
Греческая эпиграфика.
Предметом изучения являются надписи, сделанные на твердом носителе.
Лапидарные надписи – вырезаны на камне. Наиб. важные тексты офиц. хар-ра.
Граффити. Процарапанные на керамике, камне, штукатурке. Надписи частного хар-ра, бытовые.
Бывает смесь - лапидарные надписи+ граффити.
Надписи на металле. Процарапаны специальными стилями. Вотивные надписи, нек. частные письма. Таблички заклятия – чаще всего свинец, иногда бронза. Таблички заклятий помещали в высохший колодец, т.к. считалось, что он дает доступ в загр. мир.
Надписи краской. Как правило на керамике. Если надпись большая, то наз-ся остракон.
Надписи на вазах. Делали или вазописцы, или керамисты. Подписаны персонажи или подпись мастера.
Керамические клейма. Наносились на амфоры до обжига. Обычно носят эмблему и имя/ук-ие должности магистратов. Иногда есть на черепице, мерных сосудах.
Малая эпиграфика: дипинти, граффити, клейма.
Для античной эпиграфики актуален полный учет источников.
К сер. 19 в. поток источников иссяк. Но есть, есть еще порох в пороховницах! Эпиграфика и папирология обеспечивают постоянный приток новых текстов. Папирусы хорошо сохраняются только в Египте. Там их находят постоянно, каждый год. Недавно был найден пап. с Сафо. Основной их недостаток – локальная ограниченность. Эпиграфика этого недостатка не имеет. Камни, как ни странно, долговечны. Каждый год публик-ся 1.5-2 тыс. новых текстов. Это определило, что в сер. 19 в. эта дисциплина ст-ся центральной, а не вспомогательной.
В надписях в знач. большей степени проявляется разговорный язык. Во многих ант. полисах. в надписях исп-ся местный диалект. Надписи для изучения институтов. Главные сведения о правовых документах и законах. По религии эпиг-ка вообще главный источник. Благодаря эп-ке доходят и образцы совсем низовой словесности. Есть, например, Нимфейская стенка, испещренная всякими надписями – стишками сомнительного содержания и т.д. Но есть и всякая философия, кот. дошла только в эпиграфике.
Почему эпиграфисты крутые?
Они впервые интерпретируют текст;
Эти тексты зачастую сложны для понимания. Часто встречаются ненормативные формы и диалекты.
Чаще всего они имеют дело с фрагментами текста.
Для понимания текста эпиграфисту нужно обладать широкими истор. знаниями.
Каждая надпись имеет сама по себе двойную природу. Археологич.+ филологич. иссл-ие.
История эпиграфики.
Младенчество эпиграфики:
Начинается в Италии. Гуманисты. Собирание надписей. «Античные мраморы» привозились в Европы.
Основателем эпиграфики считается Ciriaco de Pizzicolli. Он посетил Парфенон до взрыва. Привозил копии надписей, кот. встречал. В возр-те 30 л. сам-но изучил латынь, отпр-ся в Константинополь и изучил там греческий, даже различал диалекты. Он создал 6титомный труд, кот. погиб в пожаре. Но копии найд. им надписей была распространены широко по Европе. Копии не всегда точны, но во многих случаях они явл-ся единственным источником. Просто собиратель без критического осмысления текстов.
С к. 16 в. надписи стали выделяться из общего числа «ант. мрамором». 1588 г. – первое издание надписей в Лейдене. Эп-ка выделилась как отд. дисциплина. Автор – Мартин Сметиус. 1603 г. – еще корпус. Выпустил Янус Грутер с указателями Скалигера. Корпус Moratoria. Эти корпуса включали и греч., и лат. надписи.
Появились первые «госуд.» собрания в ратушах. Одно из кр. СОБР-ий Британии принадл. графу Ховарду. Там был Паросский мрамор. Во вр. англ. рев-ии Оксфорду.
С к. 17 в. начали снаряжать спец. экспедиции для поиска надписей. 1729-30 гг. – крупнейшая эксп. от Парижской академии, возгл. Фурмоном. Собрали ок. 1000 надписей. Надписи Фурмона были неточные + он их фальсифицировал и даже уничтожал. Неск. позже инициированы эксп-ии и англичанами. Society of Diletanti – об-во любителей. В него принимались джент-ны, посетившие Италию. 1764-66 гг. – отправлен Ричард Чендлер. Очень добросовестный, сделал много надежных копий. Хорошо документировал обнар. надписи.
Де Шуазоль сов-л путеш-ие в Грецию, рез-ты изданы в книге «Красочное путеш-ие в Грецию». Принят в академию надписей, потом назначен послом в Константинополь. Иммигрировал в Россию, где его назначили през-ом Академии Худ-в, получил поместье в Литве. При Наполеоне вернулся во Францию и привез часть своей коллекции.
Его консул в Афинах – Фовель. Делал гипсовые слепки со многих греч. пам-ов. Прим-но в это же время – начало эпигр. исслед. в России. Иван Бларамберг – 1ый директор и создатель Одесского эпиграфического музея. Кроме него – Е.Е. Кёлер. Он был первый, кто пытался составить корпус надписей Сев. Прич. Опубл. ок. 10 статей по надписям. Его научным противником был Петер фон Кёппен. 1882 г. – наконец книга по надписям СП. Дезирель четотам Рашет.