
- •Жизнь советского общества
- •Реформы календаря
- •В салоне московского троллейбуса. 30-е гг.
- •Общество «долой стыд!»
- •Стахановское движение
- •П. Кончаловский. «а. Н. Толстой в гостях у художника». 1940—1941 гг.
- •И. Сталин и школьница-пионерка Мамлакат Нахангова, известная участница стахановского движения. Декабрь 1935 г.
- •Рабочая семья в своей новой квартире.
- •Новый советский гимн
- •Оценка эпохи ивана грозного
- •Л. Генч. «Первый ряд партера (диаграмма в лицах)» («Крокодил». 1937 г.).
- •«Стиляги»
- •Открытка 1918—1919 гг.
- •Процесс конради
- •Ю'Кон. «Нарком иностранных дел г. Чичерин в образе Петра: „Все флаги в гости будут к нам!"». Рисунок, посвящённый дипломатическому признанию ссср западными странами. (Журнал «Красный перец». 1923 г.)
- •Военная помощь испанской республике
- •Ссср во второй мировой войне
- •«За здоровье фюрера!» Слева направо: и. Риббентроп, в. Молотов, и. Сталин. Современный рисунок.
- •Предвыборная демонстрация сторонников компартии Латвии. Рига. 15 июля 1940 г. Фото «Ульштайн».
- •Литовские войска вступают в город Вильно (Вильнюс), переданный Литве по советско-литовскому договору. 10 октября 1939 г.
- •Герои первых дней войны
Открытка 1918—1919 гг.
484
Советской Россией, оказалась бы сразу сильнее всех капиталистических государств, вместе взятых. Дело Советской России Коминтерн объявил своим делом. Международный пролетариат не вложит меча в ножны до тех пор, пока Советская Россия не включится звеном в федерацию Советских республик всего Мира».
«Германский молот и русский серп победят весь мир!» — гласил в то время официальный лозунг. Однако в августе польские войска разгромили части Красной армии под Варшавой. Это поражение нанесло сокрушительный удар и по самой идее мировой революции, которая теперь по меньшей мере «откладывалась» на несколько лет. Но до середины 20-х гг. мировая революция ещё представлялась большевикам «задачей номер один».
Журналист Михаил Кольцов писал в 1924 г.: «Торопитесь! Ещё несколько лет — и Коминтерн уйдёт от нас. Его столицей станет Берлин или Париж. Вы тогда будете жадно смотреть рисунки журналов, расспрашивать знакомых, приехавших оттуда, и по-провинциальному вспоминать о том, как Коминтерн был „совсем тут, близко, в Москве, на Моховой"».
«ПОЛОСА ПРИЗНАНИЙ»
С середины 20-х гг. былая горячая вера большевиков в грядущую мировую революцию стала постепенно угасать. О ней думали и говорили всё меньше. Провозгласив «строительство социализма в одной стране», Иосиф Сталин и его сторонники окончательно отодвинули мировую революцию на задний план. Защищавшие эту идею Л. Троцкий и его сторонники терпели поражение за поражением.
Одновременно менялось и отношение к Советской стране за рубежом. Её всё чаще рассматривали как обычное национальное государство, Россию, а не как зачаток «всемирной Советской республики».
Постепенно Советское правительство вернулось и к старым дипломатическим традициям. К тайной дипломатии оно сочло необходимым прибегнуть уже в 1918 г., на мирных переговорах с Германией. Теперь Советы вполне уважали и неприкосновенность дипломатов. В общем Запад склонялся к тому, чтобы вновь принять Россию в «семью цивилизованных народов».
Со своей стороны Москва также стремилась прорвать «санитарный кордон» вокруг Советского государства. В 1921 — 1922 гг. Советской России удалось получить признание Германии и некоторых восточных стран. Но решающий прорыв «санитарного кордона» произошёл в 1924 г.
2 февраля Великобритания заявила об официальном признании СССР, оговорив, что видит в нём преемника бывшей Российской империи. Спустя пять дней о признании заявила и фашистская Италия. В течение следующего месяца СССР признали Норвегия, Австрия, Греция, Швеция... Вскоре их примеру последовали и другие страны.
Процесс конради
В начале 20-х гг. отношение к советским дипломатам за границей оставалось весьма враждебным. На них часто смотрели не как на обычных послов, а как на посланцев мировой революции, своеобразных «международных разбойников».
Это отношение ярко проявилось во время известного процесса Конради.
9 мая 1923 г. в Лозанне (Швейцария) белогвардеец-монархист Морис Конради застрелил полномочного представителя СССР в Италии Вацлава Воровского. Террорист объяснил свой поступок желанием «отомстить за зверства ВЧК». Суд над Морисом Конради и его сообщником Аркадием Полуниным состоялся в ноябре 1923 г. В защиту подсудимых горячо выступили многие видные русские эмигранты: не только монархисты, но и либералы, и даже некоторые социалисты, в частности бывший народный социалист историк С. Мельгунов. Он писал: «Кто дал нам право отнимать у Конради стимул того... героизма, который влечёт русского гражданина и патриота на отмщение? Кто дал право отнимать у Конради чувство любви к поруганной родине, во имя которой он совершал, по его словам, своё преступление?».
На суде подробно освещались деятельность чекистов во время гражданской войны, различные эпизоды «красного террора». После 12-дневного процесса швейцарские присяжные признали террористов невиновными и освободили их из-под стражи.
485
К. Елисеев.
«К признанию СССР Францией.
Пионер (Чичерину):
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром?
Чичерин:
— Представь себе, даром!».
Рисунок, посвящённый
дипломатическому признанию СССР
западными странами.
(Журнал «Красный перец». 1924 г.)
ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
В 20—30-е гг. Советский Союз стремился сохранить и укрепить своё влияние на Дальнем Востоке. Союзниками СССР здесь являлись лишь два государства — Монголия и Тува (позднее присоединённая к СССР). На их территории располагались части Красной армии.
Советско-китайские отношения в 20-е гг. были довольно сложными, а в 1929 г. даже произошёл вооружённый конфликт между двумя странами. Предметом спора стала КВЖД — Китайско-Восточная железная дорога. Формально она принадлежала обеим странам, но советские власти постепенно оттеснили китайцев от управления ею. 10 июля 1929 г. китайские войска силой взяли КВЖД под свой контроль. Тогда Москва привела в действие Особую Дальневосточную армию, которую возглавлял известный полководец гражданской войны Василий Блюхер. В октябре — ноябре китайские войска были разгромлены, причём понесли немалые потери: более тысячи убитых, не менее десяти тысяч пленных. Советские войска потеряли погибшими 143 человека. Конечно, эти военные столкновения надолго бросили тень на советско-китайские отношения. Однако уже с 1931 г. они стали постепенно улучшаться. Объяснялся такой поворот политики довольно просто: у обеих стран появился общий противник — Япония. В 1931 г. японские войска начали военное вторжение в Китай, причём Квантунская армия захватила всю Маньчжурию и вышла к советской границе.
В 1937 г. война в Китае разгорелась с новой силой — японские войска развернули мощное наступление. В течение следующих двух лет они заняли основные провинции страны. СССР в эти годы оказывал Китаю значительную военную помощь. На вооружение китайской армии поступили 985 советских самолётов, 82 танка, более 1300 орудий... В Китай отправились тысячи советских военных советников, лётчиков, других специалистов. Из них 195 человек погибли в ходе сражений.
Между тем напряжённость между СССР и Японией быстро росла. Уже в июне 1937 г. произошло первое советско-японское вооружённое столкновение. Японцы заняли остров Большой на реке Амур. Видимо, командование в Токио хотело произвести «разведку боем» — проверить Красную армию на прочность. В СССР в это время шли массовые аресты среди военных, что, естественно, порождало сомнения в боеспособности Красной армии. Советский Союз выразил протест по поводу захвата острова, но больше ничего не предпринял. Все военные действия ограничились перестрелкой. Конечно, это могло только подтвердить предположения японцев о слабости Красной армии.
В июле 1938 г. японцы вновь попытались «прощупать противника боем». Возле озера Хасан части Квантунской армии перешли советскую границу и захватили сопки Безымянную и Заозёрную. Первая попытка выбить оттуда японцев закончилась для советских войск неудачей. Военные действия вела Особая Дальневосточная армия во главе с маршалом В. Блюхером. В этой ар-
486
мии уже арестовали около 40% командиров и более 70% высшего командного состава. Несмотря на это, 6 августа красноармейцы развернули наступление и после трёхдневных боёв разбили японские войска. 11 августа сражения прекратились. Квантунская армия потеряла погибшими около 500 человек, советские войска — 792 человека.
А через неделю, 18 августа, В. Блюхера вызвали в Москву. Здесь ему объявили об отставке. Спустя два месяца прославленный маршал был арестован. От него требовали признания в длительном, с начала 20-х гг., шпионаже в пользу Японии и намерении бежать туда на самолёте. В. Блюхер отрицал свою вину и вскоре скончался от приёмов «физического воздействия»...
В мае 1939 г. начались самые крупные до Второй мировой войны столкновения советских и японских войск На этот раз сражения вспыхнули на территории Монголии, возле реки Халхин-Гол. В начале июля части Квантунской армии перешли эту пограничную реку и попытались закрепиться на монгольском берегу. Однако Красная армия отбросила японские войска обратно за реку, нанеся им серьёзные потери. Командовал советскими и монгольскими войсками комкор Г. Жуков (см. ст. «Георгий Жуков»).
20 августа Красная армия развернула мощное наступление на противника. К исходу месяца японская группировка оказалась окружена и разгромлена. 15 сентября стороны заключили перемирие. Японцы потеряли убитыми около 25 тысяч человек, советские войска — 7974 человека.