- •Планы аудиторных семинарских занятий
- •Тема 2: Моральные ценности (6 часов)
- •Тема 3: Добро и зло (2 часа)
- •Тема 4: Свобода и ответственность (2 часа)
- •Тема 5: Нравственные основания права (2 часа)
- • Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (часть 1 статьи 421 Гражданского кодекса рф).
- •Тема 6: Этические принципы выполнения профессиональных обязанностей юриста (4 часа)
- •Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Планы аудиторных семинарских занятий
Тема: Моральные поступки (2 часа)
Интерактивная форма: разбор конкретной ситуации.
31 июля 2006 года Государственный Эрмитаж объявил о пропаже из своих хранилищ 221 предмета русского ювелирного искусства общей стоимостью в 130 миллионов рублей. К октябрю 2009-го разыскали всего 35 предметов. Самым первым из найденных экспонатов была икона на дереве «Собор всех святых» в серебряной раме, украшенной драгоценными камнями. Ее стоимость оценивается в 200 тысяч долларов. Пропажу обнаружили в мусорном баке недалеко от отдела ГУВД Петербурга, занимавшегося расследованием. Кто-то подбросил туда икону, упаковав ее по-музейному.
Исчезновение экспонатов было выявлено в ходе плановой сверки, во время которой прямо на рабочем месте умерла от инфаркта хранитель фонда «Русская культура» Лариса Завадская. Потом следствие установит, что на протяжении 13-ти лет она крала музейные ценности и при пособничестве мужа продавала их российским и зарубежным антикварам. А сам Николай Завадский уверенно скажет на допросе: «Мы были просто вынуждены. Это же был 1993 год! Вы не знаете, как плохо тогда жили бюджетники!»
Но неужели в блокадном Ленинграде сотрудникам Эрмитажа жилось легче? Ведь ни один из них не воспользовался реальной возможностью выменять ценности на хлеб или вырубить деревья Висячего сада для топки, чтобы не умереть от голода и холода. Дневали и ночевали прямо на рабочих местах, из последних сил сохраняя невредимыми те экспонаты, которые не успели отправить в эвакуацию. Во время бомбежек спускались в дворцовый подвал, а потом выходили на площадь и делали документальные зарисовки. Профессиональные музейщики, они понимали, что надо как можно точнее засвидетельствовать всё происходящее. До сих пор на стене в подвале написано: «Не трогай мои чертежи!» Тогда никто еще не думал о том, что многие из них станут доказательствами на Нюрнбергском процессе над главными военными преступниками нацистской Германии. Сотрудники музея просто продолжали вести свою научную работу. «Нас очень беспокоило, - вспоминал о том времени академик Борис Пиотровский, - что в случае нашей гибели все то, что нам удалось узнать, но еще не удалось опубликовать, сделать достоянием науки, общим знанием, уйдет вместе с нами, пропадет навсегда и кому-нибудь надо будет впоследствии все начинать сначала. Мы приходили к решению: надо писать, писать, писать немедленно, не откладывая».
Две бомбы и 32 артиллерийских снаряда попали в здания Эрмитажа во время войны. Взрывными волнами были вышиблены почти все окна – около двух гектаров стекла. До блокады в Эрмитаже было 650 сотрудников, в блокаду – осталось меньше ста. Но все музейные экспонаты были полностью сохранены, и только немногим из них потребовалась небольшая реставрация.
Обменяйтесь мнениями по поводу этой ситуации. Ответьте на следующие вопросы:
Что такое поступок и чем он отличается от действия?
В чем заключается моральная мотивация поступка?
Можно ли считать поступком то, что делали Завадские? Объясните.
Как Вы считаете, почему тот, кто первым вернул похищенный из Эрмитажа экспонат, предпочел остаться неизвестным?
Чем моральная оценка поступка отличается от правовой?
Можно ли сказать, что сотрудники Эрмитажа во время блокады находились в ситуации нравственного выбора? Объясните.
Согласны ли Вы с тем, что цель оправдывает средства? Почему?
Можно ли сохранять собственную жизнь любой ценой? Почему?
Как Вы понимаете слова директора Эрмитажа Михаила Борисовича Пиотровского о сотрудниках музея в годы войны: «Это не стойкость солдата, который кидается на амбразуру, а стойкость человека, который вовсе не обязан быть стойким, имеет полное право лечь в угол и умереть. У них внутри было что-то такое тихое и спокойное, что, собственно, и сделало снятие блокады самой большой – прежде всего моральной – победой над фашистской Германией. Эрмитаж стал символом победы добра над злом и культуры над варварством».
Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс?
Список рекомендуемой литературы
* Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2003. С. 12-20; 381-390; 457-460.
Этика: Энциклопедический словарь /Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. Статьи Выбор (моральный), Порок, Свобода воли, Страх. 1