
ВоВ
.docxВведение
Белорусский народ, на долю которого выпали труднейшие испытания в годы Великой Отечественной войны, по праву может гордиться своим вкладом в дело победы над фашистской Германией.
В годы оккупации на территории нашей страны с оружием в руках сражалась более чем 440-тысячная, интернациональная по своему составу, армия партизан и подпольщиков, боевые действия которой поддерживало все население от мала до велика. Не оправдались надежды реакционных кругов США, Англии, Германии и других стран, что от ударов гитлеровцев Советский Союз развалится как карточный домик.
Уже на территории Советской Белоруссии они получили упорное сопротивление, такое, какое раньше во всей Европе нигде не встречалось. Ожесточенная борьба велась на каждом шагу, на каждом участке белорусской земли. Земля горела под сапогами фашистских полчищ с первых дней оккупации.
Несмотря на то, что еще до начала войны была составлена хорошо подготовленная агентура, были заложены базы будущих партизанских отрядов, однако основная работа по организации подполья и партизанского движения разворачивалась в условиях оккупации. На захваченной территории с первых дней войны образовалась полнокровная сеть подпольных организаций и групп, в создании которых инициативу брали на себя, прежде всего, коммунисты, комсомольцы, беспартийные патриоты.
-
Партийное, комсомольское антифашистское подполье на территории Беларуси. Организационная структура и состав
С первых дней фашистского нашествия советские люди поднялись на священную справедливую борьбу за свободу и независимость своей Родины.
Организатором и вдохновителем борьбы народных масс против оккупантов выступила Коммунистическая партия Беларуси.
30 июня 1941 г. ЦК КП(б)Б принял директиву №1 "О переходе на подпольную работу партийных организаций районов, занятых врагом", а 1 июля – директиву № 2 "О развертывании партизанской войны в тылу врага".
На территории Беларуси было оставлено 1215 коммунистов, из них 9 секретарей обкомов, 43 секретаря райкомов партии, 10 председателей райисполкомов и многие другие руководящие работники. Повсеместно в оккупированных врагом районах создавались подпольные партийные организации.
В начале июля 1941 г. активно включился в работуминский подпольный обком КП(б)Б во главе с секретарем В.И. Козловым. Вскоре развернули работу Гомельский (секретарь И.П. Кожар) и Пинский (секретарь П.Г. Шаповалов) областные и Гомельский городской (секретарь Е.И. Барыкин) подпольные комитеты партии. В конце ноября 1941 г. был организован непосредственно в самом городе Минский подпольный горком партии. В различное время на оккупированной территории республики борьбу народных масс возглавляли 10 подпольных обкомов, 193 межрайкомов, межрайпартцентров, горкомов и райкомов партии, свыше 1200 партийных организаций в партизанских отрядах и 187 подпольных территориальных организаций, которые объединяли в своих рядах 35 тыс. коммунистов.
Коммунисты развернули активную идеологическую деятельность среди населения, разъясняли истинные цели фашистских захватчиков, призывали к непримиримой беспощадной борьбе с ними. Боевым помощником Компартии Беларуси был комсомол. В тылу врага было создано 10 подпольных обкомов, 214 межрайкомов, райкомов и горкомов ЛКСМБ, а также более 2,5 тыс. первичных комсомольских организаций в партизанских отрядах, почти 3 тыс. подпольных территориальных комсомольских и 356 молодежных антифашистских организаций, объединяющих около 100 тыс. комсомольцев-партизан и подпольщиков [1, с. 124 – 125; 3, с. 508].
В сложных условиях разворачивалась подпольная работа. В городах, поселках и деревнях фашисты устроили кровавый террор. Массовые расстрелы, аресты, изуверские пытки, обыски и облавы стали повседневной практикой захватчиков. Фашисты создали целую сеть сыскной службы, воинские и полицейские гарнизоны, тюрьмы, лагеря, гетто.
Однако, несмотря на жестокость оккупационного режима, создавались и действовали подпольные организации. Своей диверсионно-боевой деятельностью они подрывали боеспособность вражеских войск.
С первых дней оккупации были созданы подпольные партийные, комсомольские, антифашистские организации в Минске, Барановичах, Орше, Гродно, Гомеле, Бобруйске, Бресте, Могилеве, Мозыре и многих других населенных пунктах[2, с. 460].
Организаторами и руководителями комсомольцев и молодежи Беларуси в борьбе против фашистских оккупантов стали М. В. Зимянин, К. Т. Мазуров, П. М. Машеров, С. О. Притыцкий, Ф. А. Сурганов и др.
Подпольные партийные комитеты направляли деятельность большого количества антифашистских организаций и групп, многие из которых были созданы бывшими членами КПЗБ. В Пружанском районе, например, подпольную группу возглавил М. Е. Криштафович, в Коссовском – Н. Ф. Тринда, в Порозовском – В. В. Янушко, С. К. Кутько, в Куренецком –
А. С. Азончик и др. В рядах антифашистских организаций насчитывалось более 12 тыс. человек.
Однако эффективность подпольной деятельности была еще невысокой. Многим созданным подпольным органам и организациям не удалось в полной мере развернуть деятельность. Сказывалась и жестокость репрессий, и отсутствие опыта работы в нелегальных условиях. Большинство оставленных для подпольной работы коммунистов и комсомольцев были репрессированы. К концу 1941 г. большинство подпольных организаций потеряли связь с ЦК КП(б)Б, действовали изолированно.
В начале 1942 г. борьба белорусского народа против немецких оккупантов активизировалась. В подпольные организации и партизанские отряды вступили тысячи патриотов. К осени 1942 г. только в партизанских формированиях в Белоруссии действовали 57 тыс. бойцов[5, с. 68 – 69].
Остро встал вопрос подготовки кадров для партизанской и подпольной работы. Руководящие кадры подбирались из числа проверенных коммунистов и комсомольцев, которые знали условия Белоруссии. В январе 1942 г. по решению Государственного Комитета Обороны были сформированы 3 специальные школы, где курсанты получали теоретические знания и навыки партизанской борьбы. С апреля 1942 г. подготовка кадров велась «Особым белорусским сбором» — специальными курсами, действовавшими недалеко от города Мурома Владимирской области. К сентябрю 1942 г. курсы обучили, сформировали и отправили в тыл врага через «Витебские (Суражские) ворота» (40-километровый пролом в линии фронта на стыке групп германских армий «Центр» и «Север» между Велижем и Усвятцами, действовал с февраля по сентябрь 1942 г.) 15 партизанских отрядов и 100 организаторских групп общей численностью 2378 человек. В декабре на базе курсов («Особого белорусского сбора») была образована Белорусская школа подготовки партизанских работников (БШПР). К сентябрю 1943 г. она подготовила более 940 специалистов Партизанской борьбы.
В целях организованного развития партизанского движения, координации боевых действий партизан 30 мая 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦПГПД). Начальником штаба стал первый секретарь ЦК КП(б)Б П.К. Пономаренко. В сентябре 1942 г. начал функционировать Белорусский штаб партизанского движения (БШПД) (начальник штаба — 2-й секретарь ЦК КП(б)Б П.З.Калинин). БШПД сразу же развернул активную боевую деятельность, создавал партизанские отряды, планировал и осуществлял боевые действия партизан, совершенствовал структуру партизанских формирований[2, с.462].
-
Сложности и трудности подпольной борьбы
Ведение партизанской борьбы на оккупированных врагом территориях было очень осложнено рядом обстоятельств. Каждая область, район, город или село в тылу гитлеровских войск имели свои специфические особенности, зависящие от географических, экономических, военных, административных и прочих условий.
Оккупационный режим на территории СССР не был одинаков. Так, в прибалтийских республиках он был намного мягче, чем в Белоруссии, западных областях РСФСР и Украине.
Существенным фактором, мешающим партизанской борьбе было наличие на оккупированной советской территории националистических формирований. Они явились прислужниками разведывательных и карательных органов фашистской Германии. Они поставляли агентурные кадры для шпионско-диверсионной, террористической и иной подрывной деятельности против СССР. Так, с передовыми частями фашистских войск Государственную границу СССР перешли два отряда бендеровцев, насчитывавших более 400 одетых в немецкую форму боевиков. Они были вооружены и обучены в лагерях фашистской разведки. Гитлеровцы именовали их легионами "Роланд" и "Нахтигаль". Эти легионы входили в состав известных всему миру бранденбургских диверсионных частей.
В районе железнодорожных и шоссейных магистралей, по которым шло снабжение немецких войск, осуществлять партизанскую деятельность было также сложнее, так как коммуникации охранялись более тщательно, контроль по отношению к жителям намного ужесточался. Значительно легче было вести работу в районах, отдаленных от магистралей.
Необходимо было хорошо знать географию и топографию оккупированной области, состояние железнодорожных магистралей, шоссейных и проселочных дорог, какими путями и средствами можно проникнуть в район предстоящей агентурной работы и по каким дорогам вернуться обратно.
Надзор за соблюдением порядка и очищения окружающей территории осуществлялся гражданским и военным комендантами, отделениями гестапо, полевой полицией, полицейскими управлениями городской управы, уголовно-сыскной полицией, которая состояла из немецких полицейских.
Полицейский надзор осуществлялся через участковых надзирателей, квартальных, комендантов домов и управдомов.
В результате такой структуры гласная агентура доходила до колоссальных размеров и оказывала фашистам большую услугу по выявлению партизанских отрядов. Если учесть еще агентуру гестапо, абвера, полицейских управлений, завербованную из местного населения, то эти цифры во много раз увеличивались.
Значительные трудности для партизан представлял и паспортный режим, который на оккупированных территориях не имел единообразия. По Смоленской, Калининской, Московской областям Западного фронта немецкие власти приступили с 1 сентября 1941 года к выдаче удостоверений личности или документов на право проживания. Для их получения нужно было предоставить советский паспорт с пропиской в месте, где собираешься получить новые документы, и стандартную справку от коменданта дома о месте жительства. Документы представлялись в городскую управу, которая через 3–4 дня выдавала удостоверение личности и возвращала паспорт.
Жители села должны были иметь паспорт и справку от сельского старосты, удостоверяющие их личность и место жительства.
При передвижении из города в село для покупки продуктов питания необходимо было иметь специальный пропуск, в котором указывался маршрут следования и сроки годности пропуска.
Движение местных жителей по улицам было разрешено в селах с 6.00 до 17.00 часов, в городах с 8.00 до 16.00. В остальные часы всех появившихся на улице без соответствующих документов немецкие патрули арестовывали, а то и расстреливали на месте.
Доходило до того, что в некоторых оккупированных районах фашистский патруль мог без предупреждения открыть огонь на поражение по любому прохожему, если тот держал руки в карманах.
На подступах к городам устанавливались посты, которые проверяли документы у проходящих лиц. Для ночлега в сельской местности нужно было получить разрешение у старосты, оставив у него до утра свои документы.
Несмотря на инструкцию немецкого верховного командования об аресте и соблюдении под стражей лиц, не проживающих в данной местности, это положение практически нигде не соблюдалось. Зачастую их просто отпускали, а наиболее подозрительных расстреливали.
Ходить группами в несколько человек было опасно, так как патрули, боясь партизан, могли открыть стрельбу издали.
Без предупреждения расстреливались лица, идущие вне дорог, появившиеся в ночное время в лесу или в расположении немецких частей.
Инструкции, создаваемые на основе партизанской разведки, учитывали особенности административного оккупационного режима и давали четкие рекомендации органам госбезопасности и ГРУ при инструктажах забрасываемых оперативных групп для ведения разведывательно-диверсионной деятельности в тылу противника.
В исключительно сложных условиях первых дней войны СНК СССР, ЦК ВКП(б), ЦК КП(б)Б, партийные органы провели огромную организаторскую работу с целью мобилизации всех сил и средств на защиту страны от фашистского нашествия. В партийно-правительственных документах, выступлении И.В.Сталина по радио, публикациях в печати разъяснялись главные задачи момента, определялись пути их решения. В них содержался призыв к народу подняться на священную, освободительную, Великую Отечественную войну, оказывать врагу сопротивление, используя любые методы и приемы борьбы, включая и партизанские. Сначала патриоты действовали небольшими группами, сжигая мосты на дорогах, уничтожая линии связи, обстреливая группы мотоциклистов из засады. С каждым днем борьба народа с оккупантами приобрела массовый характер. В бой вступают отряды, руководимые опытными командирами. Часто можно было видеть, как вооруженные лопатами, топорами, пилами патриоты перекапывали дороги, строили на них завалы, уничтожали мосты, переправы, нарушали телефонно-телеграфную связь врага.
Осенью и зимой 1941 г. партизанское движение испытывало трудности. Не хватало продовольствия, оружия, боеприпасов, медикаментов, опыта ведения боев, не было должной координации и взаимодействия партизанских отрядов и групп. Население Беларуси в первые месяцы оккупации было в растерянности. С первых дней оккупанты начали массовый террор. Многие партизанские отряды и группы распались. Часть партизан вышла в советский тыл, а часть - разошлась по домам. Зимой 1941 г. насчитывалось всего около 3 тыс. партизан.
Первые партизанские отряды насчитывали 25 -- 40 человек, состояли из 2 -- 3 групп. Большую часть их составляли солдаты и офицеры Красной Армии, попавшие в окружение. Партизаны были вооружены винтовками, пулеметами, гранатами, собранными на местах сражений или захваченными у противника.
Народное сопротивление на территории Беларуси стоило оккупантам больших потерь в живой силе. В неравной и самоотверженной борьбе с немецкими оккупантами значительный урон понесли и патриоты - погибли десятки тысяч их них. Подвиг более чем ста партизан и подпольщиков был отмечен высшей государственной наградой страны - званием Героя Советского Союза.
-
Заключение
Подпольная и партизанская борьба белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков явилась одним из решающих условий разгрома вражеского нашествия, краха оккупационного режима. За время войны партизаны и подпольщики нанесли фашистской армии огромный урон в живой силе и технике. Диверсии на коммуникациях и линиях связи срывали или замедляли перевозки войск, техники и грузов. Политическая работа среди населения оккупированных территорий вселяла в советских людей уверенность в победе над врагом.
В жизни народа всегда имеются смысловые пункты развития, своеобразные гены истории, в которых закодированы характер национального самосознания, историческая связь поколений, цивилизационные приоритеты общества и государства. Таким, безусловно, смысловым пунктом в нашей истории является Великая Отечественная война, в ходе которой наиболее рельефно проявились величественный дух белорусского народа, его свободолюбивая сущность и историческая мудрость.
Победа над фашистской Германией и ее сателлитами – одно из выдающихся событий мировой истории. Это непреходящая национальная и военная гордость белорусского народа. На борьбу с фашистским нашествием поднялись все: стар и млад, мужчины и женщины, все слои белорусского общества.
В годы Великой Отечественной войны в Беларуси сражались с врагом почти 370 тысяч партизан и около 70 тысяч подпольщиков. Борьба носила интернациональный характер. Наряду с белорусами в ней участвовали представители 70 национальностей и народностей Советского Союза.
Чувство патриотизма наших людей в годы Великой Отечественной войны достигло своего наивысшего накала. Стремление отстоять независимость страны, родную землю, свой домашний очаг было неукротимым.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне – это не только сугубо военная победа, военный разгром фашизма. Это была духовная победа добра над злом, жизни над смертью, справедливости над несправедливостью, свободы над рабством, истории над антиисторией. Это была победа высших нравственных, человеколюбивых сил над силами безнравственными, человеконенавистническими. Великая Отечественная война имела характер общедемократической борьбы мирового масштаба, во главе которой находилась наша страна.
-
Литература
-
Арбузов А.Т., Богушевич Н.А., Филимонов А.А. Очерки истории Беларуси. 1917 – 2000 гг. / А. Т. Арбузов, Н.А. Богушевич, А.А. Филимонов. – Мн.: Ураджай, 2000. – 240 с.
-
Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. / И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. — Мн.: «Аверсэв», 2000. — 592 с.
-
Козлов М.М. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.: энциклопедия. / М.М. Козлов. – М.: Сов.энциклопедия, 1985. – 832 с.
-
Новик Е.К., Новик Н.Е., Качалов И.Л. История Беларуси. С древнейших времен до начала 2010 г.: учебное пособие. / Е.К. Новик, Н.Е. Новик, И.Л. Качалов. – 2-е изд., исправл. – Мн.: Высш. школа, 2011. – 526 с.
-
Хацкевич А.Ф., Крючок Р.Р. Становление партизанского движения в Беларуси и дружба народов СССР. / А.Ф. Хацкевич, Крючок Р.Р. – Мн.: Наука и техника, 1980. – 320 с.