
- •1. Балканы – зона этнической напряженности.
- •2. Депортация. Зарубежный опыт.
- •3. Кавказская зона этнической напряженности.
- •4. Классификация этнических групп, участвующих в конфликте.
- •4. Концепция государственной национальной политики рф.
- •6. Международные и федеральные правовые акты в области национальной политики.
- •7. Многообразие федеративных систем в полиэтничном обществе.
- •8. Национализм как политическая идеология и движение. Сущность, типы и формы национализма.
- •9. Национальная политика в Российской империи.
- •10. Национальная политика и политические партии в современной России.
- •11. Национальная политика кпсс.
- •12. Национально-государственное устройство современного Российского государства.
- •13. Определение этничности. Объективная и субъективная этничность.
- •14. Права коренных (аборигенных) народов (отечественный опыт).
- •15. Права человека и право народа на самоопределение. Защита национальных меньшинств. Права коренных (аборигенных) народов (зарубежный опыт).
- •16. Предмет этнополитологии.
- •17. Проблемы национальной идентичности. История и современность.
- •18. Проблемы самопровозглашенных государств.
- •Территории бывшего ссср:
- •Территория Сомали:
- •Прочие:
- •19. Проекты в области национальной политики и федеративного устройства рф.
- •20. Сталинские депортации народов и их последствия.
- •21. Становление федерации и федеративных отношений в России в 1990-е - нач. 2000-х гг.
- •22. Типология национальных движений (на примере России и постсоветских государств).
- •23. Типология полиэтнических государств.
- •24. Типы и формы автономии в полиэтнических государствах.
- •25. Формирование и развитие этнополитических идей.
- •26. Этнополитические проблемы в Восточной Европе.
- •27. Этнополитические проблемы на постсоветском пространстве. Проблемы русского меньшинства.
- •28. Этнические чистки. Геноцид.
- •29. Этнополитическая мотивация "взрыва" этничности во второй половине XX века.
- •30. Этнополитические аспекты этнических миграций.
- •31. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Азия и Африка).
- •32. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Европа и Америка).
- •33. Этнополитические конфликты (на примере постсоветских государств).
- •34. Этнополитические конфликты и их типология.
- •35. Этнополитические мотивы распада ссср.
- •36. Этнос. Типология этнических общностей людей.
15. Права человека и право народа на самоопределение. Защита национальных меньшинств. Права коренных (аборигенных) народов (зарубежный опыт).
Международные нормы и стандарты в области регулирования отношений между коренными народами и компаниями:
Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов
Операционное руководство Всемирного Банка
Международная Финансовая Корпорация. Стандарт деятельности по коренным народам
Добровольные руководящие принципы АГУЭЙ-ГУ
Экваториальные принципы
Глобальный Договор
Европейский Банк Реконструкции и Развития. Требования к деятельности в отношении коренных народов
Из Декларации ООН о правах коренных народов: Ст.3 Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие. Ст.4 Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций. Ст.5 Коренные народы имеют право сохранять и укреплять свои особые политические, правовые, экономические, социальные и культурные институты, сохраняя при этом свое право, если они того желают, на полное участие в политической, экономической, социальной и культурной жизни государства.
Ориентиром является Конвенция “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”, принятая генеральной конференцией Международной Организации Труда 26 июня 1989 г. Обращая внимание на то, что эти народы беспрепятственно и без дискриминации пользуются правами человека и основными свободами, она формулирует положения о специальных мерах охраны лиц, принадлежащих к соответствующим народам, с целью смягчения трудностей, переживаемых ими. Декларируется право выбора указанными народами собственных приоритетов для процесса развития, а также права на традиционно занимаемые земли; пользование и управление природными ресурсами, находящимися на этих землях; получение компенсация за убытки и ущерб, наносимый им в связи с использованием данных земель. Правительствам предлагается вырабатывать специальные меры, защищающие права и интересы коренных народов в области найма и условий занятости, профессиональной подготовки кустарных промыслов и сельских ремесел, социального обеспечения и здравоохранения, образования и средств общения, судебно-правовой защиты, где будут приниматься во внимание обычаи названных народов и особенности их этнического, социального и культурного положения.
В Эквадоре большое число детей коренных народов умирают от недоедания или респираторных и желудочно-кишечных инфекций, которые относятся к легко излечимым болезням. В Центральной Австралии 40 % детей аборигенов госпитализируются с острым респираторным заболеванием в первые два года своей жизни. Показатель детской смертности в общинах коренных народов Австралии примерно в три раза выше по сравнению со среднестатистическим по стране. Согласно докладу, опубликованному Австралийским институтом здравоохранения и социального обеспечения, от диабета умирает 5 % всех аборигенов по сравнению с 2 процентами жителей, не являющихся аборигенами. В Новой Зеландии вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, пневмонии и гриппа, хронических респираторных заболеваний и инфекции кожи среди мужчин маори в два раза выше, чем у мужского населения, не принадлежащего к этому племени. В Чили обрисована мрачная картина положения коренных народов в Южной Америке. В нем отмечается, что 79 % коренных народов Перу являются бедными, а более половины живут в условиях крайней нищеты. В Гватемале 87 % коренных народов находятся за чертой бедности, а 61 % находится за чертой крайней бедности. По национальным стандартам, бедными в Гватемале считаются люди, доход которых составляет менее 60 долл. США в месяц. Уровень крайней нищеты соответствует ежемесячному доходу 30 долл. США на душу населения. В Гватемале большинство коренных народов не имеют доступа к безопасной питьевой воде, санитарным условиям и электроснабжению. Водопровод имеется менее чем в одной трети домов коренных народов по сравнению с половиной домов некоренных народов. В Боливии продолжительность обучения в школе коренных народов на три года меньше по сравнению с некоренными народами. В Австралии наблюдается значительное сокращение доли школьников-аборигенов старше 14 лет с 98 % в возрасте 14 лет до 31 % в возрасте 17 лет. Почти половина аборигенов и жителей островов Торресова пролива в возрасте 15 лет и старше не имеют официального образования или недоучились до 10 уровня (что соответствует 10 классу в США). По оценкам, 43 % мексиканских индейцев не могут ни читать, ни писать, а 58 % пятилетних детей не посещают школу.
На севере Канады по договорам земельных претензий были проведены переговоры между коренными народами и правительством Канады. Договоры были одобрены, а парламент придал им законную силу. В Канаде коренные вопросу участвуют в органах самоуправления и в урегулировании земельных вопросов.
Сравнительный анализ политики России, США, Канады, стран Скандинавии по присоединению северных земель и освоения их ресурсов показал, что на определенном этапе эта политика повсеместно трансформируется в политику доминирования и патернализма в отношении коренных народов и их ассимиляции. Такая политика сопровождается отчуждением коренных народов от своих территорий и ресурсов, потери контроля над их использованием. Системным результатом такой политики становятся острые социальные проблемы коренных народов: экономическая и социальная апатия, потеря ценностных ориентиров, чувство безнадежности и бессмысленности жизни, алкоголизм, суициды. Социальные проблемы при этом превращаются в факторы, препятствующие включению коренных народов в проекты развития, и повсеместно используются как доказательства объективности процессов ассимиляции и отсутствия альтернатив политике патернализма. Возникает замкнутый круг неблагополучия коренных народов, из которого не выбраться без изменения всех условий, которые определяют неблагополучие.
Новые модели отношений с коренными народами получили развитие в начале 70-х гг. ХХ столетия. За прошедший период коренные народы реализовали право на самоуправление в форме общественного управления территорией (Гренландия как Самоуправляемая Территория Дании, Северный Склон Аляски как Национальный Район, Нунавут как Территория на Севере Канады), а также аборигенного управления (около двух десятков обширных территорий с аборигенной формой управления на Севере Канады). В урбанизированных районах и городах Канады развиваются специфические формы самоуправления коренных жителей, нацеленные на их социальную адаптацию и обеспечение духовного здоровья. Развивающейся формой реализации интересов Саами в Норвегии, Швеции и Финляндии стали саамские Парламенты и Советы, и особые права в сфере оленеводства.
Первостепенное значение на Аляске и Севере Канады придавали правам собственности аборигенных народов на земли и ресурсы. Земельными соглашениями обычно определялись две или три категории территорий, на которые распространяются следующие элементы прав собственности коренного народа:
- основные права собственности (категория А),
- собственность на поверхностные ресурсы (категория B),
- земли (территории) категории С, на которых признается преимущественное право аборигенов на ресурсы традиционной экономики, либо в отношении этих ресурсов или земель в целом устанавливается режим совместного управления.
В настоящее время становится очевидным, что будущее коренных народов зависит не только от сохранения условий для традиционного жизнеобеспечения и развития сопряженных отраслей хозяйства (туризм, использование животного мира и дикоросов в коммерческих целях и т.п.), и не просто от закрепления права собственности на леса и недра аборигенных земель. Как показывают передовые примеры канадского опыта, перемены к лучшему в общностях коренных народов происходят вместе с развитием сети аборигенных предприятий, которые эффективно используют обретенную собственность на природные ресурсы, работа которых на условиях аутсорсинга или в качестве партнера в акционерном капитале востребована компаниями, добывающими минерально-сырьевые ресурсы Севера. Поэтому важнейшим направлением политики Канады в отношении коренных народов является развитие человеческого капитала аборигенных общин и развитие аборигенных предприятий в рамках соглашений с крупными добывающими компаниями, стремящимися получить доступ к добыче минеральных или топливно-энергетических ресурсов.
Создание сети аборигенных предприятий стало важным пунктом современных соглашений по территориальным претензиям коренных народов. Сфера деятельности аборигенных компаний охватывает производство продуктов питания, предоставление коммунальных услуг, обслуживание, строительство, основные и вспомогательные операции при добыче полезных ископаемых, телекоммуникации, различные виды транспорта и т.д. Важнейшими критериями положительного воздействия промышленности на коренные народы Канады становятся показатели роста человеческого потенциала и экономического развития национальных территорий и поселений: развитие предпринимательства, увеличение числа аборигенных предприятий, численности коренных жителей, занятых в промышленности, получающих среднее профессиональное и высшее образование, рост доходов.