
- •Дизайн как составной элемент культуры
- •Различные подходы к определению истории дизайна
- •Ремесло в эпоху средневековья
- •15) Конструктивизм и функционализм
- •18) Школы промышленного конструирования
- •Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.
- •1930 – Ханс Майер уволен по политическим мотивам и уезжает с несколькими учениками в Советский союз.
- •Вхутемас-вхутеин
- •23) В. Татлин, а.Родченко – родоначальники художественного конструктивизма.
- •24) Создание вхутемаСа, его роль в разработке принципов промышленного искусства в ссср в 1920-1930-е гг.
- •32) Высшая школа формообразования в Ульме: новая концепция дизайн-образования.
- •39) Перспективы развития современного дизайна. Проблемы экологии в дизайне.
- •41) Современное искусство XX в. И дизайн. Поп-арт и хай тек.
15) Конструктивизм и функционализм
Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio – построение). Конструирование – один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта.
Конструирование составляет один из этапов или компонентов процесса проектирования, главным образом – в области архитектуры и дизайна. Цель конструирования – организация оптимальной функциональной связи элементов композиции. На рубеже XIX-XX вв. , на волне антиэклектического движения, художники Модерна – Ар Нуво стремились к прочной, ясной конструктивной основе композиции в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле Ар Нуво такой конструктивной основой стала изогнутая линия, в геометрическом стиле австрийского и английского модерна – квадрат, прямоугольник. Мастера этих стилистических течений ощущали, что крайняя деструктивность разрушает композицию. В области архитектуры конструктивистские тенденции были усилены внедрением новой промышленной технологии и материалов – железа, бетона, стекла. Так в архитектуре начала XX в. родилось течение под названием «конструктивизм».
Хрустальный
дворец
Олимпийский
стадион
Провозвестниками
нового течения стали стеклянный павильон
для первой Всемирной выставки в
Лондоне в1851 году – «Хрустальный
Дворец»,
мебель «Тонет»
(1850–1870-е гг. ) и знаменитая Эйфелева
башня,
возведенная для Всемирной выставки в
Париже 1889 г. Одним из первых
архитекторов-конструктивистов был
француз Тони
Гарнье (1869-1948),
автор проекта «Индустриального
города»
(1901–1904) и Олимпийского
стадиона в Лионе (1913-1916),
другим
– немецкий архитектор и дизайнер Петер
Беренс (1868-1940).
Эти мастера и их последователи стали
использовать железобетон, обладающий
способностью выдерживать значительную
нагрузку на растяжение. С помощью этого
материала стало возможным свободно
комбинировать объемы, далеко выступающие
за границы опор и как бы висящие в
воздухе. Это создавало особую напряженную
выразительность, привносило в композицию
качества экспрессивности. Однако из-за
отсутствия переходных связующих
элементов, которые всегда имелись в
классической архитектуре и были
необходимы по причине несовершенства
материала (базы колонн, эхины и абаки
капителей, профили, карнизы, тяги), для
зрителя в новой конструктивистской
архитектуре оставалось неясным действие
сил, скрытых внутри формы. В конструктивизме
парадоксальным образом исчезает
тектоника.
Течение, основанное Ле Корбюзье и Озанфаном в 1918 г., получило впоследствии название пуризма. Абстрактные картины пуристов демонстрировали «чистую архитектонику», игру линий, силуэтов.
Парадокс заключался в том, что создаваемые архитекторами-конструктивистами проекты были нефункциональны и, как правило, невыполнимы в материале. Конструктивистские «дома-коммуны» не только невыразительны, но и неудобны для жилья: прямоугольные коробки, функциональные «ячейки» и блоки, «принудительная» геометризация, отсутствие зрительных акцентов: выявления верха и низа, основания и завершения делали их скучными и неприглядными. Ощущая этот недостаток, конструктивисты стали использовать в архитектурных проектах средства цветной графики, плаката, фотомонтажа, идеи живописцев-супрематистов. Проекты выглядели красочными, веселыми, «агитационными».
Конструктивистский стандарт входил в противоречие с принципом антропоморфизма, положенным в основу европейской культуры. Человек больше не был «мерой всех вещей». Об архитектурном сооружении Ле Корбюзье говорил: «Дом представляет собой объект, поставленный на землю посреди пейзажа», как будто заранее известно, что он будет чуждым природе. Среди посредственных проектов советского конструктивизма выделяются оригинальные, например, собственный дом архитектора Константина Мельникова в Москве, в Кривоарбатском переулке – это необычное планировочное решение из двух врезанных друг в друга цилиндров.
В Голландии сходные идеи развивали Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан, во Франции – художники группы «Золотое сечение» и «Абстракция-Созидание», в Германии – Вальтер Гропиус и его «Баухауз» в Ваймаре.
Конструктивисты – братья Веснины, Михаил Гинзбург, И. Леонидов, Л. Лисицкий, К. Мельников, В. Татлин, А. Веснин.
Функционализм
– естественность и практичность- девиз
движения функционализма. Согласно этой
концепции, здания, инфраструктура и
предметы должны создаваться как единая
среда, строго соответствующая бытовым
и производственным условиям жизни
человека и совместно формируемая
инженерами и художниками в соответствии
с социальными, техническими и эстетическими
требованиями. Все элементы этой среды
должны быть эстетически полноценными
по своей сути, а не за счет украшательства.
Функционализм, воплощенный в «Баухаусе»
в Дессау
стал самым значительным направлением
западной архитектуры в 1920-е годы. Тезис
«Форма
должна соответствовать функции, т.е.
практическому применению»
был выдвинут американским архитектором Луисом
Генри Салливеном
Функционализм был неоднозначным архитектурным направлением. Среди его представителей: утилитарист Бруно Таут (Bruno Taut, 1880-1938), применивший в строительстве стекло и бетон и пропагандирующий цвет в архитектуре, рационалист Людвиг Мис ван дер Роэ (Mies Van Der Rohe), выдвинувший идею совершенной «универсальной формы» и новую концепцию пространства, в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает внутреннее пространство с окружающей средой. Много способствовал распространению принципов функционализма Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье (Le Corbusier), Достаточно вспомнить «пять принципов» Ле Корбюзье:
1. дом на железобетонных столбах с зеленой зоной между ними;
2. плоская крыша, используемая в качестве сада;
3. гибкая планировка интерьера;
4. сплошные горизонтально протяженные окна;
5. свободное решение фасада.
Хотя Ле Корбюзье никогда не абсолютизироровал функционализм.
Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов XX века: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир с встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).
19) Немецкий Веркбунд
Немецкий Веркбунд был основан в 1907 году Германом Матезиусом, Анри Ван де Велде, Теодором Фишером, Фрицем Шумахером, Рихардом Римершмидом, Фридрихом Науманом и Карлом Эрнстем Остхаузом в результате объединения «Дрезденских мастерских» и Соединенных мастерских в Мюнхене. Главой объединения до 1914 года оставался Герман Матезиус, немецкий архитектор и теоретик архитектуры рационалистического течения, близкий идеям движения «Искусства и ремесла», основанного Уильямом Моррисом. Написанная Матезиусом программа Веркбунда провозглашала необходимость типизации выпускаемой в Германии продукции на основе эталонных образцов. Создавая эти образцы для промышленного производства (например, мебель, ткани, оформление интерьеров купе вагонов поездов, пароходных кают, автомобилей), члены Веркбунда стремились придать им простые, функционально оправданные формы. При этом ведущее место в иерархии искусств занимала архитектура. За ней следовали декоративное искусство (мебель), ремесла (посуда) и графика (полиграфия).
В работе Немецкого Веркбунда принимали участие такие известные архитекторы как Петер Беренс, Вальтер Гропиус, Йозеф Хоффман, Ле Корбюзье. Людвиг Мис ван дер Роэ возглавил Веркбунд в конце 20х годов, с его именем связан окончательный переход к массовому производству и массовому жилищному строительству.
В 1914 году была организована выставка Веркбунда в Кельне, на которой в частности были представлены модель фабрики из стекла и металла Вальтера Гропиуса, Стеклянный павильон Бруно Таута (на фото справа) и прочее. Мероприятие спровоцировало многочисленные дискуссии о том, нужна ли типизация изделий.
Стеклянный
павильон Таута на выставке Немецкого
Веркбунда 1914 г. в Кёльне
В 1933 году Немецкий Веркбунд был упразднен фашистами. После окончания второй мировой войны началось возрождение Веркбунда на западе Германии, с центром в Дюссельдорфе. Немецкий Веркбунд оказал значительное влияние на развитие немецкого промышленного дизайна. Будучи инициатором функционального искусства, Веркбунд подготовил деятельность Баухауза и его передовых участников.
Йозеф Гофман был руководителем Венских мастерских, выпускавших изысканную продукцию класса «люкс»
На заседаниях Веркбунда присутствовали молодые художники, оказавшие позже значительное влияние на послевоенное художественное развитие европейских стран: Мис Ван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Бруно Таут, Шарль Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье).
Проблема стандартизации художественных форм стала предметом ожесточенных споров на заседании объединения в 1914 г. Максимализм Му-тезиуса требовал от вещей безусловной целесообразности, подчинения новым законам формообразования. Мутезиус четко формулирует принцип«эстетического функционализма», согласно которому внешняя форма предмета вытекает из его существа, устройства, технологии, назначения. Однако с этим принципом согласны были не все члены Веркбунда. Так, Ван де Вельде, оставаясь по натуре художником, усматривал в позиции Мутезиуса опасность для свободы творческих устремлений дизайнера и ущемление его индивидуальности. Столкновение группировок внутри Веркбунда было столь серьезным, что, возможно, лишь начало войны уберегло Немецкий Веркбунд от полного распада. Однако кризис в теоретической области не помешал организовать в том же 1914 г. Выставку в Кельне, ставшую его новым триумфом. Расположенная за городом выставка занимала огромную территорию и представляла вниманию публики разнообразные павильоны (которые были одновременно и помещением для экспонирования, и экспонатом) и архитектурные комплексы. Впоследствии многим из этих сооружений - как, например, Стеклянному дому Бруно Таута - были посвящены специальные исследования. Эта выставка стала последним крупным мероприятием Веркбунда перед Первой мировой войной.