Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7-11 вопросы.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
46.2 Кб
Скачать

10. Аграрная политика большевиков и проведение «сплошной коллективизации».

К лету 1920 г. партия провозгласила широкомасштабное собирание крестьян в коммуны, артели и т.д. На первый план выводилось создание совхозов на «исконных землях бывших частновладельческих имений». Организация совхозов стала одним из главных компонентов утверждения новых правил земледелия, насаждаемых в деревне аграрной программой большевиков.

Новая экономическая политика - это вынужденная мера власти, опасавшейся утратить контроль над ситуацией в аграрных регионах России. Партия, во многом под давлением крестьянства, провозгласила идеи стимулирования сельскохозяйственного производства с помощью дифференцированного налогообложения, кооперирования системы сбыта и снабжения, поощрения торговли и обмена для расширения внутреннего и внешнего рынка, стабилизации валюты в интересах повышения уровня жизни населения, демонополизации управления промышленностью и частичной ее денационализации.

Доходы, полученные крестьянином на рынке, должны были создать базу для восстановления аграрного сектора. Хозяйственная ситуация в деревне несколько улучшилась лишь в 1923 г. в связи с уменьшением и упорядочением налогообложения и расширением семенной и иной помощи крестьянству. В 1924 г. возобновилось регулярное снабжение деревни сельхозинвентарем и машинами, расширилось ее землеустроительное, агрономическое и зооветеринарное обслуживание, существенно возросло кредитование селян. Восстанавливалась и развивалась сельскохозяйственная кооперация.

Во второй половине 1920-х гг. осуществлялась непрерывная корректировка аграрной политики партии, шел поиск путей ограничения индивидуальных крестьянских хозяйств. Вновь стал применяться так называемый «классовый подход», в соответствии с которым помощь со стороны государства предоставлялась, главным образом, беднякам, затем середнякам, зажиточные же слои от нее постепенно отлучались и, более того, ставились под возрастающий налоговый пресс. Партийно-государственные структуры вели постоянную борьбу с зажиточными крестьянами, стремились не допустить их в руководящие органы кооперации.

Во второй половине 1920-х гг. заметно ужесточилась позиция большевиков в области регулирования аграрного рынка. Вновь была восстановлена практика жесткого регулирования заготовительных цен на сельхозпродукцию.

Введение карточной системы являлось результатом противоречия политики индустриализации и существующих сельскохозяйственных реалий. Осенью 1928 г. в ряде центральных губерниях была введена карточная система на хлеб, а затем и на другие продовольственные и промышленные товары народного потребления. Стали опять популярны не только методы, но и взгляды времен «военного коммунизма». Свертывание товарно-денежных отношений в советской печати трактовалось как важный шаг на пути к коммунизму.

Деформация экономической программы большевиков проявилась в несбалансированном развитии отраслей народного хозяйства и в отсутствии четкой организации снабжения деревни промышленными товарам. В партии началась гонка за кулаками однако официально на данном этапе, в соответствие с решениями июльского пленума 1928 г., единоличные крестьянские хозяйства и в том числе кулачество пока еще сохраняли законное право на сельскохозяйственную деятельность.Вплоть до сталинского «великого перелома» в официальной прессе утверждалось, что индивидуальное хозяйство будет существовать длительный период, а государство будет его поддерживать. В действительности, анализ аграрной программы партии показал, что после XV съезда ВКП(б) происходило свертывание всех видов помощи государства едино¬личным крестьянским хозяйствам.

Аграрная программа большевиков предполагала непрерывное снижения удельного веса кулацкой и середняцкой группы в общей массе крестьянских хозяйств. С весны 1929 г. на селе проводились многочисленные мероприятия, направленные на увеличение числа коллективных хозяйств, например, комсомольские походы «за коллективизацию

Официальная концепция коллективизации ярко отразилась в статье И.В. Сталина «Год Великого перелома», опубликованной в «Правде» в ноябре 1929 г.: «Мы перешли в последнее время от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса». По утверждению Сталина, в 1929 г. партии удалось добиться решительного перелома, в частности, в переходе земледелия «от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооружённым сотнями тракторов и комбайнов».

Реализация программы коллективизации предполагала углубление социальной дифференциации широких слоев крестьянства. Документы первой половины 1930-х гг. фиксируют чрезвычайно негативное отношение единоличников к членам колхозов, доходившее до открытых столкновений. Основной причиной этого было то, что колхозы лишили индивидуальные хозяйства лучшей земли и части инвентаря.

Значи¬тельная часть образованных колхозов носила фиктивный характер, т.е. крестьяне использо-вали колхозную форму для получения необходимых им семян, орудий, льгот и кредитов. Однако распоряжались они государственной помощью не всегда эффективно. Непродуманная раздача кредитов, неэффективное использова¬ние государственной помощи часто отталкивали единоличников от колхозов. Кроме этого, не¬смотря на все оказываемые льготы, колхозы распадались, и их посевная пло¬щадь не только не возрастала, но и уменьшалась. Во многом этому способствовало то, что колхозы сдавали хлеб государству по нормированной цене, которая была значительно ниже рыночной. В данной связи автор показывает, что государственная политика помощи колхозам имела двоякий характер, поскольку, предоставляя кредиты, правительство одновременно изымало излишки произведенной колхозами продукции.

Поскольку коллективизация оказалась весьма болезненной политикой для всей деревни, то и сопротивление этой политике в той или иной форме оказывалось всеми группами крестьянства, включая и беднейшие слои. Спад крестьянских волнений произошел в середине 1930-х гг., когда началось постепенное восстановление сельскохозяйственного производства, стали подниматься урожаи, возобновился рост поголовья скота. Выше стала и оплата труда колхозников. С 1 января 1935 г. отменили карточки на сельскохозяйственные продукты, введенные в 1929–1930 гг. Постепенно в колхозах и совхозах стала появляться техника. Крупное коллективное хозяйство открыло новые возможности экономического и социального прогресса. Однако эти возможности могли быть реализованы тогда, когда трудовой коллектив являлся хозяином. Реализация программы коллективизации способствовала отчуждению крестьянина от земли, от распределения произведенного продукта. Колхоз не получил статуса кооператива в крестьянском понимании этого слова. К концу 1930 х гг. окончательно сложилась система директивного планирования колхозного производства и уровня жизни крестьянства со стороны партийно-советского аппарата.

Воз¬никшая в 1930-е гг. колхозная система позволила власти решить две наиболее существенные задачи: изымать практически безвозмездно сельскохозяйст¬венную продукцию и установить тотальный контроль над экономической, социальной, а порой и частной жизнью крестьян.

Можно сделать вывод, что коллективизация, как «глубочайший революционный переворот, скачок старого качественного состояния общества в новое качественное состояние», полностью изменила систему социально-экономических отношений в деревне и сопровождалась применением широких форм насилия по отношению к крестьянству. В ходе осуществления коллективизации произошло столкновение идеи ускоренной модернизации аграрного сектора на идеологической основе и крестьянского традиционализма, который пытался активно противостоять модернизации «по-большевистски».