Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тургенев - Отцы и Дети.rtf
Скачиваний:
42
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
138.34 Кб
Скачать

Глава XXVI. Аркадий объясняется в любви Кате и делает ей предложение.

С ним все ясно. Он станет примерным мужем и хорошим

хозяином, а о своем увлечении нигилизмом будет вспоминать с улыбкой

и поговаривать: «Молодо-зелено». Базаров прощается с Аркадием,

их дороги разошлись окончательно. Евгений Васильевич дал очень

верную оценку своему ученику и бывшему другу:«.. .мы прощаемся

навсегда, и ты это сам чувствуешь... Ты поступил умно; для нашей

горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится». И далее, давая оценку дворянскому сословию, он определяет истинную причину социального конфликта: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уже воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим.

Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно - нам других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный малый, но ты все-таки маленький, либеральный барич, - э волату, как выражается мой родитель».

Глава XXVII. Снова у родителей. Последняя остановка в «круге

странствий» Базарова.

Теперь Базаров другой, но и родители, боясь ему надоесть, ведут

себя иначе. «Базаров и сам перестал запираться: лихорадка работы

с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством.

Странная усталость замечалась во всех его движениях,

даже походка его твердая и стремительная изменилась». И вот в таком

подавленном состоянии он решается участвовать в лекарской

практике отца, что приводит к случайному заражению крови.

Конечно, порез пальца не был случайным. Глубоко переживая свою

неудачу в любви, Базаров потерял контроль над собой, был рассеянным.

Такие переживания свойственны натурам сильным, глубоким.

Базаров сам себя не знал, когда смеялся над романтическими чувствами, не знал своего сердца, а оно было глубже, мудрее, чем его ум, отрицающий это чувство в силу своих убеждений. Наш ум ограничен, он обусловлен воспитанием и образованием и может мыслить только в пределах какой-нибудь системы. Всякая теория, созданная умом, разбивается о жизнь и приносит человеку страдания.

Болезнь и смерть Базарова - самые трагические страницы романа.

Писарев считал, что разгадка характера Базарова в его смерти. Он

мужественно принял ее. «Сила-то, сила, - промолвил он, - все еще тут,

а надо умирать! Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя

отрицает, и баста!» Базарову тем более тяжело осознать смерть как неизбежную реальность для себя, потому что как атеист он не признавал жизни после смерти. Для него это был конец во всех отношениях.

Умирает большой, мужественный человек и прощается с той,

которая косвенным образом и была причиной его смерти. Не будь

он так потрясен своей несостоявшейся любовью, он бы не был так

рассеян и погружен в свои мысли, не порезал бы палец, а порезав

даже, не забыл бы его обработать. Но... Одинцова у его постели.

Базарову тяжело осознавать свое бессилие.

«- Великодушная! - шепнул он. - Ох, как близко, и какая молодая,

свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Прощайте! Вы смотрите,

что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще

топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!

Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта - как бы

умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно:

вилять хвостом не стану». В последнюю минуту, вблизи своей возлюбленной, «такой молодой и красивой», он говорит о том, что было делом его жизни: «Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продавать...».

На пороге смерти в нем просыпается романтик - иначе как истолковать его фразу: «...дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»? Важно, что он использует слово «лампаду», а не слово «свеча». Лампада связана с церковной лексикой, а мы знаем, что в сознательной жизни он не признавал церковных обрядов.

«Базарову уже не суждено было просыпаться». Небезынтересной является одна деталь, использованная Тургеневым при описании церковного обряда соборования. «Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и, казалось, при виде священника в облачении, дымящегося кадила, свеч перед образом что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице».

Да, Базаров обладал мощным разумом, который и был причиной его страданий, но пока его мозг был в состоянии руководить его поступками, он мог противостоять надвигающейся смерти. Но стоило рассудку умолкнуть, как в силу вступили другие законы, неподвластные разуму. Тургенев своей художественной интуицией очень верно уловил момент пробуждения души: ужас отразился на помертвелом лице в момент совершения таинства, когда душа помимо своей воли оказывается в пределах неведомого. «В таинстве, находясь помимо того вблизи таинственной черты, которая отделяет жизнь от смерти, душа соприкоснулась с тем, чему бессознательно ужаснулась». (М.М.Дунаев.) Глава XXVIII. Завершены все коллизии романа, определены все судьбы, автор всем уделил внимание. На могилу Базарова ходят два одиноких старичка - родители, пережившие смерть своего единственного сына. Горе их безмерно. Проникнувшись глубоким состраданием и печалью родителей Базарова, автор спрашивает в отчаянии: «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?» И сам себе отвечает: «О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... » Примирение с жизнью - вот итог жизни героя да и самого автора.