
- •Психология развития как наука о закономерностях и особенностях развития человека в онтогенезе.
- •2. Теория социального научения (Скиннер).
- •3. Социально-когнитивное научение (а.Бандура).
- •Развитие в контексте культурно-исторической теории (л.С. Выготский).
- •Психоаналитические теории развития.
- •Гуманистические теории развития (а. Маслоу, к. Роджерс).
2. Теория социального научения (Скиннер).
Изобрел специальное исследовательское оборудование для изучения поведения животных — «ящик Скиннера», — к-е позволяло точно измерять поведение и автоматически подавать подкрепление. В ящике имеется металлич. педаль, нажав на к-ю, животное получает порцию пищи в кормушку. Скиннер мог проводить систематич. наблюд. за поведением животных при разл. усл. подкрепления. Оказалось, что повед. крыс, голубей, а иногда и людей вполне предсказуемо, т.к. они следуют опред. законам поведения, по крайней мере, в этой ситуации.
Типичная модель Скиннера имеет след. компоненты: различаемый стимул, реакцию индивида и подкрепление. Различаемый стимул обычно сигнализирует индивиду о наступлении научения. В кач. различа-х стимулов использовались световые и звуковые сигналы, слова. Реакцией служит появление оперантного поведения (повед., к-е возникает и закрепляется благодаря последствиям совершенных действий). Скиннер назвал свой тип обусловливания оперантным обусловливанием, т.к. реакция индивида приводит в действие мех-м подкрепления. В завершение подкрепляющий стимул подается за адекватной реакцией. Поэтому подкрепление увеличивает вероятность послед-го оперантного поведения. Это означ., что в присутствии данного различаемого стимула данный индивид будет склонен повторять данную реакцию.
Н-р, 3-хлетний реб. рассматривает (реакция) книжки (стимул). Для увелич. вероятности такого поведения в будущем необх., чтобы за реакцией последовало подкрепл. (похвала, интересная картинка или наклейка, к-ю дают ребенку, когда он рассматр. книжку).
Оперантному поведению можно также научить путем обусловливания избеганием, когда подкрепление состоит в прекращении воздействия неприятного стимула (шума, яркого света).
Режимы подкрепления: систематическое с фиксированным промежутком времени; систематич. С фикисрованно частотой; несисмематич.; поэтапное. Виды подкрепления: материальное (конфеты, деньги), социальное (похвала, улыбка), поведенческое (возм-ть осущ. деят-ть), символическое (очки в комп. игре, баллы).
При программир. обуч. с помощью комп. применяются многие из этих принц-в научения.
3. Социально-когнитивное научение (а.Бандура).
В повседн.жизни люди осознают последствия своих действий, т.е. они замечают, какие действия приводят к успеху, а какие — к неудаче, какие не дают никакого результата, и соответственно регулируют свое поведение. Наблюдая за послед-ми реакций, они получают инф-ю, побуждение к действию и сознаваемое подкрепление. Люди способны предполагать, какое поведение является правильным в определенных условиях, и предвидеть, что может случиться в результате определенных действий. В отличие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением.
Люди учатся не только на непоср. опыте последствий своего поведения, но и наблюдая за повед. др. людей и последствиями их поведения. Из этих наблюд. они также выводят осн. принципы повед. и формулируют правила действий - подражать этим действиям или избегать их.
Бандура расширил и усовершенствовал свою теорию соц. научения, к-й он дал название социальной когнитивной теории. Познание подразумевает мышление; произошел перенос акцента на мышление как на часть научения. Теоретики социального научения по-прежнему говорят о вознаграждении и наказании, но при этом признают, что дети наблюд. и за своим собств. повед., и за повед. окружающих, и за последствиями своего и чужого поведения. Дети могут предвидеть последствия на основе своего прошл. опыта. Они формир. мнения о себе и об окружающих, а затем ведут себя т. обр., чтобы их поведение не противоречило этим мнениям. Такой перенос акцента привел к тому, что сторонники социального научения отошли от изучения только наблюдаемых форм поведения и приблизились к психологам когнитивного направления.
Фактор развития – научение. Показатель развития – количество приобретенных навыков.
Когнитивные теории развития.
Представляют людей рациональными, активными, знающими и умелыми. Согласно мнению теоретиков-когнитивистов, люди не просто получают, но и обрабатывают информацию. Каждый человек является мыслителем и творцом своей реальности. Люди не просто реагируют на стимулы, они структурно организуют их и придают им определенный смысл.
Психологи-когнитивисты изучают стадиальные, или качественные, изменения в поведении, к-е происходят по мере роста и созревания индивидуума. Они исследуют качеств. изменения путем наблюд. за процессом решения задач (в широком смысле слова) в переходных точках развития.
Структурализм (Ж.Пиаже, Д. Бруннер, Х.Вернер).
Жан Пиаже: интеллект, как и любая др. живая структура, не просто реагирует на раздражители: он растет, меняется и адаптир. к миру. Генетическая эпистемология Пиаже объединила биологию с эпистемологией (обл. философии, изучающей происхождение знания), возродив биологич. модель в психологии.
Исследования Пиаже начались с его совместной работы с Симоном и Бине, где ученый занимался усовершенствованием стандартизир-х версий созданной ими шкалы интеллекта. Франц. правительство поручило этим 2м психологам создать стандартизир. тест для опред. ур. интеллекта школьников. Анализируя рез-ты тестир. детей, Пиаже заинтересовался закономерностями, обнаруженными им в неправильных ответах и предположил, что различия между детьми и взрослыми не ограничиваются объемом знаний, но включают также различия в способе познания. Мышл. детей отлич. от мышления взрослых как количественно, так и качественно. С этого момента Пиаже начал отходить от количественного (тестологического) подхода к изучению интеллекта.
Стандартизир. вопросы приводят к стереотипн. и неинтересным ответам. Пиаже предложил использ. методику клинического или зондирующего интервью, когда ребенок должен отвечать на вопросы или манипулировать стимульным материалом. Такой подход направлен скорее на выявл. процессов мышления, используемых при ответе на вопрос, чем на выявл. конкр.знаний, накопленных ребенком. Рез-ты этих интервью привели Пиаже к выводу: для описания развития интегрир-х процессов мышления у детей можно использ. Логич. модели.
Из эксперимента с переливанием жидкости из одного сосуда в другой Пиаже заключил, что до достиж. опред. стадии развития, дети формируют свои суждения, опираясь в большей степ. на перцептивные, чем на логич. Процессы, т.е. они верят своим глазам. Младшие дети видят, что ур. жидкости выше в высоком стакане, и потому считают, что там жидкости больше. Дети шести лет и старше отвечают на поставленный Пиаже вопрос, едва взглянув на стаканы. Они и так знают, что количество жидкости остается одинаковым, независимо от размера или формы стакана, в который она налита. Когда дети демонстрируют такую спос-ть, психологи говорят, что им доступно понятие сохранения. Эти дети не основываются в своих суждениях исключительно на восприятии, но используют логику. Их знание исходит настолько же изнутри, насколько и из внешних источников.
Базовая структура – «схема» - ментальная структура, благодаря которой, происходит обработка перцептивных образов, знаний субъективного опыта.
Виды схем: 1) сенсомоторные (действия человека), 2) когнитивные (в основе лежат понятия). Развитие схем идет через два основных процесса: ассимиляция и аккомодация.
Ассимиляция – включение нового опыта, исходя из существующих ментальных структур без их изменения.
Аккомодация – изменение существующих ментальных структур для объединения старого и нового опыта.
Интеллект всегда стремится к уравновешиванию процессов ассимиляции и аккомодации. Уравновешивание ведет к адаптации. Процесс развития интеллекта – схемы организуются в операции; различные комбинации операций соответствуют различным стадиям когнитивного развития.
Брунер Д. (американский детский психолог, род. в 1916г.). работы Брунера основаны на синтезе целого ряда идей, почерпнутых из психологических работ Выготского и Пиаже.
Рассуждая об опытах Пиаже, Брунер предложил др. подход к логической необходимости сохранения. По мнению Брунера и его соавторов, ребенок выносит суждение о неизменности количества воды в стакане, потому что это «та же самая вода». Т.обр., качественное суждение об идентичности позволяет ребенку прийти к логическому заключению о количественной идентичности, несмотря на наблюдаемые трансформации. Опыты Брунера отличаются тем, что ребенку показывают 2 идентичных сосуда, вода в к-х имеет одну и ту же высоту и ширину, т.е. сосуд А = сосуду В; они находятся в отношении 1:1; следовательно, в обоих сосудах содержится равное количество воды. Затем воду переливали из сосуда А в сосуд С; это та же самая вода (качественная идентичность), и ничего не добавляется и не изымается (количественная идентичность), т.е. А=С. По математическим законам, если А=В и В=С, то из этого по правилу дедукции следует, что А=С. В этом и состоит логическая необходимость, что в сосудах А и С находится одинаковое количество воды. Дедукция позволяет ребенку обосновать вывод о том, что объем жидкости сохраняется, несмотря на видимые изменения. Исходя из этого, дедуктивное умозаключение А=С порождает чувство логической обязательности, что количество должно быть тем же самым. Это, в свою очередь, позволяет ребенку предложить логическое объяснение в соответствии с одним из правил обратимости. Хотя доводы Пиаже и Брунера слегка отличаются в акцентах, по существу они очень близки: каждый из авторов настаивает на том, что ребенок обладает внутренне когерентным набором логических операций, необходимых для решения задачи на сохранение.
Брунер совместно с И. Калныньш продемонстр., что 3хмес. младенцы могут научиться синхронизировать ритм сосания с опред. паттерном вспышек на кукольном персонаже, показанном через диапроектор, если любое рассогласование в ритме сосания и вспышек ухудшало четкость изображения на экране. Рассматривая такие моторные навыки как дотягивание и схватывание, З. Фрайберг полагал, что дотягивание у слепых основывается на замещении зрения слухом: младенцы способны дотянуться до объектов, которые они слышат. Эти данные привели Дж. Брунера к заключению, что овладение навыком дотягивания состоит в усилении произвольного контроля над существующей к этому времени координацией глаза и руки. Совместно с Б. Козловски Брунер заметили, что при появл. объекта в поле зрения двухмесячных младенцев те производили руками хватательные движения, но им не удавалось протянуть руки по направлению к объекту. В другой раз они протягивали руки, но им не удавалось схватить объект. Брунер и Козловски предположили, что младенцы испытывают трудности в упорядочивании необходимых действий в соответствующую целенаправленную последовательность. Т.обр., составной частью процесса формир. навыка является установление послед-ти действий, к-я бы обеспечивала эффективное дотягивание и схватывание объекта. Дж. Брунер установил, что 6-месячные младенцы дотягиваются до показанного им объекта и схватывают его, но если затем предложить им др. объект, они роняют первый, т.к. могут контролировать одноврем. только действия с одним объектом.
Структурализм Брунера заключается в иерархической интеграции действия и памяти при взаимодействии с множеством зрительных объектов.
Согласно Брунеру, знакомое социальное окружение помогает ребенку интерпретировать речь своих воспитателей. Это оказывается возможным потому, что, обращаясь к ребенку, взрослые используют язык, прежде всего, для интерпретации и пояснения событий, происходящих в данной конкретной обстановке. Говоря словами Брунера, представление о социальном контексте и соответствующем ему порядке вещей помогает ребенку «взломать код» языка, к-й сопровождает процесс соц. взаимодействия.
Дж. Брунер привел факты, к-е показывают, что промышленно развитые общества проводят достаточно четкую границу между игрой юных и работой взрослых, тогда как в традиционных обществах, например, у африканских пигмеев, игра помогает смоделировать взрослый стиль жизни. Дети играют в охоту и собирание, и, по мере их взросления, эти игров. действия постеп. переходят в разряд реальных. Игра всегда включает ориентацию на реальность. В символич.игре когнитивные процессы создают воображ. реальность. Вовлекаясь в игру, обычные предметы постепенно начинают использоваться взамен чего-то другого.
Основные выводы: 1. Изначально независимые процессы могут интегрироваться в иерархическую структуру, что дает ребенку возможность изображать символические объекты в реалистической перспективе. 2. Реб. может начинать выбирать из репертуара возможных элементарных отображений те, к-е соотв. его родной культуре. Примеры:передача глубины высотой объекта на рисунке в восточном искусстве и использование «палочковой» системы для счета.