- •33.Речь автора и речь персонажа. Понятие лирического героя.
- •34. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи.
- •36.Силлабическая система стихосложения. Основные размеры русской силлабики и их выразительные свойства.
- •38.Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные метры.
- •39.Стих как элементарная единица стихотворного ритма. Понятие единства и тесноты стихотворного ряда тынянова. Ритмические определители стиха.
- •6. Проблема содержания и формы в литературе. Гегель о дидактическом единстве и возможности содержания и формы. Гегель: «лекции по эстетике (об единстве идеи и формы в искусстве)».
- •Типология сюжетов:
- •Компоненты сюжета:
- •23.Эпитет.Сравнения.Ее разновидности, изобразительно-выразительные функции.
- •26,27.Метонимия и синекдоха; их изобразительно-выразительные средства функции. Гипербола и литота; их художественные функции.
- •28.Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства.
- •45.Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы.
28.Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства.
Анафора – синтаксический прием, обозначающий единоначатие – словесный повтор, при котором одно и то же слово стоит в начале двух и более соседних стихов или двух и более соседних прозаических фраз.
Например: «Познал я глас иных желаний,
«Познал я новую печаль». (А. С. Пушкин).
Например: «Он не мог ошибиться. Только одни на свете были эти глаза. Только одно было на свете существо, способное сосредоточить для него весь свет и смысл жизни». (Л. Н. Толстой).
Своеобразным оттенком выразительности отличается прозаическая анафора союза «и». Она была очень употребительна в христианской церковной литературе – в евангелии: с ее помощью передавалась торжественность мифологического повествования.
Эпифора – синтаксический прием, обозначающий вынесение одних и тех же слов или словосочетаний в конце нескольких соседних стихов, или строф, или прозаических абзацев. В стихотворении Пушкина «Моя родословная» каждая строфа заканчивается словом «мещанин», что передает горький и вместе с тем вызывающий юмор поэта, потомка знатного и знаменитого рода, оказавшегося почти разночинцем, «мещанином».
Героическую роль эпифора играет в стихотворении А. Межирова «Коммунисты», где четырежды в завершении строф повторяется призыв: «Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед!».
Эпифора встречалась и в прозе, например, в слове Святослава Киевского в «Слове о полку Игореве», где каждое его обращение к каждому князю заканчивается призывом: «за землю Русскую, за раны Игоря, буего Святославича».
30. ИНВЕРСИЯ И АНАКОЛУФ. РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ и их эмфатическое значение. (часть)
Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.
Некоторые фигуры поэтической речи:
- инверсия – расположение слов в словосочетании или предложении в порядке, отличном от естественного («Белеет парус одинокий в тумане моря голубом»). Существуют контактная инверсия, при которой смежность слов сохраняется («Как трагик в провинции драму Шекспирову»), и дистантная инверсия, при которой происходит «вклинивание» слов («Покорный Перуну старик одному»);
- анаколуф – неверное использование грамматических форм при согласовании и управлении («Чувствуемый оттуда запах махорки и какими-то прокислыми щами делал почти невыносимым жизнь в этом месте»);
- риторический вопрос - такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа («Знаете ли вы украинскую ночь?»);
- риторическое обращение – такое обращение, которое используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое («Татьяна! Милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью»);
- риторическое восклицание – восклицание, интонация которого не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей передается, выражая тем самым отношение к данному явлению («Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг! Привод, вихрь дли! Не опоздай!»).
42.ПОНЯТИЕ СТРОФЫ. ВИД СТРОФ. Понятие «твердые строфы». (часть)
Строфа - сочетание нескольких стихотворных строк (стихов), составляющих ритмическое, синтаксическое и смысловое целое. В составе строфы может быть от 2 до 14 стихотворных строк.
Простейшей строфой является двустишие (дистих). Этот вид строфы сравнительно редко используется в русской поэзии. Приведем несколько двустиший из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Морская царевна»:
В море царевич купает коня;
Слышит: «Царевич! Взгляни на меня!»
Строфа, состоящая из трех стихов, называется трехстишием (терцетом). Терцет используется в довольно небольшом количестве стихотворений русских поэтов. Гораздо чаще этот вид строфы входит в состав крупных строф. Терцетами написано стихотворение А.А. Блока «Песнь Ада»:
День догорел на сфере той земли,
Где я искал путей и дней короче.
Там сумерки лиловые легли.
Наиболее популярным видом строфы у русских поэтов является четверостишие (катрен). Сочетание четырех стихотворных строк позволяет достичь невероятного разнообразия ритма, интонации. Четверостишие отличается гибкостью синтаксиса и может, в свою очередь, входить в состав более крупных строф (например, сонета или онегинской строфы). В четверостишии используются все способы рифмовки, однако наиболее часто встречаются перекрестные рифмы.
Особый вид строфы, состоящей из четырех строк, представляют собой стансы. В русской поэзии стансы – это строфа из четырех стихов четырехстопного ямба, в которой используется перекрестная рифма. Кроме этих формальных особенностей, каждая строфа отличается смысловой завершенностью. Наиболее яркие стихотворения, написанные стансами: «Во глубине сибирских руд…», «Стансы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (А. С. Пушкин)
Традиционная форма пятистишия заключается в следующей схеме: abaab.
Давно стихами горит Нева, (a)
Страницей Гоголя ложится Невский, (b)
Весь Летний сад – Онегина глава, (a)
О Блоке вспоминают Острова, (a)
А по Разъезжей бродит Достоевский. (b)
Секстина – строфа из шести стихов, где четверостишие продолжается и заканчивается парным двустишием (ababcc).
Мне ль повадку не знать людскую, (a)
Обведешь меня словом ты ли? (b)
Люди больше меня тоскуют, (a)
Видишь – ветер винтом схватили. (b)
Видишь – в воздух уперлись пяткой, (c)
На машине качаясь шаткой. (c)
Октава – строфа из восьми стихов, которые рифмуются по схеме abababcc с обязательным чередованием мужских и женских клаузул. Наиболее известным произведением русской поэзии, в котором использована октава, является пушкинская поэма «Домик в Коломне».
Четырехстопный ямб мне надоел: (a)
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву (b)
Пора б его оставить. Я хотел (a)
Давным-давно приняться за октаву. (b)
А в самом деле: я бы совладел (a)
С тройным созвучием. Пущусь на славу! (b)
Ведь рифмы запросто со мной живут; (c)
Две придут сами, третью приведут. (c)
Терцины состоят из трехстиший пятистопного ямба, в котором средний стих предыдущего трехстишия рифмуется с крайними стихами последующего.
Да, ранят все, последний убивает, (a)
Вам мой привет, бесстрастные часы, (b)
Моя душа вас набожно считает! (a)
Тот – острым жалом вдумчивой осы (b)
Язвит мечты; тот – как кинжалом режет, (c)
Тот грезы косит с быстротой косы. (b)
Что вопли, стоны, что зубовный скрежет (c)
Пред тихим вздохом, данником часов! (d)
Боль жизни ровно, повседневно нежит… (c)
Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов пятистопного или шестистопного ямба, в которых первые восемь стихов, разделенные на два четверостишия, рифмуются перекрестно или по принципу кольца одной парой рифм, а следующие шесть стихов имеют три пары рифм, которые могут располагаться по-разному.
То было в полдень, в Нубии, на Ниле. (a)
Пробили вход, затеплили огни – (b)
И на полу преддверия, в тени, (b)
На голубом и тонком слое пыли, (a)
Нашли живой и четкий след ступни. (b)
Я, путник, видел это. Я в могиле (a)
Дышал теплом сухих камней. Они, (b)
Сокрытое пять тысяч лет хранили, (a)
Был некий день, был некий краткий час, (c)
Прощальный миг, когда в последний раз (c)
Вздохнул здесь тот, что узкою стопою (d)
В атласный прах вдавил свой узкий след. (e)
Тот миг воскрес. И на пять тысяч лет (e)
Умножил жизнь, мне данную судьбой. (d)
Триолет – стихотворение из восьми стихов четырехстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых двух стихах приводит к полному повторению первого стиха на четвертом и седьмом, а второго – на восьмом.
«Лизета чудо в белом свете, - (a)
Вздохнув, я сам себе сказал, - (b)
Красой подобных нет Лизете; (a)
Лизета чудо в белом свете, (a) – полное повторение первого
Умом зрела в весеннем свете». (a)
Когда же злость ее узнал… (b)
«Лизета чудо в белом свете!» - (a) – полное повторение первого
Вздохнув, я сам себе сказал. (b) – полное повторение второго