
- •Неоструктурное районирование северо-западного кавказа (опережающие исследованиея для инженерных изысканий) москва «недра» 1992
- •Глава 1
- •1.1. Неоструктурное районирование
- •1.2. Основные этапы геологического развития и структурно-литологические подразделения образовании бассейнового генетического комплекса.
- •1.3. Традиционная датировка геоморфологических уровней в центральных частях мегасвода
- •1.4. Палеогеографические данные о времени возникновения и проявления в рельефе кавказского орогена
- •1.5. Методика расчленения образований террасового генетического комплекса
- •Глава 2
- •Глава 3
- •3.1. Датировка геоморфологических уровней в периферических частях мегасвода
- •3.2. Краткая характеристика геоморфологических профилей и страторайонов
- •3.3. Этапы орографического становления западной части мегасвода
- •Глава 4
- •4.1. Северное обрамление мегасвода
- •4.2. Западный сегмент мегасвода
- •4.3. Западная часть центрального сегмента мегасвода
- •4.4. Сочленение западного и центрального
- •4.5 Южное обрамление западной части мегасвода
- •4.6. Сочленение мегасвода и керченско - таманской области
- •Глава 5
- •5.1. Соотношение геосинклинальных и орогенных структур. Проблема структурно-геоморфологической основы для решения различных прикладных задач
- •5.2. Неоструктурное положение северо-западного кавказа. Проблема выделения сейсмогенерирующих структур
- •5.3. Геосинклинальные и орогенные структуры
- •5.4. Детализация неоструктурного районирования.
С.А.Несмеянов
Неоструктурное районирование северо-западного кавказа (опережающие исследованиея для инженерных изысканий) москва «недра» 1992
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение новейших тектонических структур, определивших главные черты современного рельефа, имеет особенно большое значение для горных областей. Оно служит основой — исходной схемой — для инженерно-геологического, гидрогеологического и сейсмического районирования, широко используется при поисках россыпных месторождений, нефтегазоносных структур и молодых эндогенных рудопроявлений.
Сказанное в полной мере относится и к Северо-Западному Кавказу, представляющему собой западную часть крупного эпигеосинклинального орогенического мегасвода. По его периферии в молодых молассовых прогибах размещаются известные нефтяные и газовые месторождения. Некоторые рудные месторождения в горной области считаются молодыми или регенерированными в новейшую эпоху. Но особенно важны здесь неотектонические исследования в связи с расширением курортного и жилищного строительства на Черноморском побережье, где расположены хорошо известные курортные зоны. Одна из таких зон — курорт Большое Сочи — имеет протяженность более 100 км; в ее пределах создается новый национальный парк. Освоение и реконструкция подобных курортных зон требуют активизации работ по их инженерной защите и охране окружающей среды. Здесь необходимы также комплексные работы по поискам пресных и минеральных вод, сейсмическому микрорайонированию и прогнозу опасных геологических процессов.
По этому поводу издан ряд правительственных и ведомственных постановлений. Рассматриваемого региона касается, в частности, постановление Совета Министров РСФСР от 26 июля 1989 г. № 233 «О неотложных мерах по усилению охраны и улучшению использования природных лечебных средств на курортах Черноморского побережья Краснодарского края». В нем предусматриваются увеличение объемов комплексных берегоукрепительных и противооползневых работ, восстановление пляжей, корректировка генеральных планов развития городов-курортов и усиление контроля за их реализацией, созданием новых бальнеологических и рекреационных зон, Сочинского государственного природного национального парка. Планируется также разработка схемы районной планировки Краснодарского края.
Для повышения эффективности таких работ, особенно для разных видов инженерных изысканий, очевидно, необходима надежная неотектоническая схема. Ее составление должно предшествовать началу любых подобных прикладных исследований. Поэтому актуален вопрос об опережающих неотектонических исследованиях, их составе и детальности.
В настоящее время многие горные регионы нашей страны не имеют достаточно детальной неотектонической схемы для обеспечения инженерных изысканий и решения других прикладных задач. И в этом отношении Северо-Западный Кавказ типичен, так как до последнего времени его неотектоника была недостаточно детально изучена, следствием чего явилось сосуществование взаимоисключающих схем районирования молодых структур, ни одна из которых не могла, естественно, считаться удовлетворительной для прикладных исследований.
В подобной ситуации вопрос об однозначности неотектонического районирования и его достаточной детальности может быть решен путем привлечения более совершенной методики исследований. В настоящей работе излагаются результаты применения на Северо-Западном Кавказе новой методики анализа новейших структур, разработанной и эффективно использовавшейся в других горных областях Н. П. Костенко [16], С. А. Несмеяновым [23, 24] и др. Неотектоническое районирование проводилось сотрудниками ПНИИИСа в составе комплексных исследований, связанных с уточнением исходной сейсмичности курортных зон Большая Анапа и Большое Сочи.
Автор благодарен за содействие в сборе информации геологам Н. В. Алексан-дровой, И. И. Бархатову, Ф. К. Байдову, В. В. Богачеву, Я. А. Измайлову, В. М. Кондрякову, С. П. Левицкой, Ю. К. Михайлову, Н. Ф. Соловьевой, Д. А. Туголесову, A. П. Щеглову, археологам П. У. Аутлеву, Л. В. Головановой,B. П. Любину, Д. А. Чистякову, В. Е. Щелинскому, палинологу Г. М. Левковской и палеонтологу Г. Ф. Барышникову. В оформлении работы принимали участие Г. А. Андреева, Т. С. Бондарева, Р. В. Смоляр, И. Г. Патрашкова и 3. А. Тюрина, которым автор приносит свою искреннюю признательность.
ВВЕДЕНИЕ
Кавказ как один из наиболее изученных регионов альпийского пояса нашей страны давно уже рассматривается в качестве полигона, на котором проверяется реальность различных геотектонических теорий и гипотез. Он был эталонным объектом при разработке геосинклинальной теории в период господства фиксистских взглядов, он же активно анализируется при проверке различных вариантов мобилистских представлений, включая и гипотезу тектоники плит. В последнем случае большое внимание уделяется именно Северо-Западному Кавказу, граничащему с Черноморской впадиной, на стыке которых, по мнению ряда исследователей, располагается современная зона субдукции.
Анализ новейших структур может дать определенный материал для подтверждения тех или иных теоретических построений, а соответственно и для практических решений. Однако для этого неоструктурное районирование должно быть достаточно детальным, а природа и соотношения новейших структур — расшифрованы с необходимой определенностью.
До последнего времени изученность новейших структур Северо-Западного Кавказа допускала сосуществование тектонических схем, в одной группе которых Большой Кавказ трактовался в качестве единого свода, нарушенного лишь несколькими поперечными флексурами или разрывами, а в другой — преобладающими считались именно флексуры и разрывы, поперечные к оси хребта. Поэтому здесь равноценно обосновывались взаимоисключающие тектонические концепции.
Проведенное автором изучение структур западной части Большого Кавказа опиралось не только на результаты геологического картирования, но и на детальное изучение деформаций четвертичных речных и морских террас и более древних долинных и водораздельных геоморфологических уровней, а также на дешифрирование разномасштабных аэрофотоматериалов. В результате было установлено, что тектоническое строение рассматриваемого региона определяется существованием двух самостоятельных структурных планов, отвечающих геосинклинальному и орогеническому этапам геологического развития.
Геосинклинальному этапу соответствует мощный комплекс сложно дислоцированных доолигоценовых осадочных, метаморфических и магматических образований. Среди них палеозойские (иногда только раннепалеозойские) и более древние образования слагают относительно жесткий фундамент, а мезозойские и палеогеновые — значительно более пластичный чехол, смятый в сложные, часто опрокинутые и нарушенные разрывами складки. Сильная залесенность территории весьма осложняет расшифровку структур. Это обусловливает неоднозначность трактовки дислокаций, особенно разрывных, обычно характеризующихся из-за пластичности толщ маломощностью разрывных зон. В результате на геологических картах одних исследователей (особенно нефтяников) преобладают складчатые структуры, осложненные сбросами, а на картах других (прежде всего занимающихся рудными месторождениями) — широко представлены складчато-блоковые структуры и надвиги.
Осадки орогенического этапа распространены в основном по периферии Большого Кавказа — в Индоло-Кубанском и Туапсинском краевых и Рионском межгорном прогибах, а также в расположенной на его западном продолжении Керченско-Таманской области. Они дислоцированы существенно слабее пород геосинклинального комплекса.
Новейшие тектонические движения и структуры орогениче-ских поднятий расшифровываются по деформациям террасовых уровней и первоначально субгоризонтальных или слабонаклои-ных обширных денудационных поверхностей (педиментов и педипленов). Их картирование и особенно датировка значительно сложнее, чем отложений геосинклинального комплекса. Поэтому орогенические структуры до последнего времени были слабее изучены.
Терминология орогенических структур неоднозначна. Традиционно новейшее поднятие Большого Кавказа именуется мегаантиклинорием. Однако термины «антиклинорий» и «синклинорий» употребляются для геосинклинальных образований. Выделение большинством исследователей постгеосинклинальной (эпигеосинклинальной) орогенической стадии геологического развития и выявление существенных различий между геосинклинальными (доолигоценовыми) и орогеническими структурами противоречат использованию указанных терминов для орогенических структур. Анализ геоморфологических данных позволяет рассматривать Большой Кавказ в качестве крупного сводово-глыбового сооружения, разделенного поперечными разломами и флексурами на ступени — сегменты [21]. В пределах таких ступеней выделяются горсты, грабены и сводово-горстовые поднятия. Поэтому для орогенической структуры Большого Кавказа в целом целесообразно употреблять термин «мегасвод». Такой мегасвод может делиться на поперечные сегменты, продольные зоны, гряды и цепи блоковых и складчато-блоковых структур.
В пределы описываемого района входят Западный сегмент мегасвода (230X50 км) и западная часть Центрального сегмента (150 км из общей протяженности около 700 км и шириной до 150 км). В Западном сегменте выделены зона осевых брахисводов, включающая Баканский, Афипский и Семашхинский брахисводы, а также Северная прибортовая зона линейных продольных структур и Южная прибортовая зона, объединяющая Джанхотскую подзону преимущественно поперечных блоков и подзону Большого Сочи с преимущественно продольными складчато-блоковыми и складчатыми структурами. Поперечные структуры, разделяющие сегменты и брахисводы, представлены главным образом зонами поперечного дробления, различными по ширине, строению и глубине проникновения в пределы мегасвода. Последний ограничен широкими флексурно-разрывными и флексурными зонами глубинного заложения. Структуры геосинклинального и орогенического (эпигео-синклинального) этапов геологического развития формировались в разной тектодинамической обстановке. Развитие новейшего орогенеза связано с изменением характера главных тектонических напряжений и сопровождалось структурной перестройкой. Сказанное и определяет структуру работы. Она начинается рассмотрением истории неотектонических исследований с учетом применявшихся методик, затем дается краткая схема неоструктурного районирования, анализируется датировка геоморфологических уровней на фоне истории геологического развития территории, описываются новейшие структурные зоны западной части мегасвода и его ближайшего обрамления, наконец, рассматриваются главные теоретические и практические проблемы, связанные с неоструктурным районированием рассматриваемой территории, а также вопрос о составе опережающих по отношению к инженерным изысканиям неотектонических исследований.