Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая работа Макроэкономика В10_Марченкова.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
01.04.2014
Размер:
181.25 Кб
Скачать

1. Собственность в рыночной экономике

1.1 Экономическое содержание и право собственности.

Собственность, в экономическом смысле этого слова, вы­ражает объективно складывающиеся экономические отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, в которых реализуется присвоение тех или иных благ. Так, человек, обладая собственностью на свою рабочую силу и вступая в отношения найма, присваивает заработную плату и тем самым реализует экономическое отношение собственности. Пред­приниматель, обладая собственностью на капитал, присваивает прибыль. Земельный собственник, передавая в аренду землю, при­сваивает ренту. Кредитор, выдавая ссуду, присваивает процент на данную ссуду. Таким образом, каждый собственник, вступая в хо­зяйственные отношения с другими собственниками, реализует свою собственность в определенной экономической форме: зара­ботной платы, прибыли, ренты, процента, т.е. в той или иной форме дохода.

Право собственности закрепляет, фиксирует и регулирует отно­шения людей к вещам, и в этом смысле оно всегда производно от экономических отношений собственности. Но в тоже время оно выступает и предпосылкой экономического присвоения, ибо за­крепленное право собственности на любые блага открывает путь к экономической форме наращивания собственности, богатства. Имущественное или вещное право может быть исключительным, абсолютным и относительным и соответственно выражаться в от­ношениях распоряжения, владения и пользования [4, с 32].

Например, земельный собственник обладает исключительным правом на землю. Он свободен в отношении того, как ему распоря­диться своей землей, кроме ограничений, закрепленных законода­тельными актами в отношении нанесения ущерба обществу, дру­гим гражданам или хозяйственным субъектам. Арендатор земли обладает абсолютным правом, если его хозяйственная деятель­ность не ограничена никакими рамками, и он абсолютно свободен в выборе способа ведения хозяйства и в производстве продукции.

Но если арендатор, получив землю, ограничен определенными ус­ловиями ведения хозяйства, способа эксплуатации земли и других объектов, то он обладает относительным правом собственности, т.е. он не свободен абсолютно в отношении объекта хозяйство­вания.

В качестве реальных отношений абсолютного и относительного права могут служить лизинг (долгосрочная аренда машин, обору­дования, сооружений производственного назначения) и рейтинг (краткосрочная аренда машин и оборудования). В первом случае арендатор обладает абсолютной свободой в отношении способов, форм и условий эксплуатации техники и сооружений. Во вто­ром — в связи с краткосрочностью передачи права пользования техникой собственник ограничивает абсолютное право арендатора определенными оговорками и предписаниями по эксплуатации техники. Следовательно, последний обладает только относитель­ным правом.

Необхо­димо подчеркнуть, что собственность выступает в единстве двух основополагающих сторон: отношений пользования и отношений присвоения, без которых нет собственности в экономическом смысле слова. Отношения пользования в экономическом смысле (не следует смешивать с правом пользования), то под ними следует понимать сам процесс взаимодействия труда со средствами произ­водства, в котором только и может происходить присвоение про­дуктов. Экономическое отношение пользования характеризуют сам процесс труда и процесс производства, которые становятся та­ковыми только благодаря тому, что человек пользуется веществен­ными факторами производства.

Присвоить можно только результат какого-то вида деятельнос­ти. Первоначально присвоение осуществлялось на основе единства отношений владения и распоряжения, которые были не обособле­ны друг от друга, а персонифицированы в одном и том же лице. Следовательно, не возникала и сама проблема выяснения владель­ца и распорядителя. Например, земледелец или ремесленник одно­временно являлся распорядителем и владельцем своих средств про­изводства, и присвоение осуществлялось исключительно через

пользование принадлежащими ему средствами производства и ра­бочей силой. Следовательно, все результаты, весь продукт деятель­ности полостью и безраздельно принадлежали только ему, ибо он одновременно реализовывал и отношения распоряжения, и отно­шения владения собственностью на средства производства и рабо­чую силу [13,с 45].

Однако в процессе развития торговых, денежных, земельных, кредитных отношений происходило все большее обособление от­ношений владения и отношений распоряжения, что обусловило раздвоение отношений присвоения. Но прежде чем проявилось обособление отношений владения и распоряжения, произошло отделение отношений пользования от присвоения. Это произошло на стадии отделения работника, носителя рабочей силы, труда, от средств производства. Отношения пользования средствами произ­водства реализовывал раб, крепостной крестьянин, наемный рабо­чий, а результат производственной деятельности присваивал соб­ственник средств производства. В условиях современного наемно­го труда отношения пользования средствами производства реали­зует работник по найму, и заработную плату он присваивает на основе собственности на рабочую силу, т.е. отношений владения ею. Продукт же производственной деятельности присваивает рабо­тодатель, предприниматель на основе отношений распоряжения рабочей силой и собственности на средства производства.

Как мы уже отметили, с прогрессом экономических отношений произошло отделение отношений владения от распоряжения собст­венностью. Так, еще в древние времена возникли арендные земель­ные отношения, кредитные отношения. Например, землевладелец сдал в аренду земельный участок крестьянину. Тот обрабатывает участок и получает определенный урожай, часть которого присва­ивает землевладелец в виде натуральной или денежной ренты. Это присвоение базируется на отношении владения землей. Крестья­нину остается продукт, который он присваивает на основе отноше­ний распоряжения (аренды) земельным участком, а также собст­венности на свою рабочую силу.

Если брать современные крупные земельные хозяйства, то можно заметить, что земельные собственники присваивают ренту как форму реализации отношений владения землей; предпринима­тель, ведущий сельскохозяйственное производство, присваивает прибыль как форму реализации отношений распоряжения землей и рабочей силой; наемный сельскохозяйственный работник, реализующий отношения пользования средствами производства и владения рабочей силой, присваивает заработную плату.

Проблема собственности получила самые разнообразные трактовки. Не вдаваясь в их толкование и интерпретацию, приведем наиболее распространенные из них. Собственность — это способ соединения факторов производства: работника — со средствами производства. Основным содержанием собственности является способ распределения. Собственность ха­рактеризуется формой участия в управлении производством. Нако­нец, для выражения собственности необходимо раскрыть всю сис­тему экономических отношений, т.е. она проявляет себя во всей совокупности экономических отношений.

Выбрать какое-то из этих определений в качестве истинного — задача непростая, ибо сторонники каждой из точек зрения настаи­вают только на своей интерпретации экономических отношений

собственности.

По нашему мнению, все эти точки зрения верны. Данное заклю­чение вытекает из следующего рассуждения.

Первое определение собственности относится только лишь к производству и, следовательно, оно характеризует отношения ра­ботника к средствам производства в самом процессе производства. Второе — ограничивается отношениями распределения, т.е. кто распределяет, тот и реализует отношения собственности. Третье — рассматривает отношения собственности через призму причаст­ности к управлению производством. Наконец, четвертое определе­ние подталкивает нас взглянуть на отношения собственности с точки зрения всех экономических отношений, в которые вступают хозяйственные субъекты.

Таким образом, каждая точка зрения отражает всего лишь какой-то срез экономических отношений собственности (в произ­водстве, распределении, управлении, экономике в целом), но каж­дая из них только дополняет, обогащает другие характеристики. Это в конечном счете находит свое выражение в последнем всеох­ватывающем определении. Однако из этого нельзя делать вывод, что именно данное определение верно, ибо в рамках анализа мы углубленно рассматриваем отдельно специфические стороны явле­ния (в данном случае собственности), и это обогащает нас новыми знаниями. Определение же собственности как всей системы экономических отношений — это синтез различных сторон отноше­ний все той же собственности. Именно такой подход к исследова­нию отношений собственности, с одной стороны, позволяет до ми­нимума свести дискуссии там, где они бесплодны, а с другой — открывает возможность рассматривать собственность в различных ракурсах ее существования и проявления [ 7, c 412 ].