
Учение об ассоциации
На смену порочного «строя цивилизации» (т.е. буржуазного общества), доказывал Фурье, должен прийти «новый хозяйственный социетарный мир». При этом главным фактором прогресса Фурье считал не разум, а присущие природе человека «страсти», под которыми он понимал стремление к здоровью, любви, соревнованию и творчеству и т.д. Все эти «страсти» полезны и необходимы, но их действие чудовищно извращено существующим строем. Новый строй должен обеспечить полную «гармонию страстей», их развитие и расцвет. Фурье разработал расписанный до мелочей проект такого общества. Основной его ячейкой должна стать «фаланга» - производственно-потребительская ассоциация трудящихся, занимающихся сельскохозяйственным и промышленным трудом. Члены ее – от 1600 до 2000 человек – будут жить во дворцах, фаланстерах, имеющих все необходимое для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Каждый будет трудиться в фаланге соответственно его склонностям, переходя по желанию от одного вида труда к другому. Осуществится в фалангах и полная эмансипация женщины.
Справедливое общество, мечтал, Фурье, будет состоять из ассоциаций производителей (фаланг), созданных без принуждения, исходя из принципа удовлетворения потребностей всех людей. Это общество, по его мнению, должно быть бесклассовым, гармоничным. С установлением «всеобщего единства», писал, он исчезнут нищета, несправедливость и войны. Каждая фаланга будет занимать определенный земельный участок, на котором члены ее будут производить продукцию, а потом сами ее распределять. Земледелие по плану Фурье должно стать основой будущего строя, а промышленность должна играть подчиненную роль.
С экономической точки зрения жизнь под одной крышей имеет целью осуществить максимум комфорта при минимуме расходов для потребителя и заменить скудное и тягостное семейное хозяйство громадными коллективными службами с кухней, с отоплением, освещением, ваннами и прочим.
С социальной точки зрения жизнь под одной крышей имеет ту же цель, чтобы, «сталкивая» людей самых разных положений в ежедневных встречах, постепенно чувством взаимного влечения заменить те их чувства, которые при современном общественном строе, как Фурье красноречиво говорит, «движутся по восходящей лестнице ненависти и по нисходящей презрения», а также сделать жизнь более интересной благодаря расширению связей, интересов и даже интриг, которые неугомонно копошились бы в этом маленьком мире.
Если взглянуть на внутреннюю организацию фаланстера, то можно увидеть там нечто большее, чем обыкновенную гостиницу: это кооперативная гостиница, т.е. гостиница, принадлежащая определенной ассоциации и принимающая ее членов. Фаланга не только потребительское общество, она в то же время и производительное общество. Для этого около дворца фаланстера, служащего жилищем, имеется земли около 400 гектаров с сельскохозяйственными постройками и промышленными заведениями, приспособленными для изготовления того, что необходимо для удовлетворения нужд потребителей фаланстера. Это маленький самодовлеющий мирок, микрокосм, производящий все то, что он потребляет, и потребляющий все то, что он производит, и в исключительных случаях, когда ему чего-нибудь не хватает или когда у него что-нибудь в излишке, вступающий в обмен с другими фалангами.
Особое внимание Фурье уделял организации труда. Он, в частности, указывал, что в будущем обществе исчезнет уродующее человека разделение труда и люди смогут сочетать занятия умственным и физическим трудом. Он был убежден в преимуществах свободного труда. Он доказывал, что производительность такого труда будет чрезвычайно высокой, что позволит полностью уничтожить бедность и обеспечить общественное равенство всех людей.
В своем труде «Фаланстер» Фурье писал, что труд должен отвечать шести условиям:
1) чтобы всякий работник был ассоциирован и получал часть дохода, а не заработную плату;
2) чтобы трудовые сеансы чередовались около восьми раз в день, так как энтузиазм к одному и тому же промышленному или земледельческому занятию не может длиться более 0.5 – 2 часов;
3) чтобы работы, происходящие в обществе свободно выбранных друзей, стимулировались очень активными интригами и соперничеством;
4) чтобы мастерские и сельскохозяйственные культуры привлекали работников изяществом и чистотой;
5) чтобы разделение труда было доведено до высшей степени, дабы привлечь каждый пол и каждый возраст к занятиям, наиболее для них подходящим;
6) чтобы при этом разделении труда каждый член общества – мужчина, женщина или дитя – пользовался в полной мере правом на труд или правом вступить в любой момент в ту отрасль труда, которую ему заблагорассудится избрать».
«Наконец, чтобы каждый работник, - добавляет Фурье, - наслаждался в этом новом строе гарантией беззаботности, обеспеченным минимумом, достаточном для его существования в настоящем и будущем и освобождающим его от всякого беспокойства, за себя и за близких ему людей».
В намерение Фурье входило спутать интересы рабочего, капиталиста и потребителя таким образом, чтобы нельзя было распутать этого узла и чтобы каждый из членов общества соединял в своей личности все эти противоположные интересы. В современном строе эти интересы почти всегда находятся в конфликте друг с другом, потому что они разбиты по классам, а когда они будут соединены в одном и том же лице, конфликт будет устранен, или по крайне мере он будет заложен в такую глубь души каждого, что непременно произойдет примирение интересов.
Фурье, таким образом, стремился к такой программе, которая имеет в виду не уничтожение собственности, а наоборот, уничтожение наемного труда посредством приобретения ассоциированной и ставшей всеобщей собственности; которая принимает за средство не борьбу классов, а ассоциацию ума, труда и капитала; которая стремится к примирению антагонистичных интересов капиталиста и рабочего, производителя и потребителя, кредитора и должника, соединяя эти интересы в одной личности.
Фурье в условиях современной ему Франции не увидел и не мог увидеть в рабочем классе творца нового общества. Он строил планы мирного переустройства общества с помощью капиталистов, которые дадут деньги для основания первых фаланг. Их безусловный успех, полагал Фурье, легко убедит все классы в выгодности для них нового строя. Много лет в определенные часы напрасно ожидал Фурье появления поверившего в его идеи миллионера.
Учение Фурье содержит немало мелкобуржуазных черт, он непоследователен в решении вопроса о частной собственности: для привлечения капиталистов в фаланги Фурье предлагал им становится акционерами фаланг, а доход в них распределять в соответствии с трудом, талантом и вложенным капиталом. В его прогнозах будущего немало фантастического, построения облечены в своеобразную религиозно-мистическую оболочку.