
Теперь уже выявлены дерматоглифические особенности отпечатков кистей рук при синдромах:
Эдвардса (преобладание на пальцевых узорах дуг, часто наблюдаются вариант поперечной четырехпальцевой борозды, уменьшение гребешкового счета - количества их - из числа пересекающих прямую линию, соединящую пальцевой трирадиус с центром узора);
Патау (наличие рисунка на тенаре, резкое дистальное смещение осевого трирадиуса - 108°, поперечная четырехпальцевая борозда);
Тернера (преобладание на пальцах петель и завитков, увеличение гребешкового счета, дистальное смещение осевого трирадиуса, часты случаи отсутствия пальцевого трирадиуса "с", смещение - ульнарное, -пальцевого трирадиуса "в");
Клайнфельтера - трисомии по половым хромосомам 47, ХХУ (преобладание на пальцевых узорах дуг, снижение гребешкового счета, смещение осевого трирадиуса - проксимальное, обратное дистальному, увеличение гребешкового счета между пальцевыми трирадиусами "а" и "в").
Дерматоглифы супружеских пар (муж - жена).
Еще больший интерес представляют дерматоглифы супружеских пар (муж - жена), у которых наблюдались случаи рождения ребенка с известными уже наследственными болезнями (синдромами) и врожденными пороками развития. Уже в 1965 году Р. Турпин и Ж. Лежье опубликовали результаты изучения отпечатков кистей рук у родителей и сибсов (родных братьев и сестер) обследованных больных. Оказалось, что дерматоглифические особенности, характерные для болезни Дауна, имеют родители и сибсы, пораженные этой болезнью. А следовательно, неблагополучие в отношении рождения детей - риск хромосомной болезни - может (при известном допущении вероятности) выявляться в семьях и с помощью дерматоглифического метода.
Что еще важно. Количество таких неблагоприятных дерматоглифических изменений у обследованных родителей оказалось меньше, чем у их потомства (индивидуально), хотя они и были идентичны. В этой связи примечательно, что в аналогичных исследованиях советских ученых (И. В. Ильин с соавторами, 1978) выявилось, что характерных для хромосомных болезней стигм (дерматологических изменений) у родителей наблюдалось в большем числе, если имелось повторное рождение детей с пороками развития, либо если у ребенка имелся порок центральной нервной системы или болезнь Дауна, и даже если у кого-либо из супругов в семье был случай рождения аномального генетически потомства.
Иначе говоря, если родословная у супругов была отягощена наследственной болезнью, то частота дерматоглифических стигм у них оказывалась выше, приближаясь к величине, характерной для носителей той или иной врожденной наследственной патологии (пороки развития, хромосомные и генные болезни).
О чем говорят такие результаты исследований? Очевидно, о важности расширения круга лиц, нуждающихся в дерматоглифическом тестировании, и конечно, такой скрининг создает возможность более целенаправленного проведения дальнейшего генетического обследования в выявленной группе риска.
Вывод:
В настоящее время дерматоглифика используется широким кругом наук для решения различных специфических задач: в криминалистике дерматоглифические методы используются в различного рода экспертизах, спортивная генетика изучает корреляции между пальцевыми и ладонными узорами и врождёнными способностями человека к занятиям видами спорта, медицинская генетика исследует дерматоглифические факторы, могущие служить диагностическими маркерами для раннего выявления врождённых заболеваний. В физической антропологии дерматоглифика является хорошо разработанным разделом, изучающем на популяционном уровне родство рас и народов.