
5. Невиновное причинение вреда
В ст. 28 УК РФ законодатель сконструировал два самостоятельных основания признания деяния, причинившего вред законоохраняемым интересам, но совершенного без вины: субъективный случай ("казус") и объективный - невозможность предотвращения общественно опасных последствий.
Законодатель в законе указывает следующее. Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть (ч. 1 ст. 28 УК РФ).
Правоприменителю следует отличать "казус" от преступной небрежности. При "казусе" лицо не осознает и не может осознавать общественной опасности совершаемого им деяния. В этом случае отсутствует и предвидение возможности или наступления указанных последствий, что и называют субъективным случаем. Уголовная ответственность при "казусе" исключается, ибо в действиях (бездействии) лица, причинившего общественно опасные последствия, отсутствует вина.
Второй вид "казуса" относится к тем преступлениям, которые по своему объективному содержанию характеризуются не только признаками, описанными в законе (действиями, бездействием), но также определенными последствиями, с которыми УК связывает ответственность за какое-либо конкретное деяние. В этом случае лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было и не могло их предвидеть. Примером казуса является, например, попытка сбыта лицом фальшивой денежной купюры, при условии, что оно не осознавало её поддельности. Хрестоматийным является также следующий пример: К. был осуждён за неосторожное убийство, совершенное при следующих обстоятельствах. Закурив на дороге, он бросил через плечо горящую спичку, которая попала в лежавшую у дороги бочку из-под бензина и вызвала взрыв бензиновых паров. При этом дно бочки вылетело и, попав в С., причинило ему смертельное ранение. Учитывая данные обстоятельства, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР пришла к выводу, что смерть С. наступила в результате несчастного случая, поскольку в обязанности К. не входило предвидение и предупреждение фактически наступивших последствий, следовательно, он причинил их без вины.
В содержании ч. 2 ст. 28 УК об особой разновидности причиненного вреда указывается случай, когда лицо, совершившее деяние, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить данные последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Следует учитывать, что понятия, которыми оперирует в ч. 2 ст. 28 УК законодатель, конечно же, являются оценочными: "психофизиологические качества", "экстремальные условия" и "нервно-психические перегрузки". Данные обстоятельства должны устанавливаться следствием. Представляется, что вышеуказанные понятия требуют специальных познаний и должны всегда соответствовать фактическим обстоятельствам дела, но окончательный вывод об их соответствии таким обстоятельствам дела все-таки должна дать судебно-психологическая экспертиза.
Заключение
В заключение можно сказать, что после рассмотрения различных аспектов вины, ее форм и компонентов мы пришли к выводу о том, что:
1. Вина относится к субъективной стороне преступления, при этом ее содержание не исчерпывается содержанием субъективной стороны преступления.
2..Вина связывает преступника с совершаемым им деянием и его последствиями.
3. С психологической стороны вина - это интеллектуальное и волевое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.
Законодатель, формируя возможные комбинации интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике субъекта, обусловливает выделение форм вины – умысла и неосторожности, и их видов – прямой и косвенный умысел, преступное легкомыслие и преступная небрежность.
Можно сказать, что в содержании вины отражается отрицательное, пренебрежительное или недостаточно бережное отношение лица к интересам личности и общества.
Сущность вины в российском праве традиционно указывает на способ интеллектуального и волевого взаимодействия субъекта с объективными обстоятельствами, составляющими юридическую характеристику деяния. Конкретные сочетания интеллектуального и волевого элементов, характерные для каждой формы вины, определены в законе.
Поэтому под формой вины принято понимать законодательно закрепленное сочетание интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике виновного по отношению к юридически значимым объективным свойствам противоправного деяния, во взаимодействии с внешними условиями. Соответственно и различие в интенсивности и определенности интеллектуальных и волевых процессов, протекающих в психике субъекта, определяет форму вины, а в пределах одной формы вины - ее виды.
Анализируя законодательное описание и разделение форм и видов вины, можно прийти к выводу, что в действительности законодатель придерживается интеллектуалистической концепции.
Вина, как обязательный признак уголовного преступления, административного и налогового правонарушения не может быть представлена исключительно в качестве психического отношения. Вероятно, вновь возникла необходимость обратить внимание юристов на оценочную теорию вины: "Кроме психического отношения субъекта, вина всегда включает социально-правовую оценку отношения виновного к охраняемым... законом ценностям"13.
Юридическое значение форм вины велико.
Во-первых, в отношении случаев причинения общественно опасных (вредных) последствий без вины и случаев неосторожного совершения деяний, наказуемых лишь при умышленном их совершении, форма вины является субъективной границей, отделяющей преступное поведение от непреступного (правомерное поведение от противоправного).
Во-вторых, форма вины является основанием дифференциации ответственности и наказания за правонарушения, которые могут совершаться как умышленно, так и неосторожно.
В-третьих, наличие умышленной формы вины обосновывает, а неосторожной вины исключает постановку вопроса о преступных мотивах и целях.
В-четвертых, форма вины зачастую способствует квалификации преступления или правонарушения.
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты
-
Конституция Российской Федерации. М.: Кодекс. 1995 – 44 с.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (ред. от 29.12.2009) // СПС Консультант Плюс по состоянию на 14 апреля 2010 года.
Научная и учебная литература
-
Иванов И.С. К вопросу соотношения форм вины и их основных признаков // Российский следователь, 2005, № 11.
-
А.В.Борбарт, Б.Д.ЗавидовА.В., А.И.Завидова, А.В.Ендольцева Состав преступления как основание уголовной ответственности/ http://www.zonazakona.ru/law/comments/210/
-
Российское уголовной право. Учебник. В 2т. Т.1. Общая часть / Отв. ред. Г.Н.Борзенков и др.. М.: ТК Велби, 2007.
-
Кузьмин В.А. Уголовное право. М., 2007.
-
Таганцев Н.С. Указ. соч. Том. 1
-
Рарог А. И. Вина в советском уголовном праве // Саратов, 1987.
-
Утевский Б.С. Вина в советском уголовном праве. М., 1950.
-
Фельдштейн Г. С. Природа умысла. М., 2003.
-
Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998.
1 Пионтковский А.А. Уголовно-правовые воззрения И. Канта, А. Фейербаха и Фихте. М., 1940. С. 102.
2 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1938. С. 223
3 И. Кант и Г. Гегель. Соч. Т. 4. М., 1965. С. 289, 309. См. также: Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 89.
4 Барышев С.И. О вменении в праве. М., 1840. С. 4.
5 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т. 1. СПб. 1902. С. 582.
6 Российское уголовной право. Учебник. В 2т. Т.1. Общая часть / Отв. ред. Г.Н.Борзенков и др.. М.: ТК Велби, 2007. С. 164.
7Постановления Пленум ВС РФ от 29 апреля 1996 г. "О судебном приговоре" - http://www.mnogozakonov.ru/
8 Рарог А.И. Коммент. к ст. 24 УК РФ / Под общ. ред. С.И. Никулина. М.: Юрайт, 2000. С. 127.
9 Красиков Ю.А. Комментарий к ст. 25 УК РФ / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: Норма-Инфра-М, 1999. С. 40.
10 Кузнецова Н.Ф., Аргунова Ю.Н. Об эффективности уголовно-правовой охраны трудовых прав граждан // Государство и право. 1996. N 4. С. 64.
11 Наумов А.В. В кн.: Комментарий к УК РФ. М.: Спарк, 2000. С. 45.
12 Таганцев Н.С. Указ. соч. Том. 1. С. 260 - 265
13 Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права. М., 1998. С. 224.