Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
bodalev_a_a_vospriyatie_i_ponimanie_cheloveka_c...doc
Скачиваний:
73
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
1.78 Mб
Скачать

Заключение

Мы закончили" рассмотрение основных вопросов, относящихся к лроблеме познания людьми друг друга в условиях повседневной жизни. Как видно из содержания нашей работы, названная проблема, являясь самой психологической из всех психологических проблем, чрезвычайно сложна и представляет .большую трудность для изучения. Она включает в себя множество аспектов, научное освещение которых невозможно без самого тесного содружества психологии и других наук: диалектического иисторического материализма, этики, эстетики, социологии, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, этнографии.

Как видно из изложенного, познание людьми друг друга является обязательной стороной их взаимодействия и условием регулирования каждым из них своего поведения в соответствии с обстоятельствами и решаемыми в этом взаимодействии задачами. Образы восприятия, представления и формирующиеся у индивида понятия о других людях, концентрируя в себе информацию об этих людях, дают ему возможность действовать по отношению к каждому из них целесообразно.

Восприятие человека человеком — это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Понятие, складывающееся у индивида о конкретной личности,—это форма его мышления о ней, в которой обобщенно фиксируются признаки данного человека, характеризующие его как субъекта труда, познания и общения.

Занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждой из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, зритель, учитель, учащийся и пр.). В связи со всем этим значение сигнализирующих чувственных признаков партнеров по деятельности не остается для воспринимающего их человека постоянным: на первый план выступают те из них, которые в данных условиях особенно важны для успешного решения конкретной задачи.

Деятельность, в которой взаимодействуют люди, определяет и формирование у них понятий о личности каждого из участников деятельности. В формирующееся у индивида понятие о личности другого человека, сотоварища по деятельности, всегда включаются прежде всего те его качества, наибольшему проявлению (а значит, и познанию) которых данная деятельность больше всего благоприятствует.

Любой вид непосредственного .взаимодействия людей друг с другом, будь это совместный труд рабочих на производстве, работа учителя и учеников на уроке, встреча Спортсменов на стадионе» неторопливая беседа пенсионеров на скамейке парка, всегда предполагает опору общающихся на многокомпонентную систему знаний и. умений, формирующуюся в течение всей жизни человека. При общении человека с другими людьми у него так или иначе актуализируются и функционируют представления и понятия, в которых аккумулированы его знания о моральном и аморальном, прекрасном и безобразном и т. п., т. е. нормы и ценности, характерные для общества, сформировавшего личность этого человека. У него также проявляется в большей или меньшей степени выработанное обществом умение «читать» экспрессию, психологически истолковывать поведение людей, сопереживать им, давать оценку.

В условиях повседневного взаимодействия с различными людьми человек постепенно учится типизировать и классифицировать их, причем в эту классификацию включается большее или меньшее число типов. Наличия такой «классификации» человек у себя, как .правило, не осознает, тем не менее отдельные ее «звенья» при познании им других людей постоянно «говорят свое слово», что особенно заметно, когда ему приходится воспринимать незнакомых людей и давать оценку их личности. При обнаружении у познаваемого лица таких же признаков, как те, на основании которых у человека прежде сформировалось понятие об определенном типе личности, он, зная, как ведет себя данный тип в той или иной ситуации, прогнозирует поведение названного лица и избирает для себя по отношению к нему способ действий, которому он привык следовать при общении, с представителями указанного типа.

В образе, который у индивида возникает в процессе общения с другим человеком, в характере понимания им других людей всегда находит выражение сформированность самого познающего человека как субъекта труда, познания и общения. В них проявляется уровень развития его как представителя определенного народа, общественного класса, группы, как члена определенного коллектива. В них выступает также его гражданская и психологическая зрелость, его профессия, сформированные у него нравственно-эстетические требования к людям.

Система образов и понятий, в которых обобщен опыт познания людей и выражены требования к их облику и поведению, складывается в основном под влиянием общества, членом которого он является, и вместе с тем всегда несет на себе печать того неповторимого пути, который прошел человек, формируясь как личность. В .связи с этим названная «система» может в одних случаях очень далеко отстоять от действительности и включать в себя большое число неверных представлений и понятий о внутреннем мире людей, мотивах их поведения, их возможностях, общественной ценности. В других же случаях эта система состоит из образов и понятий, верно отражающих и обобщающих психологию тех людей, с которыми индивид так или иначе сталкивался в своей жизни.

Образы и понятия, в форме которых у человека, принадлежащего к современному обществу, отлагается и существует знание людской психологии, складываются у него как при непосредственном общении с другими людьми, так и опосредованным путем — через печать, радио, телевидение и пр. У одних людей может преобладать первый путь накопления психологических знаний, и непосредственное общение с другими людьми может быть широким и разнообразным. У других накопление психологических знаний может идти главным образом вторым путем. При ограниченных личных контактах такие люди могут накапливать знания о других людях, сталкиваясь с продуктами их труда, слыша из различных источников об их деятельности, воспринимая оценки, которые дают им коллективы, общество. У третьих преобладания какого-то одного из названных способов познания людей может и не быть, и оба пути могут достаточно плодотворно вооружать индивида знанием человеческой психологии, в одних случаях дополняя друг друга .и действуя в одном направлении, а в других — больше или меньше противореча один другому.

Но хотя обычно познание психологии людей и выработка конкретных «эталонов» их оценки формируются у человека благодаря анализу и обобщению впечатлений, получаемых из многих источников, вместе с тем его личному опыту совместного труда с разными людьми и непосредственному общению с ними принадлежит в этом процессе важнейшая роль. Знания, получаемые человеком о других людях при прямом контакте с ними, имея, как правило, сильнейшую эмоциональную окраску, облегчают выработку одних психологических обобщений и критериев оценки людей и затрудняют формирование других.

Дела, поступки конкретных людей, все их поведение в целом в разных обстоятельствах, являясь для отдельного человека источником формирования знаний о каждом из них, вместе с тем в конечном итоге оказываются и показателем правильности этих знаний и оценок. Практика общения, совместного труда, совместной жизни людей является, таким образом, не только источником познания людьми друг друга и не только .сферой приложения накапливаемых индивидом знаний о людях, но вместе с тем эта практика выполняет функцию мерила объективности таких знаний.

Образы восприятия людей, понятия о личности каждого из них, участвуя в регуляции действий познающего субъекта, тем самым играют роль фактора, который обусловливает выработку у него определенных форм поведения по отношению к другим людям, ощутимо влияющего на развитие его характера. Наличие в характере человека таких черт, как доверчивость, искренность, общительность, или таких, как подозрительность, неискренность, замкнутость, всегда свидетельствует о том, какого рода люди преобладали в ближайшем окружении человека и своими поступками способствовали формированию у него соответствующих обобщенных представлений о человеческой психологии и развитию адекватных этим Представлениям способов поведения.

Образующиеся у человека представления о собственной соматической организации, осознание им этического и эстетического действия своей наружности на окружающих и прежде всего складывающаяся у него оценка своих возможностей как личности также постоянно участвуют в организации его поведения по отношению к другим людям, влияя как на форму, так и на содержание его поступков.

Однако, как правило, образы и понятия, сформировавшиеся при познании человеком самого себя, не прямо определяют характер его поведения по отношению к другим людям. Обычно человек сначала соотносит их с теми представлениями, которые у него складываются о людях, окружающих его.

Хотя знание человеком самого себя всегда образуется на основе многократных сопоставлений и сравнений себя с другими людьми, оно, возникнув и постоянно развиваясь, в свою очередь влияет на формирование знаний о других людях, на оценку их, на отношение к ним.

Переоценка или недооценка себя или верные суждения о своей личности всегда приводят к соответствующему поведению человека по отношению к окружающим. Таким образом, характер поведения человека по отношению к другим людям всегда является показателем не только того, как этот человек представляет себе личность каждого из них, но и того, как он оценивает самого себя.

В .повседневной жизни разные виды взаимодействия людей требуют от них неодинаковой меры точности восприятия и понимания друг друга.

Видами деятельности, в которых очень важна точность восприятия и понимания человеком облика и поведения других людей для решения задач деятельности, являются, например, работа педагога, врача, руководителя коллектива, следователя. Так, без знания возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников педагог не может психологически обоснованно проектировать и успешно руководить развитием каждого из школьников в том коллективе, где этот педагог работает. Необходимым условием правильного планирования процесса лечения и его последующей эффективности является хорошее понимание врачом особенностей личности больного. С. П. Боткин, К. М. Быков, П. Б. Ганнушкин, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, Г. И. Россолимо и многие другие деятели медицины постоянно подчеркивали, что нет болезней, а есть больные люди, и что в конечном итоге каждый человек болеет по-особенному. «Часто не так важно знать,— пишет Пэрри,— какая болезнь у больного, сколько важно хорошо понимать, у какого человека развивается болезнь». К. М. Быков выражает ту же мысль, когда говорит: «Недостаточно вдумчивое отношение к личности больного приводило и приводит всегда к неполному и несовершенному диагнозу, к неправильному предсказанию и неумелому лечению»

Задача хорошего знания людей стоит всегда и перед руководителями производственных коллективов, администраторами и организаторами. Они должны постоянно изучать кадры и ясно представлять себе сильные и слабые стороны каждого члена того коллектива, которым они руководят.

В решениях нашей партии красной нитью проходит мысль о необходимости учета психологии людей при работе с ними. Чем бы ни был занят, какой бы специальностью ни обладал коммунист, он прежде всего должен иметь дело с людьми, знать и понимать их и уметь к каждому из них подойти.

В ходе строительства -коммунизма достигаются все новые высоты в развитии производства, науки, в подъеме технической к общей грамотности народа, его культурного уровня. Между людьми создаются подлинно коммунистические общественные отношения (экономические, трудовые, идеологические, социально-психологические, семейные и т. д.). В личности строителя коммунистического общества происходят глубочайшие изменения. Моральный (СНОСКА: Быков К. М. Кора головного мозга и внутренние органы, Избр. соч., т. П. М., 1954, с. 377.) и идейный облик человека, складывавшийся на протяжении тысячелетий в условиях недостатка материальных благ, нищеты масс, эксплуатации трудящихся, все дальше уходит в прошлое.

Человек, строящий коммунизм, изменяется и как объект, и как субъект познания. Массовое .занятие физкультурой, а также широкое внедрение в жизнь норм, обеспечивающих нервно-психическое здоровье, приводят к постепенному совершенствованию физического облика как младшего, так и среднего и старшего поколения людей. Развитие в людях коммунистической целеустремленности, внутренней собранности, душевной бодрости и оптимизма, формирование в них уважения и доверия к человеку закономерно вызывают у все большего числа людей изменения в экспрессии закрепляя одни ее оттенки и проявления и затормаживая другие. С исчезновением пережитков прошлого в сознании все реже встречаются люди, не желающие и не умеющие трудиться, не ценящие общенародного достояния, равнодушно или хамски-высокомерна относящиеся к другому человеку. Таким образом, по мере строительства коммунистического общества одни вариации личности в? окружении каждого человека постепенно исчезают, но все чаще каждый человек будет встречать людей, внутреннее содержание и дела которых полностью отвечают требованиям морального кодекса строителей коммунизма.

Эти изменения, происходящие в облике и внутреннем мире советских людей, необходимо сказываются на содержании тех образов и понятий, которые формируются у познающего этих людей человека.

Но советский человек меняется не только как объект, но и как субъект познания. Обогащение и усложнение его внутреннего мира необходимо влияет на отражение им других людей. Формирующиеся у него коммунистические идеалы, духовное богатство, моральная чистота сказываются на содержании и уровне тех оценок, которые он дает окружающим его людям. «Другой человек» — это товарищ по общему делу. Его облик, личность, поступки, судьба становятся предметом действенного интереса каждого гражданина Советской страны. И иначе не может быть: поведение в соответствии с принципом: «Человек человеку — друг, товарищ -и брат» обязательно предполагает наличие у каждого стремления к хорошему знанию другой личности, к верному пониманию ее внутреннего мира, ее потребностей и возможностей.

Широкое и глубокое внедрение этого принципа в практику повседневного общения и совместной деятельности советских людей потребует и будет сопровождаться непрерывным подъемом не только политической и общефилософской образованности их, но и невиданным ранее повышением уровня грамотности граждан нашей страны в сфере человековедения.

В ходе строительства коммунистического общества связи отдельного человека с другими людьми будут неуклонно развиваться, становиться богаче, шире. Это будет означать создание объективных условий для формирования у каждого человека разносторонних, содержательных и правдивых представлений о людях, которые являются его товарищами по общему делу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]