Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бим-Бад Б.М. - Педагогическая антропология. Кур...rtf
Скачиваний:
21
Добавлен:
11.08.2019
Размер:
2.34 Mб
Скачать

Другие неосознаваемые воздействия среды

Главный воспитатель — не отдельный педагог, а общество и жизнь в це­лом.

Нравы, социальные условия, политические институты, религиозные ве­рования предопределяют так называемое естественное воспитание, кото­рое происходит без его осознания, без вмешательства воли, под влиянием бытия в целом.

Общество воздействует на растущего человека сис­темой ценностей, языком, образцами поведения, традициями и т.д. Занятия людей, разделе­ние труда — тоже факторы неосознаваемого воспитания человека. Силь­нейшее влияние на человека оказывают войны. И смеховая культура — анекдоты, песенки. Существуют воздействия политические, идеологические и другие.

Влияние традиций. Ребенку обществом передается масса наблюдений и мыслей нынешнего и прежних поколений. Эти наблюдения и мысли пере­даются обычно как традиционный материал, который во многих отношениях имеет тот же характер, что и фольклор.

Ребенок ассоциирует новые восприятия с всею массою этого традицион­ного материала. Он ассоциирует явление с несколькими толкованиями, ко­торые предполагаются известными, и удовлетворяется сведением нового восприятия к этим заранее известным фактам. Результат этого процесса почти полностью зависит от характера традиционного материала.

В этом главным образом заключается огромное влияние фольклора на становление образа мыслей.

По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Но не потому, что каждый человек все более последовательно и строго развивает свою мысль. А потому, что традиционный материал, пере­даваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разра­ботан.

Воспитательные программы есть у религии, права, власти, экономики. Так, законодательство воспитывает знанием о том, что запрещено, а что разрешено в этом обществе.

Особенно сильно на ребенка с детства влияют разные формы социаль­ного, возрастного и умственного неравенства людей.

Неравенство людей. Люди неравны от природы. Ра­венство телесное не­достижимо. Равенство способно­стей в полной мере невозможно. Утопично равенство социальное и политическое.

Если бы мы ослеплялись мечтами о всеобщем равенстве, то нам при­шлось бы сделаться его жертвами. Равенство возможно только на низшей сту­пени духовного развития.

Абсолютная и относительная бедность. Богатство и бед­ность — проявления полярных и амбивалентных устремлений в природе чело­века. Разумеется, оба они коренятся в не­отъемлемых потребностях человека как общественного существа. И, конечно же, оба они видоиз­меня­ются социализацией и воспитанием как ее состав­ной частью.

Устремление к богатству неразрывно связано со стремлением к власти, влечение к бедности — с наклонностью к подчинению.

Абсолютная бедность, или нищета, есть нехватка самого необходимого для поддержания жизни. Необходимого питания, санитарно-гигиенических условий, одежды и обуви.

Относительная бедность есть характеристика материального благосос­тояния, которое находится ниже усредненного для данного общества в на­стоящий момент его истории стандарта.

В России абсолютная и относительная бедность масс выступает глубин­ной причиной социаль­ных катаклизмов начала и конца XX сто­летия. Спе­цифика России заключается в особенной жад­ности эксплуатации. Отсюда — безысходность обездоленных, невозможность выбиться из нужды.

Ненависть бедных к богатым сопряжена, прежде всего, с завистью и идеей грабежа как бли­жай­шего и скорейшего способа обогащения. Но для отнятия богатств необходима хоть какая-то види­мость оправдания. Таковая принимает форму идеологии. Это чаще всего идея "дурного чужого", ино­родного, "не своего".

Вот почему в проблему бедности входит и проблема этноцентризма, на­ционализма, ксенофо­бии.

Рядом стоит идея богатого как плута, вора. Идея "сам — грабитель" со­ставляет ядро лозунга "экспроприация экспроприаторов".

Безысходность бедности нашептывает беднякам, что всякий небедный — обманщик, плут. Аб­солютный бедняк — человеконенавистник или, как ми­нимум, жестокий завист­ник. Отсюда — не­избывный успех у абсолютных бедняков призывов "экспроприации экспроприа­торов" ("грабь на­граблен­ное").

Ограбление богатых, но недостаточно защищенных в мировом масштабе — наиболее привлека­тельная для масс идея национал-социализма, боль­шевизма, любого тоталитаризма. Она же, эта идея всеобщего отнятия лю­бых богатств и их источников, лежит в основе любого стремления к миро­вому господству, любого завоевания.

Но нельзя ограбить того, кто обладает юридической силой. Этот послед­ний сам грабит тебя. Его приходится уважать, считаться с ним и даже почи­тать.

Например, пока аристократия обладала значительной юридической вла­стью, ее не только тер­пели, но и уважали. Когда дворяне утратили привиле­гию эксплуатировать и угнетать, люди стали вос­принимать их как парази­тов, не выполняющих какой-либо реальной функции в управлении страной.

Ни угнетение, ни эксплуатация сами по себе никогда не являются глав­ной причиной ненависти бедных к богатым. Массы чувствуют, что власть выполняет определенную функцию и прино­сит пользу. Эксплуатация и уг­нетение не так уж плохи для огромного числа людей, склонных к под­чине­нию. Кроме того, угнетенные жаждут "порядка", который в их понимании оз­начает за­кон­ность их эксплуатации. "Порядок" в восприятии эксплуатируе­мых масс означает гарантированную минимальную заботу угнетателя об угнетенном.

Богатство, которое не эксплуатирует, совершенно ненавистно для бед­ных. Ведь оно означает отстраненность от угнетенного. Необразованные люди не в силах осознать позитивной функции богатства, отправляемой им в производстве и обществе, в структуре рабочей силы и росте по­требления.

Преследуют и грабят только лишенных силы или утрачивающих силу лю­дей. Уничтожение тех или иных групп с целью отнятия их собственно­сти со­всем не обязательно является реакцией на значение и мощь этих групп. Наоборот, жертвой грабежа всегда становится в первую очередь юридиче­ски слабый имущий, политически незащи­щенный.

Так происходит во времена погромов и завоевательных войн. Так было во времена инквизиции. Именно так действовал национал-социализм, равно как и интернационал-социа­лизм, и другие то­талитарные режимы в XX в.

Поколения. Дурно воспитанная молодежь склонна рассматривать старшее поколение как чужой "вид". Мо­тивация странных, даже причудли­вых способов пове­дения остается у скверно сформированных молодых лю­дей неосознанной.

У расстройств, которые ведут к ненависти и войне между поколе­ниями, при­чины двоякого рода. Во-пер­вых, при темпе развития, определяемом в ны­нешней куль­туре быстрым ростом техно­логий, крити­чески настроенная моло­дежь спра­ведливо считает уста­ревшей значительную часть тради­цион­ного достояния, которое все еще хранит старшее поколение. Во-вто­рых, на молодежь ложится ос­новная тяжесть безработицы, как и бремя уст­ройства в жизни — обретение ее смысла.

Выводы для воспитания. Наука педагогики призвана предупреждать и исправлять случайные отрицательные стороны самопроизвольного воспи­тания человека.

Педагог-человек в силах помочь растущим людям брать из жизни лучшее и не брать худшего.

Развитие личности в ственномумственном отношении лишь тогда про­чно, когда лич­ность выра­ботала в себе потреб­ность критического взгляда на всё, в чем ее стараются убедить.

Развитие личности в нравственном отношении лишь тогда вероятно, ко­гда обществен­ная среда позволяет и поощряет развитие самостоятельного убеж­дения. Когда личность осоз­нала, что ее достоинство заключено в ее убеж­де­нии и что без уважения достоин­ства чужой личности нет пие­тета к собственному достоинству.

Как совместить все виды неравенств без зависти, катаклизмов и траге­дий?

Здесь колоссальную роль играет умное воспитание, нацеленное на про­филактику душевных ка­тастроф и напряжений, которые возникают при срав­нении людей друг с другом. Прежде всего, важна воспитательная про­филактика зависти, жадно­сти и легкомыслия. Необходимо также воспи­та­ние любви к преодолению трудностей и обучение простым истинам быто­вого бюджета. Нако­нец, на­добно обучить пониманию природы бедности.

Материальная предпосылка превалирования среднего класса в системе общества — заработная плата за любой труд, способная обеспечить дос­тойное в данном обществе проживание. Низкие зарплаты порождают син­дром безысходности.

Не менее ценно равенство прав, равенство всех людей перед законом, равенство формальных возможностей для участия в политике и культуре.

Защитить молодость, помочь ей в жизненном самоопределении значит раз­вить ее природные дарования с помощью воспитания и обучения.

С помощью воспитания можно серьезно уменьшить степень социального неравенства. Надобно воспитывать людей в меру активных и одновременно способных под­чиняться. Людей, которые желают и умеют жить полно, дос­тойно и красиво, избегая каких-либо крайностей в чем бы то ни было.

Профилактика бедности — увеличение возможностей для социальной мобильности. Здесь очень важно обеспечить равенство старта в образова­нии.

Наиболее существенным шагом в экономическом развитии человечества стало возникно­вение в XX в. новой системы создания богат­ства, основан­ной на умственных ственныхспо­собностях чело­века. Зна­ния стали ключом к экономи­ческому росту.

Рост бо­гатства индивида и общества, стало быть, напрямую зависит от бо­лее равномер­ного распространения качественных знаний.