бегали по улицам и просили милостыню. Дети постарше стояли «на стреме», пока взрослые воровали или грабили. Одновременно они учились своей будущей работе.

Не всегда ребята, появлявшиеся ниоткуда в Москве, были уроженцами нор и трущоб. Нередко, деревенская семья отправляла мальчика в большой город, для работы в трактире или какой-либо мастерской. Иногда дети, не выдержав жестоких условий и постоянных побоев со стороны своих «хозяев», убегали, тем самым пополняя шайки бездомной детворы. И если их не отправляли в приюты (куда, кстати, принимали только незаконнорождённых детей) или не отправляли обратно в деревню, им приходилось кое-как жить, промышляя воровством и прошением милостыни.

В данном разделе хочется провести параллель с актуальностью темы нищенства в наше время. К сожалению, отношение нищих к детям ничуть не изменилось. Их так же воруют, намеренно калечат, ходят с ними по людным местам и вагонам пригородных поездов. И даже социальные службы по охране детей не могут в полной мере предотвратить или исправить данную ситуацию.

Конечно, среди московской бедноты встречались люди, которые сохранили в себе подобие человека. Об этом не раз говорит нам В.А. Гиляровский. Так, в своих очерках, он приводит нам в пример историю о маленьком мальчике, который славился среди обитателей трущоб своей честностью. И хотя он также находился в среде нищих, бедняков, воров и вечно пьяных людей, также воровал и попрошайничал, он сохранил в себе человечность. Понятно, что такому человеку, как маленький честный Коська, не был места среди обитателей трущоб. Его нередко избивали за то, что он говорил правду. Вскоре, мальчик сбежал с Хитровки в Астрахань, где жизнь его была намного лучше прежней.

Жестокие нравы обитателей московских нор и трущоб вызывали ужас и страх. Но в то же время положение бедняков было настолько трудным и безысходным, что, кажется, другого выхода у них не было. Нужно было как-то выживать, кормиться. Однако та бесчеловечность, которая была присуща беднякам в большинстве случаев, не может быть незаметна. Конечно, встречались еще люди, нравы которых были не так жестоки, но многие из них, со временем, «дичали», переставали отличаться от завсегдатаев Хитрова рынка. Кто родился на Хитровке и смог вырасти среди этой неблагоприятной обстановки, тот кончит тюрьмой или будет убит в пьяной драке. Исключения редки. Бесчеловечным нравам нор и трущоб Москвы и до сих пор не пришел конец. И сейчас, к сожалению, люди сталкиваются со всеми ситуациями, которые были описаны в книгах авторов прошлого века.