- •5. Германия а) войны германцев *) с римлянами за своводу. А) походы друза и тиберия за рейн
- •Походы друза (12-9 гг.До н.Э.)
- •Главнокомандующим на рейне становится тиберий
- •Победы домиция агенобарба
- •Тиберий снова начальствует над войсками на рейне (4-6 гг.)
- •Б) поражение вара в тевтобургском лесу
- •Квинктилий вар
- •Германцы под римским владычеством
- •Арминий
- •Битва в тевтобургском лесу (9 г. Н.Э.)
- •Взятие ализона
- •В) походы германика
- •Мятеж легионеров на нижнем рейне
- •Германик
- •Первый поход германика
- •Второй поход
- •Германик на поле битвы в тевтобургском лесу
- •Опасное отступление цецины
- •Возвращение германика
- •Третий поход
- •Битва на идиставизонской равнине
- •Поражение германцев
- •Новая битва
- •Поход на хаттов и марсов
- •Тиберий отзывает германика с рейна
- •Триумф германика
- •Дальнейшая судьба арминия и маброда
Главнокомандующим на рейне становится тиберий
Место храброго Друза заняд его брат Тиберий, искусный полководец и дипломат. Он предпочел действовать переговорами, хитростыо, коварством, и этим путем достиг успехов, более значительных, чем его брат силой оружия. Тиберий убедил племена западной Германии, даже и сигамбров, сначала не поддававшихся его хитрости, отправить знатных старшин с предложением мира к императору, приехавшему в Галлию. Противозаконно и бесчестно эти послы были арестованы и отправлены по разным городам Галлии жить под стражей; римляне хотели держать их у себя, как заложников. Они лишили себя жизни, чтоб забота о их судьбе не стесняла свободу действий их соплеменников; но коварство римлян все-таки достигло своей цели. Германцы были смущены известием о том, что их послы взяты под стражу; Тиберий воспользовался расстройством их и немедленно повел легионы за Рейн; лишенные своих вождей, несогласные между собою германские племена не могли оказать сильного сопротивления. Тиберий победоносно прошел по их областям, увел на левый берег Рейна 40,000 германцев, большею частью сигамбров, дал им землю там; запуганные племена, отчаявшись в возможности сопротивления, одно за другим покорялись римлянам; земли между Рейном и Везером были сделаны римской провинцией. Есть рассказ, что один из германских родоначальников переплыл через Рейн в римский стан попросил позволения видеть Тиберия и приведенный к нему воскликнул, что до сих пор только слышал о богах, а теперь благословляет день, в который сподобился своими глазами видеть бога. Поклонение силе оружия, бывшее религиозным чувством римлян, производило подавляющее действие и на германцев.
Победы домиция агенобарба
События следующих лет неизвестны нам в точности. Август дал Тиберию за его победы над германцами триумф; но с этого триумфа начался и период немилости императора к Тиберию, который целые семь лет прожил в Родосе. Мы не имеем определенных сведений за эти годы о Германии. Историки упоминают лишь о походе Домиция Агенобарба, надменного человека, бывшого в родстве с императорским семейством. Он ходил за Эльбу, поставил на восточном берегу её жертвенник Августу, перевел гермундуров, одно из германских племен тех мест, в Южную Германию, поселил их между Майном и Дунаем и начал постройку «длинных мостов», бревенчатых гатей, ко-торыя вели от Рейна к Везеру и облегчали движения легионов через эти земли, где было множество болот. И Домиций, и преемник его Виниций заслужили своими победами над германцами почесть триумфа; но подробностей о их победах мы не знаем.
Тиберий снова начальствует над войсками на рейне (4-6 гг.)
Август запретил римским военачальникам ходить за Эльбу; судя по этому можно полагать, что походы за эту реку были неуспешны. Было решено вместо силы оружия вновь употреблять более верные средства: обольщение, хитрость, коварство; потому снова отправился на Рейн мастер в искусстве обманывать Тиберий. Начальником конницы у него был историк Веллеий Патеркул, низкий льстец, с пышным велеречием прославляющий подвиги своего обожаемого повелителя, сиянием его озаряющий и себя самого. Двумя походами Тиберий покорил племена, жившие между Везером и Эльбой: херусков, исполинов хавков, лангобардов, «превосходивших своею дикостью даже меру германской дикости»; меж тем как покорял их Тиберий, флот его шел вдодь берега Немецкого моря, покорил канинефатов, аттуарийцев, бруктеров, вошел в Эльбу, поднялся по ней до места, где было сухопутное войско. Но как ни блестящи были эти подвиги, римское владычество не укоренилось в той части Германии; свобода её подвергалась лишь мимолетной опасности, и когда легионы ушли, восстановилась; но Тиберию удалось установить римскую власть над племенами между Рейном и Везером. Римские войска на Рейне были многочисленны, имели сильные операционные базисы в укрепленных станах, особенно в Ксантенском и Ализонском; Тиберий мастерски обольщал, подкупал, обманывал; разрозненные между собою германцы привыкали повиноваться Риму; в особенности стали сближаться с римлянами эти племена, когда правителем Германии стал Сенций Сатурнин, честный и благоразумный человек, умевший соединять военную строгость с любезностью доброжелательного правителя. Он приучал дикарей понимать пользу цивилизации, они видели превосходство римского образа жизни над их привычками, начинали замечать, что они грубые дикари, ценить законный порядок и те удовольствия, какими пользуются образованные люди. Укрепленные станы легионов сделались рынками, на которых иноземные купцы предлагали дикарям товары южных стран; германцам нравились приятности цивилизованной жизни. Они вошли в тесные сношения с римлянами, научались их языку и обычаям; римское право распространялось в Западной Германии; молодые германцы служили в римских войсках, щеголяли римскими военными нарядами, гордились, получая право римского гражданства. Германская национальность подвергалась большой опасности: можно было полагать, что римляне успели упрочить свое владычество за Рейном и Дунаем; в римских войсках служили германские князья, как например, Марбод и Арминий, по-видимому, они были верные слуги. Но оказалось, что любовь к свободе и родине еще не умерла в германцах.
МАРБОД
Марбод был военачальник маркоманов, храброго племени, которое принадлежало к свевскому союзу и которому римляне поручили охранять границу на юге от Майна; человек знатного рода, Марбод был крепок телом и отважен духом; в молодости он два года прожил в Риме, приобрел расположение Августа и до такой степени усвоил себе римскую культуру, что в нем, как говорили римляне, почти невозможно было узнать варвара. Около того времени, как Друз ходил к Эльбе, Марбод, научившийся римскому военному искусству и ознакомившийся с римской политикой, возвратился на родину. Сделавшись правителем своего племени, он увел маркоманов с берегов Рейна и Майна, из опасного для них соседства римлян, задумал поселить их далыпе от римлян на востоке. Силой или мирным договором с туземцами, он приобрел своему племени безопасную страну, окруженную горами землю боиев (Bojohaemum, Богемию). Эту обширную крепость, созданную природой, он сделал центром союза племев, границы которого доходили до северного берега Дуная и который должен был остановить расширение римского государства. Марбод окружил себя телохранителями, подобно императору. Его многочисленное храброе войско быдо обучено по римски, и скоро маркоманская федерация стала так сильна, что внушила опасения римлянам. Осторожный и хитрый Марбод сначала притворялся усердным другом их, облегчил римским купцам приезд в свою землю; но вместе с могуществом росла и его гордость; он стал говорить так горделиво, что была видна его твердая уверенность в своих силах. Царство его сделалось убежищем всех недовольных и преследуемых римлян.
ОТНОШЕНИЕ МАРБОДА К РИМЛЯНАМ ВО ВРЕМЯ ВОССТАНИЯ ПАННОНЦЕВ
(6-9 гг.)
В Риме нашли, что нельзя бездейственно смотреть на то, как растет могущество маркоманского царства, граница которого дошла до Дуная. Было решено разрушить это царство одновременным нападением с востока и запада. Тиберий собирал в Карнунте большое войско, с которым хотел идти вверх по Дунаю, а Сенций Сатурнин должен был идти на Марбода из земли хаттов через Герцинский лес. План был составлен хорошо, но не был исполнен. Восстание паннонских племен принудило Тиберия вести легионы на низовье Дуная, и Август поспешил закдючить с Марбодом мир, на выгодных для него условиях, чтобы он остался в своих горах, не увеличил своим нападением опасность, гро-зившую Риму на востоке от Адрии. Мы уже говорили (стр. 12) об ужасной войне, которою римляне, опустошив Паннонию, покорили ее. Когда Германик привез в Рим известие о победоносном окончании трехлетней борьбы, там поднялся восторг. Были совершаемы праздники, воздвигаемы памятники во славу римских подвигов. Но скоро праздники сменились трауром, блогодарственные молитвы - мольбами об избавлении от бед. Рим был поражен как молниею с ясного неба ужасной вестью о погибели войска в Германии.
