Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 3 Реч.Деят..docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
34.83 Кб
Скачать

3. Современные модели речи в психолингвистике.

Реальность между сознанием и языком сложна и многоаспектна, исследователи высвечивают ее различные грани: внутренняя форма языка (В. фон Гумбольдт), внутренняя речь (Л. С. Выготский), предметно-схемный код (Н. И. Жинкин), ситуационная модель (Т. А. ван Дейк), ментальные пространства (Ж. Фоконье), языковое сознание (В. фон Гумбольдт и др.), фрейм (Ч. Филлмор), коммуникативное сознание (И. А. Стернин), сценарий, экспериенциальный кластер (Дж. Лакофф), ментальная модель (Ф. Джонсон-Лэрд), универсальная грамматика (Н. Хомский), внутренняя форма слова (Гумбольдт, Потебня) правила концептуального вывода (Р. Шенк) и т. д.

С развитием психолингвистики укрепилось и расширилось представление о внутренней речи как звене скрытой переработки вербальной информации. Согласно А.А. Леонтьеву, внутренняя программа будущей речи складывается из «смысловых вех», соответствующих субъекту, предикату и объекту (1974). По мнению Н.И. Жинкина, при подготовке сообщения не обязательно используются только словесные элементы. Ими могут быть образы, наглядные схемы. Код внутренней речи субъективен, он формируется вместе с общим психическим развитием ребенка (1982). Н.И.Жинкин считает, что универсальный предметный код есть однозначное отображение действительности, предметная соотнесенность с вещами, явлениями, событиями внешнего мира. Действительность как предмет знания всего человечества едина, а язык должен однозначно отобразить действительность. Таким образом, семантическим ядром УПК являются конкретные предметы и явления эмпирического мира.

Из зарубежных пользуется известностью модель понимания В. Кинча (1979), построенная на основе анализа процессов, включающихся в обработку и понимание текста. Модель предлагает правила работы с естественным текстом и действует на материале конкретных текстовых образцов. Модель продуцирования речи Вилема Левелта (1989) сильна тем, что описывает конкретные структуры, необходимые для осуществления речеязыковой функции, фактически дает их номенклатуру.

В отечественной психолингвистике предложено немало различных модельных форм теоретических взглядов на процесс речепроизводства и понимания речи (например, в учебнике Залевская, 1999, главы 7 и 8, с. 203—263)). Рассмотрим когнитивную модель речемыслительного механизма, разработанную в Институте психологии РАН (Ушакова, 1991). Данная модель более адекватна действительности в сравнении с раздельными моделями порождения и восприятия речи, как это представлено в учебнике А.А. Залевской. Такая модель ориентирована на ситуацию взаимодействия коммуникантов, каждый из которых имеет следующие основные блоки речевого механизма: восприятие речи, ее произнесение и центральное смыслообразующее звено. Функции блока восприятия и блока произнесения выполняют задачу доставки информации субъекту и выведения ее от субъекта вовне. В центральном звене осуществляются основные смыслообразующие функции и хранение языкового опыта. Каждый из блоков производит специфические кодовые операции.

В центральном звене выделяются несколько функциональных уровней. Нижний (1-й уровень) составляют образования, связанные с запечатлением и хранением разных сторон слова: его звучания, значения, соотнесенности с внешним миром. Эти образования названы «базовыми» на том основании, что речь воспринимается именно через внешнюю форму слов — их звучание, написание. Произносимая речь также передается словами, поступающими в соответствующей форме в блок произнесения.

Следующий уровень внутренней речи (2-й) составляет система межсловесных («межбазовых») связей, или «вербальная сеть». Этой сетью охватываются все слова используемого человеком языка, образуя нечто вроде сплошной материи, где различные по семантике и фонетике слова находятся в разной степени взаимной удаленности или близости. Сюда входят многие речевые проявления: «семантические поля», синонимия, антонимия слов, их податливость к заменам, словесные ассоциации.

Третий уровень внутреннеречевой иерархии — это грамматические структуры. Динамические процессы на структурах этого уровня обеспечивают грамматическую оформленность порождаемых предложений.

Наконец, на верхнем уровне иерархии происходит управление порождением текстов и их обменами между коммуникантами. Данная сложная система структур мозга человека формируется с раннего детства под воздействием многих факторов (требований социума, языка окружающих, внутренних мотивационных факторов субъекта, созревания его мозга). Функционирование этой системы во взрослом возрасте происходит во взаимодействии с теми когнитивными структурами, которые обеспечивают познание и мышление.

В модель включены структуры репрезентации знаний и эвристические операции. В речевом продукте находят отражение более общие мыслительные и личностные образования: жизненные и научные обобщения, оценки, морально-нравственные позиции. Протекание процесса обработки информации с использованием описанных структур будет различным в разных условиях коммуникации, при говорении, при слушании. Во всех случаях, однако, должна происходить активация всех уровней центрального внутреннеречевого звена в координации с условиями и целями коммуникации.