
Ответы на билеты / Билет 12
.docx-
Принцип иммунокорригирующей терапии. Препараты – стимуляторы иммунитета. Вакцинотерапия.
Значительное место в лечении инфекционных больных занимают средства неспецифической стимуляции, иммунотерапии и иммунокоррекции. Показания к их назначению определяются особенностями патогенеза инфекционного заболевания, зависят от фазы и тяжести течения болезни, преморбидного фона, состояния специфических и неспецифических защитных факторов, выраженности аллергического и иммунопатологического компонента в патогенезе. Большинство препаратов, применяемых для иммунокоррекции, относятся к иммуностимуляторам (различные пирогены, производные пиримидина, левамизол, природные и синтетические полимеры) и иммуносупрессорам (антилимфоцитарная сыворотка, антилимфоцитарный иммуноглобулин, азатиоприн, или имуран, циклофосфан и т.п.). Все иммунотропные препараты могут быть использованы только под динамическим контролем показателей иммунитета и состояния неспецифической реактивности организма.
Вакцинотерапия. В основе лечебного действия вакцин лежит принцип специфической стимуляции защитных сил организма. Введение антигенного раздражителя усиливает фагоцитоз, способствует выработке специфических антител. Для вакцинотерапии используются убитые вакцины, отдельные антигены, анатоксины. Наиболее эффективны аутовакцины, приготовленные из штамма возбудителя, выделенного от больного. Вакцинотерапия показана в период затихания острых проявлений болезни, при затяжном или хроническом течении заболевания (бруцеллез, туляремия, дизентерия) и реже в разгар инфекции (брюшной тиф), обычно в сочетании с антибиотикотерапией. У лиц, получающих в остром периоде болезни антигенные препараты, наблюдается нарастание титров антител и уровня иммуноглобулинов. Вакцины оказывают и гипосенсибилизирующее действие. В последние годы интерес к вакцинотерапии падает, что связано главным образом с созданием современных иммуномодулирующих средств и препаратов иммунокорригирующего действия.
2. . Ботулизм (этиология, эпидемиология, патогенез)
Ботулизм (Botulismus) — тяжелое токсико-инфекционное заболевание, характеризующееся поражением ботулотокси-ном нервной системы, преимущественно продолговатого и спинного мозга, протекающее с преобладанием офтальмо-плегического и бульбарного синдромов
Этиология. Возбудитель ботулизма CI. botulinum относится к роду Clostridium. Известно 7 типов возбудителя — А, В, С (Сц и Ср), D, Е, F, G, различающихся по антигенной структуре выделяемого токсина. В России встречаются преимущественно типы А, В, Е.
Возбудители ботулизма широко распространены в природе, обитают в почве. Наиболее благоприятная среда для размножения и ток-синообразования — трупный материал. Ботулотоксин вырабатывается вегетативными формами. . Споровые формы клостридий выдерживают температуру 6 "С в течение нескольких месяцев, 100 °С — в течение нескольких часов, 120 "С —в течение 30 мин. Вегетативные формы бактерий малоустойчивы во внешней среде, погибают при температуре 60 °С. Ботулотоксин—один из наиболее сильных природных ядов (летальная доза для человека — 5—50 нг/кг массы тела), представляет собой токсический комплекс, состоящий из собственно нейротоксина, гемагглютинина и нетоксичного белка с неизученными биологическими свойствами. Разрушается при температуре 80 "С в течение 30 мин, при температуре 100 °С—в течение 10 мин; хорошо нейтрализуется в щелочной среде.
Эпидемиология. Ботулизм относят к сапрозоонозам. Основным резервуаром возбудителя ботулизма являются травоядные животные и реже холоднокровные (рыбы, моллюски, ракообразные), поглощающие споры CI. botulinum с ведой и кормом. Плотоядные животные обычно резистентны к данному возбудителю. Человек заражается ботулизмом при употреблении в лишу инфицированных спорами продуктов. Большая часть случаев ботулизма связана с употреблением продуктов домашнего консервирования — грибов, овощей, рыбы, мяса, сала и др.
Патогенез. Вегетативные формы возбудителя и ботулотоксин попадают в организм человека при употреблении инфицированных пищевых продуктов. Действие токсина усиливается в желудке под влиянием проте-олитических ферментов. Люди наиболее чувствительны к токсинам серотипов А, В, Е. Одномоментное воздействие ботуло-токсина нескольких серотипов приводит к суммированию токсического эффекта.
Ботулотоксин, всосавшийся через слизистую оболочку желудка и кишечника в кровь, вызывает парез гладкой мускулатуры, сужение кровеносных сосудов с последующим их парезом и повышением ломкости капилляров. Особой чувствительностью к ботулотоксину обладают мотонейроны спинного и продолговатого мозга, что проявляется развитием бульбарного и паралитического синдромов. Резко угнетается парасимпатическая нервная система при практической интактности симпатической нервной системы. Ботулотоксин блокирует освобождение ацетилхолина в окончаниях холинергических нервов, что обусловливает развитие периферических параличей.
В патогенезе ботулизма ведущую роль играет гипоксия — гипоксическая, гистотоксическая, гемическая и циркулятор-ная. Развитие прогрессирующей острой дыхательной недостаточности обусловлено угнетением активности больших мотонейронов, иннервирующих дыхательную мускулатуру. Гипоксическая гипоксия при ботулизме утяжеляется возможностью обтурации бронхов аспирационными рвотными массами, слюной и пищей, что связано с парезами мышц гортани, глотки и надгортанника. Токсинемия вызывает угнетение ферментов пентозофосфатного шунта, ингибирование К—Na насоса и обусловливает развитие гемической гипоксии.
Клиническая картина. Инкубационный период болезни колеблется от 2—12 ч до 7 сут, составляя в среднем 18—24 ч.
Ведущие синдромы при ботулизме: паралитический, гастроинтестинальный и интоксикационный. Начало болезни, как правило, острое. Больных беспокоят боли в эпигастральной области, тошнота, рвота, редко непродолжительный понос. Рвота тоже непродолжительна, является следствием токсине-мии. Температура тела остается нормальной, редко бывает субфебрильной. Рано отмечаются быстрая утомляемость, прогрессирующая мышечная слабость. Спустя 3—4 ч от начала болезни развиваются симптомы поражения ядер черепных нервов и паралитические нарушения иннервации различных органов, характеризующиеся симметричностью поражений.
Первыми типичными признаками ботулизма нередко являются сухость во рту и офтальмоплегические симптомы. Больные жалуются на ослабление зрения, «сетку» или «туман» перед глазами. Чтение затруднено или невозможно из-за пареза аккомодации и двоения. Отмечается мидриаз со снижением или отсутствием реакции на свет, ограничение движения глазных яблок вплоть до полной неподвижности (парез взора), опущение верхних век (птоз), страбизм (косоглазие), горизонтальный нистагм. Может быть легкая анизокория.
Наряду с глазными симптомами рано появляются нарушения глотания и речи в связи с поражением ядер IX и XII пар черепных нервов. У больных отмечаются осиплость голоса, невнятность, смазанность речи, носовой оттенок голоса, иногда афония. Вследствие пареза мышц глотки, надгортанника и мягкого неба у больных возникают затруднение глотания, по-перхивание, жидкая пища выливается через нос.
Ботулизм сопровождается функциональными расстройствами сердечно-сосудистой системы. Определяется расширение границ сердечной тупости и значительное приглушение тонов сердца с акцентом II тона на легочной артерии.
Нарушения функций пищеварительной системы проявляются сухостью слизистых оболочек рта, мучительной жаждой, ощущениями распирания вследствие застоя содержимого в желудке, вздутием живота, запором, парезом кишечника.
Вовлечение больших мотонейронов шейных и грудных отделов спинного мозга приводит к развитию парезов и параличей скелетных мышц. Вдох совершается с большим трудом, больной жалуется на сдавление и сжатие в грудной клетке, принимает вынужденное положение, способствующее включению вспомогательной дыхательной мускулатуры. Исчезает кашлевой рефлекс. Расстройство и остановка дыхания являются одной из ведущих причин смерти при ботулизме. Развитие аспирационных пневмоний усугубляет дыхательную недостаточность.
В терминальный период прогрессируют явления мионейро-плегии: миастения, адинамия. Мышцы приобретают тестообразную консистенцию. Выздоровление наступает медленно, в течение 1—1,5 мес. Неврологическая симптоматика ликвидируется в обратной последовательности: сначала восстанавливаются дыхание и глотание. Головная боль, гнусавость, глазные симптомы, сердечно-сосудистая недостаточность сохраняются длительно, астения держится до полугода. Выздоровление после перенесенного ботулизма полное, но наступает медленно.
Диагностика. Осуществляется на основании клинической картины, эпидемиологических данных и результатов лабораторных исследований- Лабораторная диагностика основывается на выявлении ботулотоксина и возбудителя ботулизма в материалах, взятых от больных (кровь, рвотные массы, промывные воды желудка, испражнения), а также в подозрительных пищевых продуктах. Кровь берут из вены в объеме 8—10 мл до введения лечебной сыворотки. Ботулотоксин выявляют в реакции нейтрализации (биологическая проба на мышах), возбудителя заболевания — путем посева на питательные среды (пепсин—пептон, среда Китта—Тароцци, бульон Хоттингера). Дифференциальная диагностика. Ботулизм следует дифференцировать от пищевых токсикоинфекции другого происхождения, отравлений ядовитыми грибами, белладонной и атропином, дифтерии, полиомиелита и различных заболеваний ЦНС. Лечение. Больные с подозрением на ботулизм подлежат обязательной госпитализации в инфекционный стационар. Всем больным проводят промывание желудка и назначают высокие сифонные клизмы с 5 % раствором натрия гидрокарбоната объемом до 10 л.
Для нейтрализации свободно циркулирующего в крови ботулотоксина применяют лечебные моновалентные противобо-тулинические сыворотки, что наиболее эффективно в 1—3-й сутки болезни. Одна лечебная доза составляет по 10 ООО ME антитоксинов типов А, С и Е, 5000 ME — типа В и 3000 ME — типа F. В случае, когда неизвестен тип токсина, вызвавшего заболевание, необходимо введение трех типов антитоксической противоботулинической сыворотки (А, В, Е) по одной лечебной дозе при легкой и средней тяжести формах и по две лечебные дозы при тяжелой форме ботулизма. Лечебные сыворотки вводят после специфической гипосенсибилизации. При положительной внутрикожной пробе антитоксическую сыворотку вводят по жизненным показаниям после десенсибилизации путем подкожного введения разведенной лошадиной сыворотки с интервалами в 20 мин под прикрытием десенсибилизирующей терапии (глюкокортикостероидные препараты). При тяжелых формах первые дозы сыворотки вводят внутривенно, в остальных случаях — внутримышечно. При необходимости сыворотки вводят повторно через 6—8 ч. Дозы и частота введения лечебных сывороток определяются тяжестью заболевания и динамикой симптомов болезни, продолжительность серотерапии в среднем составляет 3—4 дня.
Для воздействия на вегетативные формы возбудителя показано использование левомицетина, ампициллина и препаратов тетрациклинового ряда в обычных дозах.
Дезинтоксикационные мероприятия включают введение кристаллоидов и коллоидов, диуретических средств, применяются сердечно-сосудистые средства, витамины.
Важное место в терапии ботулизма занимает борьба с расстройствами дыхания и гипоксией. С этой целью используют гипербарическую оксигенацию. При нарастании асфиксии вследствие паралитического закрытия верхних дыхательных путей делают трахеостомию. В случаях расстройств дыхания вследствие паралича дыхательных мышц используют искусственную вентиляцию легких. При развитии пневмонии показана антибактериальная терапия. При расстройствах глотания обеспечивают зондовое питание. Профилактика. Соблюдение санитарно-гигиенических правил при обработке, транспортировке, хранении и приготовлении пищевых продуктов исключает возможность накопления в них ботулотоксина. Необходим строгий контроль при стерилизации и хранении консервированных продуктов. Большое значение имеет разъяснение населению правил заготовки и консервирования продуктов в домашних условиях, в первую очередь мясных, рыбных, грибных и овощных..
3. Вирусные гепатиты В и Д (этиология, клиника, эпидемиология, особенности патогенезе).
B антропонозная вирусная инфекция с гемоконтактным механизмом заражения, протекающая с преимущественным поражением печени и многообразием проявлений от вирусоносительства до прогрессирующих форм гепатита с развитием острой печеночной недостаточности, цирроза печени и печеночно-клеточного рака.
Этиология. ДНК-содержащий вирус, устойчив во внешней среде.
Эпидемиология. Источник: больные острыми и хроническими формами заболевания. Механизм заражения ГВ — парентеральный, естественные (половой и вертикальный) и искусственные пути: переливание, операции, загрязненные инструменты.
Патогенез. Персистенция HBsAg в крови более 7—8 нед указывает на возможность перехода процесса в хроническую форму. Сердцевинный HBcAg в гепатоцитах (- в крови). В состав нуклеокапсида HBV также входит HBeAg, в крови = репликативная активность. Персистенция HBeAg более 3—4 нед = переход гепатита в хроническую.
Из места внедрения вирус ГВ гематогенно достигает печени - репликация, повреждение печени иммуноопосредовано.
Развитие острой циклической формы ГВ = N иммунную реакцию организма в ответ на возбудителя. Цитолиз гепатоцитов иммунокомпетентными - повторной гематогенной диссеминации, нарастанию иммунного ответа, сенсибилизации В-лимфоцитов, продукции АТ и при циклическом течении — к элиминации. + накопление специфических АТ к АГ вируса. В острую фазу болезни в крови обнаруживают анти-НВсIg М, G, позже — анти-НВе и последними — анти-HBs.
Механизмы хронизации и прогрессирования ГВ могут быть представлены недостаточным (неадекватным) иммунным ответом в сочетании с высокой репликативной активностью вируса.
Прогрессирование хронического - цирроз печени, недостаточность, рак.
Клиническая картина. острый ГВ — субклиническая, безжелтушная, желтушная (с преобладанием цитолиза или холестаза) формы; острый ГВ с холестатическим синдромом, а также прогрессирующими формами: молниеносный гепатит. По тяжести: легкие, средней тяжести, тяжелые. хронический ГВ — фазы репликативная и интегративная, разная степень активности (морфологическая, клинико-биохимическая). Цирроз печени. Гепатоцеллюлярная карцинома.Наиболее частой среди манифестных форм ГВ является острая циклическая желтушная форма с цитолитическим синдромом.
Инкубационный: 50 - 180 дней. Преджелтушный период 4— 10 дней. интоксикация и диспепсия. Нередко возникают артралгии, усиливающиеся ночью (артралгический вариант продромального периода). Возможна сыпь (уртикарная). В конце преджелтушного периода увеличиваются печени и селезенка, потемнение мочи (уробилиноген), ахолия. в крови — повышение АлАТ, HBsAg. желтушный 2—6 нед:с-мы интоксикации. тошнота, иногда рвота. тяжести и в эпигастрии и правом подреберье, после еды. Выявляется гепато-, спленомегалия, причем пальпация болезненная, консистенция эластическая, поверхность гладкая. Сокращение печени + прогресс желтухи и интоксикации = развивающуюся ОПН. В период реконвалесценции (2—12 мес) длительно астеновегетативный sd, дискомфорт в правом подреберье. Возможны рецидивы.
ГепатитD — вирусная инфекция человека с гемоконтактным механизмом инфицирования, протекающая исключительно в виде ко- или суперинфекции при ГВ, со склонностью к тяжелому и хроническому течению
Этиология. РНК-содержащий дефектный вирус без оболочки. устойчив во внешней.
Эпидемиология.Источником инфекции являются больные острым и хроническим ГО — как субклиническими, так и манифестными формами. Передача инфекции происходит при гемотрансфузиях, использовании инструментов для парентеральных вмешательств, контаминиро-ванных кровью. В распространении инфекции увеличивается роль парентеральных потребителей наркотических средств. Возможны половой и вертикальный пути передачи ГО, но они встречаются реже, чем при ГВ.
Патогенез. Особенностью вируса ГО является зависимость от вспомогательного вируса, т. е. его проникновение в гепатоциты и репликация возможны только в присутствии HBsAg.Заражение может произойти одновременно двумя вирусами с развитием коинфекции, но чаще встречается суперинфекция — внедрение вируса ГО в ранее инфицированные вирусом ГВ гепатоциты. При проникновении в организм вирус ГО заносится током крови в печень, являющуюся единственным местом его репликации. Вирус обладает прямым цитопатиче-ским действием. При коинфекции репликация вируса ГО оказывает подавляющее действие на репродукцию вируса ГВ, способствует иммунному клиренсу инфицированных гепатоцитов, что может завершиться выздоровлением. Подавление репликации вируса ГВ может быть временным. В случаях суперинфекции вирус ГО определяет прогрессирующее течение инфекции с развитием фульминантного гепатита или цирроза печени. В патогенезе ГО имеют значение иммунные механизмы повреждения гепатоцитов, возможно развитие аутоиммунных реакций.
Клиническая картина. Острый ГО чаще развивается при одновременном инфицировании вирусами В и D.
Инкубационный период составляет 20—40 дней. Преджелтушный период сопровождается лихорадкой, болями в суставах. Клинические проявления разгара заболевания сходны с ГВ. Однако с появлением желтухи самочувствие обычно не улучшается, нарастает интоксикация, нередко сохраняется субфебрильная температура тела. Нередко через 2—3 нед от начала заболевания возникает клинико-биохимическое обострение. ГО чаще протекает в среднетяжелой форме и завершается выздоровлением.
При суперинфицировании вирусом ГО больного хронической формой ГВ или носителя HBsAg острый гепатит D развивается редко, но проявляется в тяжелой или фульминант-ной форме. В этих случаях отмечаются яркая желтуха, быстро нарастающая интоксикация, энцефалопатия, геморрагический синдром, увеличение размеров печени и селезенки. Характерно волнообразное течение. У большинства больных суперинфицирование вирусом ГО приводит к развитию хронического гепатита.
Возможно различное течение заболевания от субклинических до манифестных, быстропрогрессирующих форм с развитием цирроза печени. При субклинических формах диагноз устанавливается по наличию в крови маркеров HDV. Манифестные формы проявляются типичными признаками хронического гепатита и цирроза печени. Течение заболевания волнообразное с частыми обострениями.