Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
molodezh_ukrainy.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
23.08.2019
Размер:
337.41 Кб
Скачать

Безработная молодежь

Особенностью этой многочисленной (к огромному несчастью!) в буржуазном обществе социально-демографической группы является то, что она «рекрутируется» господствующим классом из всех категорий вступающего в жизнь поколения, о которых шла речь выше. Перспектива лишиться возможности добывать средства к существованию честным трудом дамокловым мечом висит и над старшеклассником, и над студентом, и над выпускником высшего учебного заведения, и над молодым рабочим, и над начинающим предпринимателем. А уж о ребятах из крестьянских семей и говорить не приходится! Ведь возможность отыскать поле для приложения своих сил в разоренном дотла украинском селе – скорее редчайшее исключение, чем правило.

Массовая безработица среди молодежи – общемировая беда современного капитализма. Многочисленные казенно-оптимистические прогнозы о том, что ее уровень вот-вот резко снизится, щедро раздававшиеся буржуазными политиками, экономистами и социологами в предшествующие десятилетия, оказались ни на чем не основанным шапкозакидательством. В 2011 году она установила на нашей планете очередной безрадостный рекорд – 13% среди лиц от 15 до 24 лет. А это более 80 миллионов человек! На молодежь в настоящий момент приходится почти две пятых мировой безработицы. Ничего подобного не было даже в период «великой депрессии» конца 20-х – начла 30-х годов прошлого века! Глобальный кризис «потребительского капитализма» бьет по вступающему в жизнь поколению, словно нагайкой.

Весьма симптоматично, что уровень молодежной безработицы особенно стремительно растет в странах «золотого миллиарда», где пороки современного буржуазного общества проявляются в наиболее чистом, рафинированном, свободном от «довесков» вроде неоколониальной эксплуатации виде. В Испании безработица среди молодежи достигает сегодня 51,4%, во Франции – 36%, таков же ее уровень в отдельных штатах США (в среднем по этой стране – 16%).

В молодежной среде Европы и Северной Америки в последние годы получил широкое распространение новый социальный феномен «не-не»: не работаю и не учусь. Единственное снадобье, которое смогли придумать для врачевания этой болезни правящие круги Запада – искусственно увеличить сроки получения среднего образования. Б. Обама, например, в своем недавнем обращении к конгрессу США предложил в директивном порядке обязать учеников покидать школу лишь после достижения 18-летнего возраста.

На столь безрадостном фоне уровень безработицы среди украинской молодежи может показаться не таким уж удручающе высоким. Если верить данным, обнародованным Государственным комитетом статистики, он составлял в 2010 году «всего» 18%. Однако это бумажное (да и то исключительно по сравнению со странами «старого» капитализма) «благополучие» более чем иллюзорно.

Дело в том, что, во-первых, есть серьезные основания утверждать: показатели молодежной безработицы сильно занижены официальными статистическими ведомствами Украины. Например, согласно результатам исследования, проведенного в 2011 году ГО «Молодежная альтернатива», ее реальный уровень составляет 30%.

Во-вторых, относительно низкий уровень молодежной безработицы в нашей стране является своего рода остаточным явлением социалистической системы подготовки и распределения кадров, когда каждый выпускник вуза, техникума или профтехучилища имел гарантированное государством рабочее место. Причем капитализм быстро стирает последние следы этой социально справедливой и рациональной с точки зрения распределения кадров системы, полностью противоречащей «социальным стандартам» эксплуататорского общества. А заменить ее оказалось нечем. Государственная программа поддержки первого рабочего места для молодежи хронически недофинансируется из года в год. Правовые механизмы, предусмотренные законами «О занятости населения» и «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю», в условиях буржуазной действительности оказались абсолютно неэффективными, поскольку вступают в непримиримый конфликт с корыстными интересами частных хозяев предприятий.

Результаты налицо: если в докризисном 2008 году на одно рабочее место претендовало, например, 3 студента, то осенью 2010 года – уже 12,5. Украина уверенно вышла на малопочетное второе место в Европе по темпам роста молодежной безработицы. Каждый третий выпускник высшего учебного заведения лишен у нас сегодня возможности применить на практике полученные им знания по избранной специальности.

Наконец, в-третьих, перспективы трудоустроиться в обозримом будущем у безработного молодого украинца несравненно более туманны, чем у его ровесника на Западе, где государство хоть как-то пытается решить эту крайне социально болезненную проблему. У нас же вступающее в жизнь поколение не просто брошено им на произвол судьбы. Своею социальной политикой украинское буржуазное государство сознательно (подчеркиваю: сознательно!) провоцирует рост молодежной безработицы.

Подтверждением такого моего утверждения является хотя бы пенсионная реформа, которая сводится к повышению возрастной планки выхода на заслуженный отдых и увеличению необходимого для этого трудового стажа. Иными словами, стимулирует «старение» экономически активного населения, нанося тем самым непоправимый ущерб не только ветеранам, но и их внукам, оставляемым без жизненных перспектив.

Эта пресловутая реформ подается буржуазной пропагандой как инициатива Международного валютного фонда, однако на самом деле ее проведение продиктовано в первую очередь заботой буржуазного государства об интересах украинских олигархов, не желающих тратиться на подготовку новых кадров. Будучи для частника-работодателя персоной нон грата в силу отсутствия опыта (именно это считают главным препятствием для трудоустройства почти три четверти опрошенных социологами юношей и девушек), выпускник высшего или среднего учебного заведения находится в положении человека, которому предлагают сначала научиться плавать, а затем уже лезть в воду. В такой ситуации, разумеется, плавать научиться мудрено, и шансов на это с каждым днем становится все меньше. Он попадает в порочный круг, из которого не способен выбраться: получение работы в соответствии с полученной специальностью для него более чем проблематично из-за отсутствия профессионального опыта, а, не работая, приобрести его невозможно. Не случайно, социологи утверждают, что каждый пятый молодой человек в Украине полностью потерял надежду найти работу в современных реалиях, и число таких разуверившихся стремительно растет.

Молодежь, лишенная капитализмом права на труд, также является одним из потенциально самых сильных и активных отрядов политической армии социалистической революции. Ведь, с одной стороны, буржуазный строй с его вопиющей социальной несправедливостью безжалостно выдавливает из нее одну за другой малейшие иллюзии относительно жизненных перспектив в рамках этого «общества всеобщего благоденствия», а с другой – «дарит» ей достаточно много свободного времени для того, чтобы сражаться против капиталистического рабства. Это огромный плюс, облегчающий ее привлечение к нашему справедливому делу.

Теперь о минусе. Он заключается в том, что безработных юношей и девушек несравненно труднее организовать для борьбы за социализм, чем их трудоустроенных сверстников, школьников, студентов. Ведь, находясь вне производственных или учебных коллективов, они оказываются в социальном одиночестве, что постоянно толкает их в тупик люмпенизации.

Это во стократ повышает важность индивидуальной работы коммунистов с данной категорией молодежи. Конечно, эффективно вести ее в мегаполисах очень трудно, почти невозможно, потому что сам стиль жизни, характер отношений между людьми способствует там отчуждению молодых безработных от общества. А вот в небольших депрессивных городах и в сельской местности, где и сосредоточено подавляющее их большинство, такая работа гораздо быстрее даст положительные результаты. И партийные организации в них обязаны уделить первостепенное внимание тому, чтобы наладить ее в кратчайший срок.

Таким образом, даже беглый анализ социального положения основных групп вступающего в жизнь поколения граждан Украины показывает, что в нашей стране нет сегодня ни одной сколько-нибудь значительной категории молодежи, целиком или большей частью относящейся к эксплуататорам. Поэтому все они без исключения должны рассматриваться как желательные союзники Коммунистической партии в борьбе за власть трудящихся и социализм.

Разумеется, в разделенном на враждебные, антагонистические, классы украинском обществе молодежь не является социально однородной, как и любая другая демографическая группа. Второе поколение представителей крупного украинского капитала уже выстроилось в очередь, готовясь принять из рук отцов не только украденные у народа индустриальные гиганты и естественные монополии, но и политическую власть над нашей страной, которую те узурпировали в результате контрреволюционного переворота в начале 90-х годов прошлого столетия. Однако долговременный исторический опыт свидетельствует о том, что уровень нонконформизма, неприятия окружающей социальной действительности, в молодежной среде несравненно выше, чем среди людей более зрелого возраста. Поэтому в рядах подрастающей поросли буржуазии всегда и везде отыскивается несравненно больше «предателей» господствующего класса, которые сознательно переходят на позиции трудового народа, чем среди их старших современников. Вспомним хотя бы о лидерах Кубинской революции Ф. Кастро и Э. Че Геваре: оба они – дети крупных землевладельцев. Да и Ф. Энгельс, В.И. Ленин, а также целый ряд других виднейших революционеров-марксистов, вступивших в борьбу с капитализмом уже в юные годы, были, как известно, выходцами из буржуазии и потомственного дворянства.

Вот почему, несмотря на очевидную классовую неоднородность украинской молодежи, коммунисты могут успешно работать со всеми ее возрастными, социальными и профессиональными группами, добиваясь, чтобы ни одна из них не выпала из нашего поля зрения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]