Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chinese material version 6_final.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
15.08.2019
Размер:
5.39 Mб
Скачать

Остановка 4. Малые Китайские мосты

Мы остановились рядом с двумя мостами, близкими по композиции, но отличающимися деталями. Их береговые устои облицованы гранитом, фигурные железные перила упираются в литые чугунные тумбы, увенчанные декоративными вазами. Китайский характер мостам придают портики из парных колонн с фигурными кровлями из листового железа. Колонны одного моста украшает рельефный орнамент, стволы колонн другого были украшены узорными листьями. Кровли над портиками увенчаны букетами и китайскими зонтиками. Большую роль в оформлении мостов играет полихромная роспись, изображавшая китайцев и драконов.

Первоначально мосты, построенные по проекту Ч. Камерона в 1781 году, были деревянными: колонны, установленные при входах на мост, поддерживали изогнутые кровли, расписанные наподобие рыбьей чешуи. На крышах были установлены двенадцать жестяных позолоченных флюгеров. Стволы колонн украшала роспись в виде цветочных гирлянд, а потолок, торцы кровель и перила были декорированы «на китайский вкус». В 1786 году старые мосты заменили металлическими, изготовленными на Сестрорецких оружейных заводах. Работами по их изготовлению руководил архитектор К. Шпекле.

Теперь по широкой просеке пройдем к Китайской деревне, главному объекту нашей экскурсии.

Остановка 5. Китайская деревня.

Мы находимся рядом с Китайской деревней, строительство которой началось в 1780-х годах. Постройка подобных «деревенек» стала развлечением для коронованных особ Европы.

В числе возможных авторов проекта Китайской деревни чаще всего называют имя Антонио Ринальди, в связи с тем, что к этому времени архитектор уже создал в близкой стилистике некоторые интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме. Высказывается мнение, что Ринальди в начале 1770-х годов сделал для императрицы деревянную модель Китайской деревни, которая включала повторение знаменитой пагоды в Кью Гарденс под Лондоном, и что именно он «вовлек» В. И. Неелова в разработку этого проекта. Известно, что в 1772 году русскому посланнику в Англии А. С. Мусину-Пушкину были посланы деньги на модель некоего китайского строения (вероятно, именно «кевской» пагоды).

При постройке сооружений в китайском стиле в XVIII веке образцами служили опубликованные путешественниками рисунки, например гравюры-иллюстрации из книг Уильяма Чемберса (1757 и 1759) или рисунки архитекторов Поля Деккера, Уильяма и Джона Хафпенни, которые специально предлагали эскизы для «китайских» построек – пагод, мостиков и павильонов.

Архитектор Уильям Чемберс, который сыграл важную роль в появлении так называемых англо-китайских парков, изображал в своих книгах прежде всего южно-китайские садовые пейзажи – Цзяньнань, которые он лично видел в своих путешествиях. Стиль Цзяньнань не только опирается на продуманный садовый декор, но и учитывает взаимоотношения между природой и человеком. Во многих других трудах того времени изображался именно этот стиль – изящные беседки, мостики, расписные лодки и т.д. И именно в нем черпали вдохновение многие европейские архитекторы.

Во многом эти труды использовали и русские архитекторы. На проекте В. И. Неелова и на модели, изготовленной в 1772 году, композиционным центром ансамбля был восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравюры китайской пагоды, опубликованной в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к ней, должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями. Со стороны Большого каприза на площадь вела улочка, при въезде на которую предполагалось поставить «китайские» ворота. Дополнением к ансамблю служила восьмиярусная башня-пагода, которой отводилась роль бельведера.

Руководство строительством Китайской деревни было поручено Чарльзу Камерону, архитектору шотландского происхождения, которого Екатерина пригласила в Россию. Он приступил к постройке в 1782, но замысел, к которому императрица быстро потеряла интерес, довести до конца не удалось. По мере строительства расходы на Китайскую деревню и проблемы, связанные с ним, все возрастали.

В 1787 году из-за морозов начала обваливаться фаянсовая облицовка домиков, и для скорейшего окончания работ было предложено расписать фасады всех 19 построек «по вкусу китайскому». Но выяснилось, что требуются значительные дополнительные ассигнования еще и на работы по осушению. В 1788 году на запрос императрицы о готовности сооружений («...не сыры ли они и в таком ли виде, чтобы в них жить можно?») последовал ответ, что, хотя отделано уже десять домиков, все работы остаются неоконченными, потому что в 1787–1788 годах деньги на строительство не были ассигнованы.

К середине 1790-х годов из 18 одноэтажных домиков удалось построить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать Царскосельские парки.

Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не было выполнено.

Сегодня судить о первоначальном замысле Китайской деревни можно лишь по сохранившимся чертежам. Многие из планов не были осуществлены, а в XIX веке облик деревни претерпел значительные искажения при перестройке.

Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике Альберта Конради в Красном Селе, однако, как уже было сказано, при первых же морозах плитка потрескалась, и Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся под руководством Василия Стасова.

В 1817–1822 годах, после ремонтных работ, домики были превращены в квартиры: Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года.

В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Каждый дом был дополнен садиком для отдыха, а внутри – меблирован: в его убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Николай Михайлович Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.

В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты. И, к сожалению, простым посетителям вход на территорию деревни запрещен.

Теперь выйдем на Подкапризовую дорогу между Александровским и Екатерининским парком и остановимся напротив следующего объекта нашей экскурсии – Скрипучей беседки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]