Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ Microsoft Office Word.docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
1.27 Mб
Скачать

Культ Гуань-инь

Третьим и, пожалуй, наиболее популярным из всех трех главных божеств китайско-буддийского пантеона была боди-сатва Гуань-инь, Авалокитешвара, превратившаяся в Китае в богиню милосердия и добродетели и игравшая там роль, сопоставимую с ролью девы Марии в христианских странах.

Гуань-инь являет собой наиболее полное, точное и общее олицетворение института бодисатв, созданного Махаяной. Это именно та бодисатва (пуса), которая жертвует собой для спасения других. У этой богини весьма интересная история и очень широкие, разнообразные функции. В первоначальном

своем виде бодисатва Авалокитешвара имела мужской об­лик, характерный для бодисатв вообще. В мужском обличье бодисатва стала известна и в Китае, о чем свидетельствуют ранние (до VIII—IX вв.) иконографические ее изображения, нередко с усами. Примерно с VIII в. — не без влияния тан­тризма, сыгравшего свою роль в изменениях облика ряда буд­дийских божеств, — Авалокитешвара и ее китайский эквива­лент Гуань-инь вдруг оказались женщинами.

В своем новом облике Гуань-инь быстро приобрела ис­ключительную популярность в Китае. Считалось, что она мо­жет облегчить страдания, утешить, спасти, простить, отпу­стить грехи и т. п.8.

Функции богини милосердия и сострадания не ограничива­лись, однако, общей заботой о страждущих и помощью лю­дям вообще. У Гуань-инь имелись и некоторые конкретные обязанности, тоже сыгравшие немалую роль в росте ее попу­лярности в Китае. Это была функция богини-покровительни­цы женщин, материнства, младенца, богини-подательницы де­тей, которая позволила Гуапь пш, шпять место № 1 в панте­оне. Еще в 24-й главе шамеиитой «Лотосовой сутры», дати­рованной V и. и посвященной почти исключительно этой бо­гине, говорилось: «Если женщина желает иметь сына, пусть она с поклонами и почтением принесет свои мольбы Гуань-инь. И тогда через должный промежуток времени она родит сына, отмеченного счастьем, умом и добродетелью» [273, 341]. Понятно, насколько это поверье пришлось по душе ки­тайцам, как женщинам, так и мужчинам, всегда желавшим иметь сыновей. Неудивительно, что существовавшие почти в каждом городе храмы Гуань-инь всегда были наполнены по­читателями и просителями, что па алтарях богини никогда не оскудевали дары и приношения.

Еще одной важной функцией Гуань-инь была ее обязан­ность доставлять души умерших в рай, к будде Амитабе, ко­торый, согласно легендам, был кем-то вроде ее отца (выпус­тив из своего правого глаза луч света, Амитаба создал ее). Выполняя эти функции, Гуань-инь считалась капитаном «ко­рабля спасения», а также — видимо, по ассоциации — боги­ней-покровительницей моря, заступницей моряков [340г т. VI, 196—233].

8 Вот некоторые из таких молитв: «Пусть всевидящая и всемогущая Гуань-инь придет к нам на наши молитвы и избавит нас от наших трех зол (т. е. нечистых помыслов, слов и поступков)»; «Слава доброй сострада­тельной Гуапь-инь! Если бы я был брошен на груду ножей — они не по­вредили бы мне. Если бы я был брошен в огненное озеро — оно не сожгло-бы меня. Если бы я был окружен голодными демонами — они не трону­ли бы меня. Если бы я был даже превращен в животное — все равно » попал бы на небо. Слава сострадательной Гуань-инь!» [17, ч. I, 220].

Уже только это неполное перечисление позволяет понять, почему звезда Гуань-инь взошла в Китае столь высоко и по-

чему эта богиня по крайней мере на протяжении последнего тысячелетия была настолько почитаемой в народе, что факти­чески оттеснила на второй план не только всех остальных буддийских будд, бодисатв и святых, но и всех прочих бо­жеств китайского пантеона. Для китайского крестьянина, не очень-то грамотного и искушенного в философско-теологиче-ских проблемах китайских религий и религиозно-идеологиче­ских систем, из всех божеств (если- речь идет именно о богах, а.не понятиях морали, культе предков и т. п.) на первом мес­те всегда была именно близкая его сердцу божья заступни­ца и покровительница, подательница сыновей Гуань-инь, а не более высокие по своему рангу боги и пророки. Можно без преувеличения сказать, что в системе религиозного синкре­тизма, т. е. той народной религии, которая сложилась и су­ществовала в Китае во II тысячелетии н. э., именно Гуань-инь занимала всегда одно из самых высших и важных мест, именно этой богине приписывалась наибольшая чудодейст­венная сила [833]. Да это и неудивительно. Ведь заступниче­ство Гуань-инь во всем — будь то рождение сына, защита от несчастий и страданий, или райские блага после смерти, — по сути дела, в миниатюре олицетворяло все те великие бла­га, ради которых китайский народ принял буддизм.