
- •5.1.2. Модель круговых потоков. Понятия «утечек» и «инъекций». Общие условия макроэкономического равновесия
- •5.1.3. Измерение результатов экономической деятельности. Система макроэкономических показателей
- •5.1.4. Номинальные и реальные показатели. Проблемы сопоставимости результатов
- •5.2. Макроэкономическое равновесие и условия его достижения
- •5.2.1. Совокупный спрос и совокупное предложение
- •5.3. Экономическая теория Дж.М.Кейнса
- •5.4. Экономический рост и эффективность общественного производства
- •5.4.1. Понятие и народнохозяйственное значение экономического роста
- •5.4.2. Эффективность общественного производства и её влияние на тем- пы и пропорции экономического развития
- •5.4.3. Теории и модели экономического роста
- •5.4.3.1.Марксистская теория расширенного воспроизводства и современность
- •5.4.3.2. Современные теории экономического роста
- •5.4.4. Макроэкономическая стратегия развития России
- •5.5. Цикличность развития экономики
- •5.5.1. Цикличность как форма развития рыночной экономики
5.4.3. Теории и модели экономического роста
5.4.3.1.Марксистская теория расширенного воспроизводства и современность
Теория воспроизводства К. Маркса, созданная в середине XIX в., на многие десятилетия предвосхитила формирование таких разделов экономической теории, как моделирование экономического роста и анализ межотраслевых связей методом «затраты – выпуск». Поэтому будет справедливо и правильно начать изучение теорий экономического роста с анализа марксистского подхода к проблеме.
К. Маркс и его предшественники-классики жили в эпоху, когда основные накопления, определяющие темпы роста, производились из прибыли капиталистов. Особое значение для темпов экономического роста приобретала норма прибыли на авансированный капитал. Классики-предшественники Маркса считали неизбежным падение нормы прибыли в долгосрочном аспекте. Причину они усматривали в так называемом «законе убывающего плодородия почвы». По мере роста населения и необходимости расширения пашни убывающее плодородие должно было привести к относительному увеличению ренты и сокращению прибыли, а в итоге – к падению накопления и замедлению (затем прекращению) экономического роста. Эта пессимистическая точка зрения, отстаиваемая, в частности, Т. Мальтусом и Д. Рикардо, способствовала тому, что политическая экономия стала называться «мрачной наукой» (dismal science).
Тенденцию нормы прибыли к понижению прогнозировал и К. Маркс, но обосновывал её с других позиций, а именно с позиций обязательности изменения структуры капитала. Маркс делил капитал не только на основной и оборотный, но и на постоянный и переменный. Постоянный капитал – это часть капитала, стоимость которого воспроизводится в цене продукта в неизменной величине, т. е. переносится на цену продукта. В вещественной форме это средства производства, в том числе средства труда и предметы труда. Переменный капитал – это та часть капитала, которая авансируется для найма рабочей силы, а рабочая сила, по Марксу, источник всей вновь создаваемой стоимости. Живой труд в итоге обеспечивает, по Марксу, не только покрытие соответствующих затрат на заработную плату, но и приращение первоначальной капитальной стоимости.
Тенденцию нормы прибыли к понижению Маркс связывал с ростом отношения постоянного капитала (C), вложенного в средства производства, к переменному капиталу (V), вложенному в рабочую силу, которое он называл «органическим строением капитала».
Норма прибыли равна отношению прибавочной стоимости (m), созданной, по Марксу, неоплаченным трудом рабочих, к величине всего авансированного капитала:
.
Разделив числитель и знаменатель на V, получим:
.
Таким образом, чем больше органическое строение капитала (C/V), тем меньше норма прибыли. Конечный вывод Маркса таков: капиталистическое производство по мере увеличение C/V теряет стимул к дальнейшему росту; способ производства сам создаёт себе пределы.
Жизнь не подтвердила этой части выводов Маркса. Он недооценивал влияния научно-технического прогресса на фондоотдачу (капиталоотдачу) и считался только с трудосберегающим типом НТП. Кроме того, снижению нормы прибыли может противостоять и противостоит увеличение массы прибыли. Расширяются возможности расширенного воспроизводства за счёт реинвестирования большой массы прибыли.
Более плодотворными были исследования Маркса по теории воспроизводства. Маркс разделял экономику на два сектора или подразделения: производство средств производства и производство предметов потребления. Стоимость общественного продукта Маркс представлял как сумму стоимости продуктов двух подразделений:
Q1 = C1 + V1 + m1
Q2 = C2 + V2 + m2
Маркс исходил из предположения, что годовые затраты постоянного и переменного капитала (C + V) совпадают по величине с их запасом по состоянию на начало соответствующего периода.
Схема простого воспроизводства моделирует повторяющийся кругооборот общественного продукта в неизменном масштабе. Чистые инвестиции, по Марксу, в этом случае отсутствуют и вся прибавочная стоимость идёт на личное потребление капиталистов.
В схеме простого воспроизводства I подразделение работает исключительно на возмещение использованных средств производства:
C1 + V1 + m1 = C1 + C2.
Совокупный продукт в материально-вещественной форме, созданный в I подразделении, направляется на возмещение израсходованных средств производства в I (C1) и II (C2) подразделениях.
Если из получившихся в обоих случаях равенств вычесть внутренний оборот, т. е. собственное потребление в I подразделении, то получим условие пропорционального обмена между двумя подразделениями:
V1 + m1 = C2.
Вновь созданная в I подразделении стоимость (V1 + m1), а в материальной форме это средства производства, направляется для восстановления средств производства, израсходованных во втором подразделении (C2). Чистый общественный продукт как набор продуктов в натуральном выражении (не по стоимости, а по потребительской стоимости) эквивалентен вновь созданной стоимости обоих подразделений. Чистый общественный продукт в вещной форме представлен только товарами и услугами второго подразделения. Набор потребительных стоимостей, соответствующий V2 + m2 по стоимости, идёт на личное потребление рабочих и капиталистов. Прибавочная стоимость (m2), как отмечалось, поступает в распоряжение капиталистов обоих подразделений (не забудем, что в вещной форме она представляется товарами потребительского назначения).
Схема расширенного воспроизводства строилась Марксом на предположении, что часть прибавочной стоимости сберегается от потребления и становится источником накопления капитала. Маркс использовал численные примеры и вводил ряд допущений: инвестиции осуществляются внутри каждого подразделения, структура дополнительного капитала воспроизводит сложившиеся пропорции, на накопление идёт половина прибавочной стоимости I подразделения, так как норма накопления во II подразделении пассивно приспосабливается к условиям воспроизводства.
Схема воспроизводства с учётом приращения капитала за счёт накопления прибавочной стоимости трансформируется следующим образом:
Накапливаемая половина прибавочной стоимости I подразделения (500m) распределяется между постоянным и переменным капиталом в пропорции 400:100; в результате доходы, предъявляющие спрос на товары II подразделения, составляют 1600 ед.: 1000V + 100m плюс приращение переменного капитала (500m; доходы капиталистов, оставшиеся для личного потребления). Этой величине спроса на предметы потребления по условию пропорциональности обмена должно соответствовать предложение со стороны II подразделения, предъявляющее в свою очередь спрос на средства производства (1500C + 100m). Причём 100m – это вновь накапливаемый постоянный капитал из прибавочной стоимости второго подразделения. Дополнительному постоянному капиталу сопутствует переменный капитал в размере 50m.
После преобразований схема примет вид, отражающий готовность экономической системы к началу функционирования в режиме расширенного воспроизводства:
4400 + 1100 + 500 = 6000 (I подразделение)
1600 + 800 + 600 = 3000 (II подразделение).
По окончании первого цикла расширенного воспроизводства величина годового продукта увеличится за счёт инвестированных сбережений.
Схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса не потеряли своего значения до наших дней, так как они позволяют:
1) использовать в единстве понятия денежных доходов (спроса) и соответствующих им потоков продуктов;
2) понять функциональную роль накоплений, инвестируемых в расширение производства.