
- •3.2. Тактика солидаризации
- •3.2. Тактика оппозиционирования
- •4.1. Стратегии дискредитации и нападения
- •4.1.1. Тактика обвинения
- •4.1.2. Тактика оскорбления
- •4.2. Манипулятивная стратегия
- •4.2.1. Демагогические приемы
- •4.2.2. Манипулятивные тактики
- •4.3. Стратегия самозащиты
- •Тактика оправдания
- •Тактика оспоривания
- •4.3.3. Тактика критики
4.1.2. Тактика оскорбления
О.С. Иссерс отмечает, что при использовании тактики оскорбления в качестве коммуникативной задачи оскорбляющий видит унижение и осмеяние партнера. По нашим наблюдениям, тактика оскорбления встречается, прежде всего, в речи политиков, представляющих конфликтно-агрессивный тип языковой личности (по типологии К.Ф. Седова). Чаще всего тактика оскорбления используется в рамках стратегии нападения в теледебатах, когда конфликтные агрессоры прибегают к обсуждению личности, намерений оппонента, оценке его поступков и действий, даже брани.
Речевое поведение подобных политиков - это, скорее, проявление присущего им типа языковой личности, чем осознанное намерение. Изощренные приемы и коммуникативные ходы, о которых пишет О.С. Иссерс, направленные на унижение, и высмеивание политического противника, характерны преимущественно для журналистских текстов СМИ, хотя некоторые представители политической элиты тоже могут продемонстрировать владение широкой палитрой средств дискредитации и нападения, например В.В. Жириновский, Д.О. Рогозин, Г.А. Явлинский.
Анализ языковых средств реализации тактики оскорбления показал, что ими чаще всего являются инвективы. Например:
Поэтому уже сейчас надо гнать большой дубовой палкой Чубайса (Г.А. Зюганов) [«Россия», «Выборы-2000», 7.03.2000].
Уничижительную оценку могут приобретать в контексте политической речи дейктические знаки эти, они, там и фамилии в нарицательном значении и множественном числе:
У этих правых вообще слабость к энергетике; Кругозор узок, и неведомо всем этим Чубайсам и гайдарам, насколько они смешны (Д.О. Рогозин) [«АиФ. Свободный взгляд», №11,2003].
Прямым оскорблением по отношению к президенту Башкирской республики звучит реплика В.В. Жириновского:
Рахимов в Башкирии на меня обиделся, когда я предложил убрать республики. Он подумал, что я предлагаю убрать национальности. Ну, он по-русски плохо понимает [«Россия», «Выборы-99», 23.11.1999].
В качестве ярлыков тактики оскорбления нами отмечены лексемы, употребляющиеся в пейоративном значении и обозначающие отступления от этических норм:
Хранитель ночного горшка президента (Г.А. Явлинский о А.Б. Чубайсе) [НТВ, «Глас народа», 26.11.1999]; Эта борьба носорога с мамонтом / омерзительном / Между самими демократами / это и есть созидание? (Н.Н. Нарочницкая) [«Россия», «Выборы-99», 23.11.1999]; Это ваш уровень - кухня // Вы сами кухня! (С. Умалатова) [«Россия», «Выборы-99», 23.Н 1999].
В стратегиях дискредитации и нападения далеко не последнюю роль играет метафора. Современные политические лидеры в устных выступлениях не так часто употребляют метафору. Образной, метафорической речью в основном отличаются Д.О. Рогозин и Г.А. Явлинский.
Наиболее типичны, по нашим наблюдениям, следующие метафорические модели, обладающие «оскорбительным» потенциалом:
Концепт «негативный мир»: политические лидеры - вредные существа:
Хватит зомбировать народ своими идеями которые нигде никак он не реализовал (К.А. Титов о Г.А. Явлинском) [«Россия», «Выборы-99», 13.03.2000]; Сегодня Анатолий Борисович - это трехглавый Змей Горыныч, который и в СПС витийствует, и пытается в РСПП воду мутить… (Д.О. Рогозин) [«АиФ. Свободниый взгляд», № 11,2003].
Концепт «животный мир»:
Владимир Вольфа/ хватить макать хвост в Индийский океан (Д.О. Рогозин) [НТВ, «Свобода слова», 21.11.2004]; Приобретаются всякие там «Челси», виллы и проч. А им в затылок дышат новые алчные волки (Д.О. Рогозин) [«Комсомольская правда», 5.12.2003];
3. Концепт «мир вещей»: Заслушаешься Чубайса - скоро с лампочками в подъезде начнешь здороваться. В чем Анатолий Борисович в смутные годы поднаторел - так это в презентациях своих идей (Д.О. Рогозин) [«АиФ», № 46, 2003].