Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2014
Размер:
49.66 Кб
Скачать

Гонения христиан при Нероне и отражение этой темы в романе Генриха Сенкевича «Камо Грядеши» («Quo vadis») (Евангелие от Иоанна)

Мы привыкли относиться к теме гонения христиан при Нероне, как к идее испытания веры в Бога Христовыми муками, но так ли это на самом деле?

Видим ли мы в лицах этих мучеников исконно верующих людей, которые способны были расстаться с жизнью ради идеала, была ли это acme вера или же перед нами предстает толпа безумцев, глупцов, неспособных отличить мысли от слова, дела от правды.

Книга У. Голдинга «Двойной язык», рассказанная дельфийской пифией, завершается возведением статуи «Неизвестному Богу».

Встает вопрос: «Кто этот Бог?».

Юпитер, Христос, Будда? Если у каждого человека в душе живет свой Бог, то ради кого тогда христиане выходили на арены цирков и принимали смерть с улыбкой на лице.

Мы переносимся в I век нашей эры – во времена правления императора Нерона.

В истории гонения христиан Нероном остается много вопросов.

Если мы обратимся к книге Генриха Сенкевича «Камо Грядеши» перед нами предстанут новые образы и характеры людей, шедших на смерть во имя веры.

В этом «аспекте» для нас большой интерес составляет образ Лигии – царской дочери, усыновленной в раннем детстве, но не чувствовавшей себя чужой в доме Плавтия.

Что нашла она для себя в этой вере нищих и рабов?

Во время встреч со своим возлюбленным Марком Виницием, Лигия постоянно цитирует отрывок из нагорной проповеди Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». На вопрос Марка: «Что тебе дает твоя вера?», она отвечает: «Не знаю, но хотелось бы пожить так, как здесь сказано».

Можем ли мы сказать, что Лигия была истинно верующей, что она правильно понимала и осознавала веру, не свою, в своего Бога, а именно христианство? Ответ однозначен – НЕТ!

Эта не допонятасть, недосказанность и стала одной из основных причин тех страшных испытаний, через которые пришлось пройти этим людям.

Обратимся вновь к нагорной проповеди Христа. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше… Никто не может служить двум господам… Не можете служить богу и маммоне». Хочется еще раз подчеркнуть, что это вера не только бесправных, но и нищих.

И вот толпа наивных Лигий, влюбленных Марков и прочих попадает на арену цирка и принимает казнь. Сюжет достойный руки Понтия Пилата.

Есть ли здесь вина императора, да и вообще какую роль он сыграл в данных событиях?

Всем известно, что Нерон был несколько неуравновешенной, фанатичной личностью ко времени первой волны гонений он уде успел «удалить на благо государства свою мать и первую жену Актавию (37 год н.э.)». НО тут же перед нами предстает еще один образ – образ мужчины, который потерял в этой жизни самое главное – саму жизнь в образе своей дочери. В порыве безысходности, гнева он задушил Актавию и черным кардиналом Рима становится вторая жена императора, бывшая куртизанка Ипполита.

В этом романе Нерон напоминает собой ограненный бриллиант, играющий всеми цветами радуги – он и поэт, и отец, и Брут, предавший свой народ, и псих. Нерон – поджигатель Рима, Нерон поджег Рим. «О пламя огня, о сила огня, всепожирающая сила…». Петроний – дядя Марка Виниция, философ при дворе императора перед своей смертью произносит следующие слова: «Родиться при тебе было горем, умереть же при тебе – счастье». Эта фраза, как никакая другая, характеризует эпоху правления Нерона.

Стоит обратить свое внимание и еще на одну фигуру, на человека, который видел Христа, говорил с ним и был его учеником – Петра. Он пришел в Рим на казнь детей Господа, ибо был ему дарован глас свыше, направивший его на смерть во имя спасения душ невинных.

Во всех исторических источниках подчеркивается, что когда после казней император со своей свитой проходили по арене и вглядывались в лица людей, они были поражены и испуганы отсутствием самого лица или же улыбкой, которая озаряла лица умиравших во спасение души своей и великой идеи, веры. Перед смертью приговоренные пели и молились, и их песни голосом Бога разносились по улицам великого города и великой империи.

Можно сказать, что Нерон выполнил свой долг, приговорив к казни тысячи людей, как некогда Пилат приговорил Иисуса. Было ли этот так или нет, нам уже не дано ответить на этот вопрос.

Но тысячи людей приняли смерть во имя веры в Бога. И разве это важно ради кого они умерли. Главное, что они были христианами и дали возможность возвести еще одну статую Богу – имя которого Христианство. Вера покинутых, нищих, бесправных и вера святых.