Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мнение о мире и мир мнений-весь текст.doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.14 Mб
Скачать

Глава 1

ПРИРОДА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

1 «В развитии общественного сознания необходимо выделять, две взаимно связанные друг с другом тенденции: во-первых, познаватель­ный процесс, обусловленный интересами реальной жизненной' прак­тики общественного человека,— накопление объективных знаний о природе и обществе; во-вторых, идеологический процесс, обусловленный в антагонистических формациях интересами различных действовавших в истории классов,— возникновение, развитие и смена идеологий различных классов.

В реальной жизни эти две тенденции тесно переплетаются и иногда совпадают друг с другом и отделить их можно только путем теоретического анализа, в абстракции. В идеологическом процессе есть познавательный момент, а в развитии познания имеется идеоло­гическая сторона. Но смешивать и отождествлять эти тенденции нельзя...» (В. Келле, М. Ковалъзон. Формы общественного сознания. Госполитиздат, М., 1959, стр. 11).

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 446.

3 К. Маркс м Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 14.

4 Как справедливо отмечают В. Келле и № Ковальзон, эти уровни сознания «переплетаются, влияют друг на друга и даже в известной мере взаимно проникают друг в друга. Обыденное сознание во все эпохи было источником, питающим развитие различных форм обще­ственного сознания. Ученые, идеологи, художники, разрабатывая раз­личные теории, создавая художественные образы и т. д., часто исхо­дят из обыденного сознания и в определенной мере опираются на него*';. Так, например, великие деятели искусства и литературы широко ис­пользуют народное творчество; философский материализм сознательно кладет в основу теории познания «наивный реализм» массы людей. И Ж1 же время реакционная идеология широко использует различные суеверия, предрассудки, реакционные традиции, имеющиеся в обыден­ном сознаний, и опирается на них. С другой стороны, в сознание ши­роких масс в большей или меньшей степени (в зависимости от кон­кретно-исторических условий) проникают научные знания, различные теории и идеологические построения, разработанные, идеологами и учеными...» (В. Келле, М. Ковалъзон, Формы общественного сознания, стр. 24—25).

5 «Различие между научным и обыденным сознанием лежит в специфике его формирования. Во-первых, исторически сначала по­является обыденное сознание... Во-вторых, обыденное сознание скла­дывается непосредственно под влиянием общественной практической: деятельности людей, складывается стихийно. Оно является несистема­тизированным сознанием» (В. Я. Елъмеев, М. Я. Корифее. Возрастание роли науки в строительстве коммунизма. Изд. ЛГУ, 1962, стр. 70).

6 Одно из существующих в нашей литературе определений социальной психологии дается В. А. Ядовым: «Совокупность чувств настроений, эмоций, направленности воли, мыслей, иллюзий, навыков, привычек особых черт характера, стихийно возникающих у данной социальной группы людей благодаря общности социально -экономических условий их жизни» (В. А. Ядов. Идеология как форма духовной деятельности общества. Изд. ЛГУ, 1961, стр. 53).

7 Здесь, как и во всех остальных случаях цитирования анкет, мы даем лишь, инициалы их авторов, хотя в анкетах очень часто присут­ствует полная подпись опрашиваемого.

8 см. Б. Грушин, В. Чикин. Во имя счастья человеческого, стр.8-26.

9 Social Structure and Personality in a Sity. Melburn, 1957, р. 297.

10 Не1тиt Schelscy. Die Wandlungen der deutschen Familie in der Gegenwart. Hamburg. 1954. (Курсив мой. — Б. Г.)

11 Непrу Durant. Public Opinion, Роlls and Foreign Policy., р. 151.

12 Jean Stoetzel. Voting Behaviour in France. Тhe British Journal of Sociology, vol. VI, № 2, June, 1955 р. рр. 104—122.

13 Справедливо упрекая Ж. Стетцеля в том, что он «задерживается на описании», известный польский социолог Зигмунт Бауман писал по этому поводу: «Мы здесь имеем дело, к сожалению, с позитивистским игнорированием вопроса «почему», «по какой причине», с полным от­казом от выяснения классовых — экономических и политических — причин исследуемых процессов... Автор оперирует цифрами, произ­вольно выхваченными из их исторического контекста...» (3. Бауман. Социальные исследования, но какие?.. «Вопросы философии», 1956, 5, стр. 214)

14 К. Маркс и Ф, Энгельс. Соч., т. 3, стр. 25.

15 А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. Влияние различий в содержа­нии и характере труда на отношение к труду (из опыта лаборатории социологических исследований Ленинградского университета). В кн.: «Опыт и методика конкретных социологических исследований». Изд. «Мысль». М., 1965, стр. 147.

Такую же характеристику проблемы дают М. Н. Руткевич и Л. Н. Коган. «...Для буржуазного социолога,— пишут они,— достаточно выяснить, что люди думают по интересующему его вопросу. Марксист не отрицает необходимости и значения исследования общественного мнения. Например, исследование общественного мнения советских людей по вопросу о насущных задачах развития нашего общества, проведенное не столь давно редакцией «Комсомольской правды», ярко засвидетельствовало стремление советских людей к мирному созида­тельному труду... Но для марксиста мнение людей — это более или менее точное, но иногда и превратное осознание, отражение реальных условий их бытия» (М. Н. Руткевич, Л. Н. Коган. О методах конкретно-социологического исследования, стр. 128).

16 Ясно, что о прямом отражении действительности невозможно говорить применительно ко всем тем суждениям общественности, которые фиксируют не сами факты бытия и сознания, но отношение к этим фактам людей, то есть выявляют разного рода оценки, нормы, Установки различных групп населения.

17 Мы теперь исключаем случаи, когда общественное мне­ние преднамеренно «загоняется» исследователем в «тупиковую (лож­ную) поисковую область», ставится в такие условия, в которых высказываемое суждение уже а priori должно быть ложным (не мо­жет быть истинным).

18 «...Между мнениями людей, с одной стороны, и осознанием того, как эти мнения складываются,— с другой, имеется сущест­венное отличие. Механизм, управляющий формированием мнений и идеальных стремлений, часто вовсе не улавливается обществен­ной психологией, и задача исследователя — вскрыть этот меха­низм и объяснить его...» (А. Г. Здравомыслие, В. А. Ядов. Влияние Различий в содержании и характере труда на отношение к труду, стр. 147).

19 См. Б. Трушин, В. Чикин. Исповедь поколения, стр. 154-161.

20 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 112—113.

21 См. Б. Трушин, В. Чикин. Исповедь поколения, стр. 43.

22 См. там же, стр. 204.

23 «...Приступая к анализу субъективных мнений и оценок, пишут по этому поводу А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов,— мы должны помнить также, что эти мнения и оценки всегда конкретны и отно­сительны. Они конкретны в том смысле, что выражают мнение дан­ного лица по "поводу данного явления. Они относительны в том смысле, что содержание и интонация этих субъективных оценок определяется конкретной ситуацией, в которой даются эти оценки. Учет конкретной ситуации особенно важен при анализе материалов всякого рода опросов: в одной ситуации мы выдвигаем на первый план одни мотивы и суждения, в другой — другие. Противоречия, которые возникают при сопоставлений таких мнений и оценок, суть противоречия, разрешение которых нужно искать в контексте ситуации (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов. Влияние различий в содержании и характере труда на отношение к труду, стр. 148).

24 А. Грамши. Избранные произведения в трех томах, т. 3. Госполитиздат, 1959, стр. 22—23.

26 Следует обратить особое внимание на оговорку: «при прочих равных обстоятельствах». Не приняв ее к сведению, очень – легко впасть в ошибку при выводе. Отмеченная разница в оценках может быть связана отнюдь не с замкнутым характером групп (и, следовательно отражать отнюдь не объективное положение вещей в этих группах), но с некоторыми другими их характеристиками, например с большой разницей в образовании, культуре, политической активно­сти, традициях и т. п. Жители крупных городов могут особенно ак­тивно критиковать равнодушие именно в силу этих обстоятельств.

26 «Общественное мнение есть определенная область обществен­ного сознания, а последнее, как известно, подразделяется на общественную, психологию и идеологию... Сложность определения его природы состоит, по нашему мнению, в том, что оно не сводится только к идеологии или только к общественной психологии и не существует наряду с названными формами как нечто отличное от них» (А. к. Уледов. Общественное мнение как предмет социологического исследования, стр. 45).

27 А. К. Уледов. Общественное мнение советского общества. М., Соцэкгиз, 1963.

28 Там же, стр. 46.

29 Там же, стр. 47—48.

30 Там же, стр. 49.

31 Там же, стр. 50.

32 Там же, стр. 56.

33 Там же, стр. 60—61.

34 Речь, таким образом, должна идти не о том, что общественное мнение, в отличие от других типов сознания, воздействует на практи­ческую деятельность людей, но о том, что воздействие общественного мнения на действительность, в отличие от воздействия на нее иных типов сознания, имеет специфический характер, отличается специ­фическими особенностями.

Глава 2

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

1 «Коммунисты и демократия» (Материалы обмена мнениями, состоявшегося в редакции журнала «Проблемы мира и социализма». Прага, январь 1963 г.). Под общей редакцией члена-корреспондента АН СССР А. М. Румянцева. Изд. «Мир и социализм», Прага, 1964* стр. 179—181.

2 А1ех Inkeles. Pablic Opinion in Soviet Russia. A Study in Mass Persuasion. Harvard University Press. Cambridge. 1950, р. 7.

3 Проявлением этого были, например, решения VI съезда Объ­единенных немецких профсоюзов в защит; демократических прав граждан против законов «о чрезвычайном положении», предложен­ных правительством. Правое руководство СДП и правые лидеры ОНП были заинтересованы в том, чтобы VI -съезд профсоюзов принципиально одобрил эти законы, Однако вместо этого съезд привял решение, отклоняющее чрезвычайное законодательство, так как оно «способно ограничить элементарные основные права, в частности право на коалицию и забастовку, а также право на свободное выра­жение мнений, и, ослабить демократические силы в Федеративной республике» (см. «Коммунисты и демократия», стр. 89—95),

4 В современной социологической литературе Запада Довольно широко распространены взгляды, согласно которым общественное мнения считается бессильным субъектом, не способным к сколько» - нибудь активной роли в жизни общества, Как кажется, эти взгляды порождаются двумя прямо противоположными по своему содержа­нию явлениями. С одной стороны, они, бесспорно,, отражают дейст­вительные трудности в функционировании' широкого общественного мнения в условиях господства государственно -монополистического капитала и связанную с этими трудностями-, тенденцию к постоян­ному сокращению роли общественного мнения в решении социаль­ных проблем. Но с другой стороны, аналогичные взгляды подчас преследуют и явно провокационную цель: перед лицом растущего сопротивления общественного мнения реакционным нападкам на де­мократию иные социологи пытаются уверить общественность в ее слабости, в бесполезности всех ее усилий что-либо изменить в мире и тем самым стремятся морально демобилизовать и разоружить ее. Не видеть этой второй основы нигилистического отношения к общественному мнению, принимать «пессимизм»- подобного рода за чистую монету было бы ошибочно.

5 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 37, стр. 256.

6 См. «Коммунисты и демократия», выступления Р. Балланже, Р. Хакса, М. Шефера, Э. Бернса и др.

7 Непгу Durant. Public Opinion, Роlls and Foreign Policy., р. 154.

8 «Сегодня яснее, чем когда бы то ни было, становится то положения—говорил на дискуссии «Коммунисты и демократия» Лючиано Группи (Италия),—-.что капитализм по самой своей социальной сути не может создать условий, обеспечивающих действительную свободу, действительный расцвет человеческой личности, даже в рамках самого демократического государства, даже там, где существует широкая система демократических прав и свобод...

В Италии и других капиталистических странах сегодня можно наблюдать характернейшее явление: личность гражданина все более отождествляется с понятием «трудящийся», права первого и второго сливаются. Сегодня даже адвокат становится трудящимся на службе монополий, даже архитектор и преподаватель университета... А с другой стороны, трудящийся все менее остается граждани­ном. Не в том смысле, что он не может участвовать в забастовке, чи­тать газету по вкусу или говорить, что думает, нет, при существую­щем в Италии режиме человек располагает этими свободами. Он свободно может говорить, что думает, но все дело заключается как раз в том, что он все менее свободен думать, поскольку управление обществом концентрируется в высших сферах монополистической системы. Сегодня мы видим, как те граждане, которые еще вчера играли некоторую роль в обществе (например, мелкие и средние капиталисты, руководители промышленности и др.), все больше отрываются от производственного процесса, располагают всё меньшими возможностями понимать этот процесс и оказывать на него реаль­ное влияние.

Этот разрыв внутри личности между трудящимся и граждани­ном становится все более глубоким и трагическим. Это то самое отчуждение о котором говорил Маркс, но отчуждение, доведенное до крайней степени. Сегодня можно говорить о нем уже не только в том, смысле что трудящийся не является хозяином продукта своего труда. Сейчас отчуждение проникает также и в сферу потребления, потому что монополии господствуют над всеми этапами и формиро­вания, и удовлетворения человеческих потребностей, искажая тих естественную форму во имя своих прибылей» («Коммунисты и демо­кратия», стр. 198—1200).

9 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 53.

10 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 50.

11 Эту мысль В. И. Ленин подчеркивал в своей речи на первом съезде советов народного хозяйства в мае 1918 г.: «Только коллектив­ный опыт, только опыт миллионов может дать в этом отношении решающие указания именно потому, что для нашего дела, для дела

строительства социализма недостаточно опыта сотен и сотен тысяч тех верхних слоев, которые делали историю до сих пор ив обществе помещичьем и в обществе капиталистическом» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 380).

12 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 44.

13 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 34, стр. 305.

14 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 116.

15 Эта зависимость была эмпирически выявлена нами в VIII оп­росе, посвященном проблемам свободного времени, В том числе недостатком последнего объяснялась меньшая общественная активность женщин в сравнении с мужчинами, домохозяек в сравнении с рабо­чими и т. д.

16 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 117.

17 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, стр. 21.

18 Имея в виду эту сторону дела, В. И. Ленин писал: «Надо си­стематически взяться за то, чтобы... велась работа создания такой прессы, которая бы не забавляла и не дурачила массы политиче­скими пикантностями и пустяками, а именно вопросы повседневной экономики несла на суд массы, помогала серьезно изучать их (Полн, собр, соч., т 36, стр. 191).

19 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр.. 190—491,

20 Там же, стр. 192.

21 В качестве исторического анекдота здесь можно сослаться на роль общественного мнения во времена легендарного Рому л а. Тогда все практическое преимущество членов совета патрициев, олицет­ворявших общественное мнение, заключалось единственно в том, что они имели право первыми узнать, что решил царь.

22 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 35, стр. 106.

23 В. И. Ленин писал: «Необходимо, чтобы широкие беспартий­ные массы проверяли все государственные дела...» (Поли. собр. соч., т. 40, стр. 128).

24 Отчеты об этих мерах публикуются под постоянными рубри­ками газет: «По следам наших выступлений», «После того, как высту­пили «Известия»», «Сигналы услышаны» и др.

25 Здесь можно сослаться, в частности, на практику представле­ния к правительственным наградам людей, о которых рассказала пе­чать.

26 В частном виде это отношение к высказываниям обществен­ности было выражено одним из руководителей Министерства тор­говли: «Мнения трудящихся всегда, являлись для нас предметом вни­мательного рассмотрения. . Ведь торговля, как никакая другая область, тесно соприкасается с насущными потребностями людей. По­этому мы серьезно изучили пожелания советских граждан, опрошен­ных Институтом общественного мнения «Комсомольской правды»» (Б, Грушгш, В. Чикин. Во имя счастья человеческого, стр. 91).

27 Имеются в виду читатели «Комсомольской правды»; опрос проводился через газету.

28 «Комсомольская правда», 26 июня 1964 г.

29 Ярким примером этого может служить отношение читателей газеты к III опросу—о молодежи. Уже в первый день публикации анкеты в Институт общественного мнения посыпались телефонные звонки; анкета стала предметом обсуждения многих собраний, диспу­тов, конференций и т. д. (см. Б. Грушин, В. Чикин. Исповедь поколе­ния, стр. 11—12).

30 Например, во II опросе 1399 человек внесли 1340 предложе­ний по вопросу о конкретных путях повышения материального бла­госостояния в стране, а в V опросе (например, при ответе на вопрос: «Какие меры по укреплению молодой семьи Вы можете предло­жить?») активность опрашиваемых была еще выше.

31 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 156—157.

32 «В самой общей форме,—писал А. Уледов ,в одной из своих первых статей,—существенное мнение можно определить как суж­дение, в котором выражается оценка тех или других явлений общест­венной жизни и отношение людей к этим явлениям. Специфика суж­дений, составляющих общественное мнение, состоит в том, что они всегда оценивают факты, события общественной жизни, деятельность тех или иных людей» (А. К. Умдов. Общественное мнение как предмет социологического исследования, стр. 47. Курсив мой.— Б. Г.): Позже А. Уледов исправил данное определение функций общественного мнения (см. его статью «Социализм и общественное мнение», «Вопросы философии», 1960, № 6, стр. 38). Однако при этом он снова впал в преувеличение, заявив, будто «раньше» вся деятельность общественного мнения «сводилась» лишь к функции оценки.

33 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 145.

34 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 37, стр. 91.

35 В. И. Ленин. Полн: собр. соч., т: 44, стр. 111