1.3 Стратегия на первые месяцы войны.
Бывший советский разведчик Виктор Суворов (настоящее имя Владимир Богданович Резун), опубликовал книгу «Ледокол», в ней как и в последующий его книгах он доказывал, что Сталин не только не боялся Гитлера но собирался напасть на него.
Он объяснил катастрофические поражение Красной Армии впервые недели тем, что она готовилась к нападению, а не к наступлению, что доказывалось большим количеством войск на границе, не укрепленные оборонительные сооружения не были готовы сдерживать сильный натиск армии вермахта.
Как объяснил Суворов, Сталин собирался напасть на Германию, как только она увязнет в войне на Западе, которая ожидалось весной 1940г. Поэтому он отказывается захватывать Финляндию и перебрасывает свободные войска к западным границам. Он считал, что Гитлер увязнет в войне с Францией на «линии Мажино», и в этот момент ударит с тылу, но к сожалению он ошибался.
В этот момент у СССР было 97 стрелковых и кавалерийских дивизий, и 17 танковых бригад, против которых Гитлер мог противопоставить лишь 12 ослабленных дивизий.
Но Франция была завоевана за 2 недели. Теперь против СССР могли выступить основные силы вермахта.
В случае победы Красной Армии для нее открывалась возможность оккупации всей Западной Европы. В марте 1941 года Генштаб подготовил план развертывания войск на Западе, с нанесением удара в Южной Польше. Первый заместитель начальника Генштаба Ватутин оставил резолюцию: «Наступление начать 12.06».
В середине мая был подготовлен план упреждающего удара, но к обороне не готовились, так как считалось что слова о германской агрессии всего лишь пропагандистская риторика.
Судя по срокам выдвижения войск, советский удар планировался на июль 1941 года. Но даже если бы мы напали первыми (а за 7 часов до нападения Германии, в ее войсках ходил слух, что Сталин собрался напасть 18 июля), а на самом деле мы планировали 12 июля, то исхода бы войны это не изменило так как подготовленность наших войск была низкая и в результате война бы все равно велась бы на наших территориях.
2. Битва под Москвой ее международное и военно-политическое значение.
Победа Красной Армии под Москвой имела огромное военно-политическое и международное значение. Она оказала большое влияние на весь ход Великой Отечественной войны и второй мировой войны. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой группе армий "Центр" был нанесен мощный удар, были разбиты 38 немецких дивизий, в том числе 11 танковых и 4 моторизованных. На полях Подмосковья немцы оставили тысячи орудий, сотни танков и много другой техники. Победа под Москвой навсегда похоронила гитлеровский план "молниеносной войны". Это первое крупное поражение вермахта во второй мировой войне привело к изменению характера вооруженной борьбы. Война приняла затяжной характер, чего стремилось избежать немецкое командование. Началась длительная, изнурительная война, бесперспективная для Германии.
Первая большая стратегическая победа показала, что СССР и его Вооруженные Силы явились единственной силой, которая способна нанести поражение немецко-фашистской армии. Ведущую роль Советского Союза в борьбе против фашистской Германии и ее союзников не могли не признать политические руководители крупнейших стран мира. на советско-германском фронте говорит в своих мемуарах У. Черчилль.
Бывший президент Соединенных Штатов Америки Ф. Рузвельт в послании на имя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР, полученном 16 декабря 1941 г., писал: «Я хочу еще раз сообщить Вам о всеобщем подлинном энтузиазме в Соединенных Штатах по поводу успехов Ваших армий в защите Вашей великой нации».Все это неоспоримо свидетельствует о том, что Советский Союз, ведя в то время войну с гитлеровской Германией, по существу, в одиночестве внес громадный вклад в дело борьбы с фашистским агрессором. В результате нашей победы под Москвой укрепился и возрос авторитет СССР и его влияние на решение международных проблем, связанных с борьбой против фашистского блока. Советское правительство всемерно стремилось к скорейшему и полному разгрому нацистской Германии и ее союзников. Поэтому оно в целях общей победы сосредоточивало усилия своей внешней политики на укреплении политических, экономических и военных связей между странами, над которыми нависла угроза порабощения фашизмом. Возглавляя борьбу за создание антифашистской коалиции, основой которой был справедливый, освободительный характер войны, Советский Союз нашел поддержку и сочувствие среди всего прогрессивного человечества. Благодаря его усилиям и международному влиянию 1 января 1942 г. была подписана декларация 26 государств, которая отвечала надеждам и чаяниям народов всех стран. Участники декларации — СССР, Англия, Китай и другие государства обязались использовать все свои ресурсы для борьбы против фашистской Германии и её союзников и не заключать с ними сепаратного мира или перемирия. Таким образом, все расчеты немецко-фашистского руководства на международную изоляцию СССР под флагом «антикоммунизма» и «нового» порядка рухнули.
Крупные военные победы Вооруженных Сил Советского Союза зимой 1941–42 г. укрепили уверенность народов порабощенных стран Европы в неизбежном разгроме нацистской Германии, оказали большое влияние на усиление национально-освободительной борьбы и открыли новый этап в развитии этого движения. Характерной его чертой явилось организационное сплочение народных сил в освободительной борьбе против фашистских захватчиков. При этом ведущей, наиболее последовательной и стойкой силой выступали коммунистические и рабочие партии, возглавившие развертывание партизанского и национально-освободительного движения.
После победы Советских Вооруженных Сил под Москвой движение Сопротивления в оккупированных странах стало организованнее, мощнее и приобрело подлинно народный характер, несмотря на предательскую работу фашиствующих элементов и всякого рода буржуазных коллаборационистов. Прямая зависимость между успехами Красной Армии и развитием национально-освободительной борьбы не ускользнула от внимания самих гитлеровцев. Так, например, бывший посол Гитлера в Париже Отто Абец отмечал, что рост сопротивления французских патриотов «новому» порядку в 1942 г. совпал с ухудшением военного положения Германии на фронтах.
Наша победа под Москвой, означавшая перелом в войне, обострила противоречия внутри фашистского блока и сорвала расчеты гитлеровского командования на вступление в войну против СССР Японии и Турции. Она явилась решающим фактором, заставившим правительства данных государств воздержаться от агрессии против СССР. Однако полностью опасность такого нападения еще не была устранена, так как войска Японии и Турции продолжали находиться вблизи восточной и южной границ Советского Союза. Это, конечно, вынуждало советское Верховное Главнокомандование держать в Закавказье и на Дальнем Востоке значительное количество войск, которые при других условиях могли бы быть использованы на советско-германском фронте.
Союзное с Гитлером правительство Японии пыталось блокировать порты Советского Союза на Дальнем Востоке, задерживая торговые корабли и предъявляя наглые требования о прекращении морских перевозок через Владивосток. В ответ на это Советское правительство со всей твердостью заявило о том, что «попытки воспрепятствовать осуществлению нормальных торговых отношений между Советским Союзом и США через дальневосточные советские порты оно не могло бы не рассматривать иначе, как недружелюбный по отношению к СССР акт». Попытки фашистской Германии распространить свое влияние на Иран и использовать его территорию как плацдарм против Советского Союза также были решительно пресечены.
Значительно осложнились отношения фашистской Германии с ее сателлитами. Гитлеровское командование, вставшее перед неизбежностью затяжной войны, весьма нуждалось в усилении своих ослабленных поражением войск. Поэтому оно требовало от Венгрии, Румынии, Италии и других союзных стран выставления на театр войны новых войсковых соединений, а также увеличения поставок сырья и продовольствия для Германии. Это, конечно, ложилось тяжелым бременем на указанные страны, которые и без того уже понесли большие потери и основательно подорвали свою экономику. Отсюда усиление недовольства войной и пассивное сопротивление немецко-фашистскому диктату. Ухудшались отношения между Финляндией и Германией. Никакой нажим и пропаганда тогдашнего финского правительства не были в состоянии подавить недовольство населения, вызванное тяжелой войной, большими потерями и все усиливающимся давлением Германии на экономику страны.
Поражение лучших сил гитлеровского вермахта под Москвой обострило противоречия не только между фашистской Германией и ее союзниками, но и между отдельными членами фашистского блока. Фашистская Германия, учитывая растущие силы образовавшейся по инициативе СССР коалиции, стремилось укрепить созданный ею агрессивный блок. 25 ноября 1941 г. правительство Гитлера добилось от своих союзников продления на 5 лет «анти-коминтерновского пакта». Это мероприятие временно предотвратило распад фашистского блока, но оно не могло устранить трудности, возникшие после первого крупного поражения фашистской Германии, и особенно противоречия среди участников этого блока. Путем мобилизации внутренних ресурсов, дальнейшего ограбления оккупированных стран и политического давления на своих союзников фашистской Германии удалось укрепить свое пошатнувшееся положение. Но несмотря на это, гитлеровская армия после понесенного ею небывалого по размерам поражения под Москвой, которому подверглись ее лучшие войска, вынуждена была на всю зиму и весну перейти к обороне и уже больше не могла в дальнейшем вести наступление сразу на всем стратегическом советско-германском фронте, как это имело место в 1941 г. Такова была сила полученного ею удара под Москвой. Именно это являлось, наряду с устранением смертельной угрозы столице нашей Родины, важнейшим стратегическим результатом одержанной нами победы, которая свидетельствовала о мощи Советского Союза и вошла в историю Великой Отечественной войны как величайший патриотический подвиг народов первого в мире социалистического государства и его Вооруженных Сил.
