Современный даосизм – религия обыденного сознания
В современном Китае количество официально зарегистрированных даосских монастырей в несколько раз уступает количеству буддийских обитателей. Действительно, чисто религиозный даосизм постепенно сходит на нет, из некогда крупных даоских школ сохранились лишь Цюань-чжэнъдао цзяо и Чжэнъидао. Даосизм в конце XX в. стал особой национальной формой «обыденного верования». В принципе китаец может быть преданным буддистом и при этом участвовать в даосских магических ритуалах, общаться к гадателям и лекарям-даосам. Поэтому невозможно даже приблизительно ответить на вопрос, сколько даосов проживает в современном Китае. Людей, которые сегодня строго придерживаются всех даосских ритуалов, осталось очень немного, значительно меньше, чем буддистов. Это даже позволило некоторым специалистам, в том числе и китайским, говорить об утрате даосизма характера национальной религии.
Однако, более верным представляется иной вариант. Даосизм настолько глубоко вошёл в плоть и кровь китайской культуры, в обыденное сознание каждого китайца, что многие некогда закрытые ритуалы превратились в элемент повседневной культовой практике. Например, каждый день сотни людей приходят в даосский храм Байюньгуань в Пекине, чтобы прикоснуться к крупу священной бронзовой лошади во дворе храма (в народном пантеоне лошадь - одно из священных животных, приносящих счастье.) Даосский храм Чжунъюэмяо в провинции Хэнань пользуется особой популярностью среди местных жителей-буддистов как лучшее место для «изгнания злых духов» и лечения. Популярное в наше время иглоукалывание тоже когда-то было исключительной принадлежностью именно даосской практики и учения о «циркуляции энергии-ци в человеке». Каждое утро в любом парке по всему Китаю можно наблюдать сотни людей, занимающихся дыхательно-медитативными упражнениями цигун, гимнастикой тайцзицуань («кулак Великого предела»), боевыми искусствами багуа-чжань («ладонь восьми триграмм») и синъицуань («стиль формы и воли»), истоки которых самым непосредственным образом связаны с даосским учением.
Официально Китайская даосская ассоциация располагается в Пекине, в храме секты Цюаньчжэньдао цзяо – Байюньгуань (Белое облако), связанном с именем знаменитого даосского мага Чанчуня, бывшего советником у Чингис-хана. И всё же реальный центр религиозной даосской жизни находится в горах Удан.
В Великобритании находится штаб-квартира крупнейшей Международной даосской ассоциации, в которую может вступить любой желающий. Основными направлениями её деятельности являются диетология, фитотерапия, медитация и боевые искусства. В некоторых странах деятельность подобных организаций встречает резкий протест со стороны христианской церкви, поскольку даосизм представляется классическим воплощением восточного оккультизма. В других же странах, например в Англии, даосские группы могут заниматься даже в католическом костёле, на время арендовав помещение. Практически при всех западных университетах существуют студенческие клубы и группы по изучению даосизма, хотя, естественно, всё это имеет мало общего с китайской религией, тайными культами и закрытыми посвящениями. Даосизм на Западе стал моден и привлекателен, не случайно за пределами Китая существуют сотни переводов «Дао дэ цзин».
В определенной мере даосизм превратился в своеобразную визитную карточку Китая – черно-белого символа инь и ян в виде двух полуокружностей (см. титульный лист)! Сознание современного китайца до сих пор наполнено даосской символикой, верованиями, символическими действиями. И хотя религиозный аспект даосизма уступает месту даосизму практическому и обыденному, тем не менее именно это учение многие сегодня называют национальной религией Китая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. – М. – Л.: АН СССР, 1950
Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. – М.: Мысль, 1994
Лукьянов А. Е.Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). – М.: ИНСАН, РМФК, 1992
