
3. Античная лирика (Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Симонид, Феогнид, Пиндар)
Жанры античной лирики. Различия с современной лирикой. Композиция стихотворений. Типичные образные ряды. Есть ли психологизм/ субъективное начало?
Термин лирика возник в эллинистический период для обозначения тех сольных и хоровых песен, которые исполнялись под аккомпанемент лиры. Древность не знала различия между песней и стихотворением, так как вся поэзия была песенной. Источником античной лирики было песенное народное творчество. Античное определение лирики основывалось на чисто формальном признаке — характере аккомпанемента (лира — древнейший музыкальный струнно-щипковый инструмент) По характеру исполнения древнегреческая лирика делилась на монодии, исполняемые одним человеком, и хоровые песни. Те песни, которые исполнялись под аккомпанемент лиры и отличались многообразием стихотворных размеров, назывались мелическими (от греческого слова melos — песня).
Жанры античной лирики
Энкомий — песнь в честь хозяина пира, восхваляющая его и выражающая чувство любви. Энкомий был предназначен для хорового исполнения. Этот жанр свидетельствовал о том, что хоровая лирика не умерла, что на её языке можно было воспевать не только богов, но и человека. Пир — это тоже обряд, но не публичной, а частной жизни. Греческий пир был подчинён строгим правилам, и каждый его участник приобщался всеобщему веселью.
Эпиграмма по-гречески означает надпись, надгробная — на памятнике или дарственная — на подарке. В отличие от современной, греческая эпиграмма не была обязательно остроумным или сатирическим выпадом. Её отличала краткость и стиховая форма. Эпиграммы не поют. Их пишут и читают, оставаясь один на один с текстом. Поэзия становится искусством письменного слова.
Элегия по-гречески означает “скорбная песнь”, но греческие элегии были не только скорбными. Они могли быть героическими. Элегиями греки называли все стихи, написанные элегическими двустишиями. Именно Катулл создал особенное настроение в любовной поэзии, которое и по сей день мы называем элегическим. В нём радость неотделима от муки, но само любовное мучение доставляет радость. После Катулла (перв. велик. лир. поэт) элегия становится жанром любовной поэзии.
Ода по-гречески значит “песнь”. Среди всех лирических жанров это самый высокий, но не всегда возвышенный. Европейская поэзия знает два типа од: пиндарические и горацианские. Энкомии Пиндара, называемые одами, воспевали событие, имеющее общественное значение и отмеченное волей богов. Гораций смирил восторг разумом и сделал оду выражением разнообразных чувств, переживаемых и обдумываемых обычным человеком.
Мне не мил стратег высокий, с гордой поступью стратег,
С дивно-пышными кудрями, с гладко выбритым лицом!
Пусть он будет низок ростом, пусть он будет кривоног,
Лишь бы шел он твердым шагом, лишь бы мощь в душе таил.
(Архилох, пер. Церетели)
10. Эзоп. Басни
Этика Эзопа. Различия с христианской/ современной этикой.
Обычно имеется вытекающая из содержания мораль, помещенная либо в конец, либо - реже - в начало произведения.
Первоначально басни были неотделимы от полулегендарного жизнеописания Эзопа и существовали в устной традиции. Первая, не сохранившаяся запись басен была сделана в Афинах в конце IV в. до н. э., дошедшие до нас сборники возникли еще позднее. Из четырехсот с лишним басен Эзопа, ставших источниками сюжетов последующих басен, наиболее известны «Лиса и виноград», «Муравей и цикада», «Старик и смерть», «Волк и ягненок», «Лягушки, просящие царя», «Ворона и лисица» и многие другие.
Сюжеты басен Э. взяты из жизни. Они были выражением здравого смысла простых людей, а порой и протестом против общественной несправедливости. Их этика отражала представления, бытовавшие в древних обществах. Здесь нет места любви, жертвенности, самоотверженности, сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман. Форма этих поучений окрашена своеобразным юмором. Особую группу составляют этиологические басни, то есть такие, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей. Басни Э. оказали огромное влияние на мировую литературу и имели множество подражателей.
Эзоп был рабом. Откровенно осуждать людские пороки он не мог, поэтому он обратился к басням, в которых излагал свои мысли не прямо, а при помощи затейливых иносказаний: говорится про лисицу и виноград, а подразумевать надо человека и предмет его устремлений. Речь идет о юноше, продавшем последний плащ (см. "Первая ласточка"), а на самом деле обличается человеческое легкомыслие. К нему постоянно прибегали люди, боровшиеся с властью, революционеры всех стран и времен.
Недаром В. И. Ленин назвал время, когда у нас господствовал старый режим, "проклятой порой эзоповских речей".